Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Симеон, архиепископ Солунский. О храме Божием и о служащих в нем. Толкование на Символ веры.
Человек, который впервые переступает порог храма, обычно стесняется и боится сделать что-нибудь неправильно. Он не знает, как устроен храм, кто изображен на иконах, как и когда нужно совершать крестное знамение. Не знает, чем отличаются между собой священнослужители или церковнослужители, не понимает смысла священнодействий, совершаемых в храме, не знает молитв. В общем, очень многого не знает. А между тем осознанная жизнь каждого православного христианина в лоне Церкви начинается именно с того, что он начинает постигать все эти знания, начинает изучать основы православной веры. Несомненно, помочь в этом непростом деле могут труды святых отцов, и в частности литургические труды святителя Симеона Солунского. Две книги, составленные на основе этих трудов, вышли в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Их мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Святитель Симеон, архиепископ Солунский - знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константинополе. Принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь предположительно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, как считают историки, бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года отец Симеон был поставлен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам рассказывает о себе, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города. Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть, которая наступила 28 сентября 1429 года. Официальное прославление святителя состоялось в 1981 году, когда он был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.
Святитель Симеон признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным классическим трудом «Диалог против ересей и о Единственно-Истинной нашей Христианской вере, а также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви». Вместе с некоторыми другими работами автора, эта книга была впервые опубликована Патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведена на новогреческий язык в 1791 году и на русский - в 1856-1857 году. Эта работа представляет собой адаптированное для современного православного читателя переиздание книги 1856 года «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского» и наиболее известна под названием - «Премудрость нашего спасения».
При составлении книг, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию, были использованы следующие труды: «Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» и «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского». Текст приводится с незначительными изменениями. Обе книги адресованы всем, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. Всем, кто хочет больше узнать о духовном богатстве православной традиции и церковной жизни. Первая из представленных книг называется «О храме Божием и о служащих в нем». Она посвящена истолкованию символики храма и священных одежд диаконов, священников и архиереев, а также аллегорическому толкованию главного христианского богослужения - литургии.
В предисловии книги приводятся следующие слова святителя: «Подвигнутые Божественной любовью к исследованию того, что означают обряды священнодействий, совершаемых во время Божественных служб, и какое значение имеют священные облачения, с любовью примите и наши посильные об этом ответы, которые мы даем, также ободряясь любовью Духа, памятуя в особенности величайшее из дел Самосущей Любви — Бога, Который, как написано, так возлюбил нас, что отдал за нас Сына Своего Единородного (Ин. 3,16). Этот Единородный Сын Божий пришел с любовью и, везде сый, вселился в нас, Младенцем рожден был от Девы, прошел все возрасты, чтобы я всецело очистился и принял освящение через Его дела и учение. Наконец Он Самого Себя предал мне в причастие. После соединения со мною в начатках естества, принятых Им от Девы, нужно было, чтобы соединение сделалось действенным и распространилось на всех верующих, потому что в этом-то и состоит тайна моего воссоздания и оживотворения. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, — говорит Он, — и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53) и: Я живу... и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57). И это, по благости Своей, совершил Он через таинства». И далее святой Симеон объясняет всё то, что должен знать и новоначальный христианин, и христиане вообще.
Однако, кроме символики, облачений, священнодействий и других аспектов, касающихся храма Божиего, христианин должен знать Символ веры, толкование на который содержится во второй книге. Тем, кто уже воцерковлен, и в храме бывает очень часто, «Символ веры хорошо знаком хотя бы потому, что мы постоянно слышим его пение во время каждой литургии. Он нам привычен, и мы порой не задумываясь поем его вместе со всеми. Однако Символ веры это прежде всего древний богословский текст. в котором содержатся все догматы и раскрывается сущность христианской веры и упования. Поэтому так важно понимать его смысл. В этой небольшой книге под одной обложкой собрано три произведения святителя Симеона Солунского: «Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской», «Изложение необходимейших указаний о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены» и «Двенадцать глав или членов, как называют их некоторые, содержащих в себе единую христианскую веру нашу».
Эту книгу также предваряют слова автора, который пишет: «Что касается священнейшего Символа истинной и единой христианской веры нашей, то каждому верующему необходимо и спасительно больше, чем что-либо другое, содержимое нами, соблюдать его неприкосновенно, не повреждая ни одного слова и ударения, исповедовать его всей душой, а иногда и давать отчет в понимании его по мере сил. Но те, которые имеют ведение и получили учительское достоинство, должны исполнять это преимущественно перед другими и располагать свою душу так, чтобы она чувствовала в этом потребность. Вот почему и мы, хотя по разуму и учению ниже всех самых меньших чад Церкви, будучи удостоены величайших дарований Церкви и призваны по благодати Человеколюбивого Бога в сан учительства и архиерейства, сочли правильным для пользы приступающих к вере и требующих научения, а также совращенных нечестивым учением или еретическими мыслями исповедать письменно то, чему веруем и что содержим душой, что проповедуем и чему учим словами.
Также нужно истолковать по мере сил на основании Божественных Писаний, и для изображения нашего истинного и единого благочестия, чтобы верные получили через это большую радость и утверждение, а неверные и иномыслящие — обличение и укоризну. Да будет нам даровано от Бога послушание отцам и их чистота и твердость исповедания. Итак, основываясь не на чем другом, но на словах тех отцов, будем соблюдать и исповедовать вполне неизменно всей душой, словом и делом их исповедание — священный Символ, то есть знамение веры, составленное ими в приличном изложении и свойственных словах, так, как проповедуем его каждый день в церкви». Кроме того, как говорит автор, «полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными отцами священнейший Символ. Необходимо знать, что они не сами от себя, но из Божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом, почти все речения божественного Символа взяты из Святых Писаний». О чем и свидетельствует святитель Симеон, предлагая объяснение к каждому отдельному выражению.
*** Почитание святителя Симеона Солунского не пресекалось из поколения в поколение, память о нем и его дух живут во множестве его выдающихся трудов. Святитель является автором разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех своих трудах он предстает пламенным защитником Православия, утверждая, что - «Истинное благо для людей - быть православными, а если не быть, то лучше умереть». В этих книгах на основе Священного Писания и Предания подробно объясняется Символ веры, рассматриваются различные стороны храмовой жизни, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения и богослужения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!