Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов). Свет православной веры.
28 мая 1930 года в Сибири, в Иркутске, родился мальчик, которого в крещении нарекли Евгением. В ранние годы Женю Кузнецова водила в церковь бабушка. В отроческие годы он сам служил сначала алтарником, потом псаломщиком. Был иподиаконом епископа Иркутского Палладия (Шерстенникова). Учился в Московской духовной семинарии, затем в академии. В октябре 1960 года принял монашеский постриг с именем Анатолий. Его епископская хиротония состоялась в сентябре 1972. А затем последовало двухлетнее служение в Вильнюсе, более чем пятилетние – на Ближнем Востоке, и 11-летние на Уфимской и Стерлитамакской кафедре. В июле 1990 года Владыка Анатолий был назначен епископом Керченским, викарием Сурожской епархии, где служил более 25 лет. Проповеди, сказанные им в этот период, составили книгу, которая вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Свет православной веры». ***
В это книге собраны проповеди и беседы одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви — архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), викария Сурожской епархии, которая включает приходы, расположенные на территории Великобритании и Северной Ирландии. (Книга вышла в свет в 2016 году, ныне Владыка находится на покое). Издание открывается жизнеописанием архипастыря. Еще в юные годы архиепископ Анатолий (Кузнецов), получивший в семье религиозное воспитание, избрал путь церковного служения. Выпускник Московских Духовных школ, он принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и более 20 лет был насельником обители преподобного Сергия. По благословению Священноначалия нес различные послушания в России и за ее пределами. И больше четверти века владыка Анатолий совершал архиерейское служение в Сурожской епархии. Именно к этому периоду относятся материалы, вошедшие в настоящий сборник.
Если сказать точнее, это издание содержит проповеди владыки Анатолия, произнесенные им во время пребывания в Великобритании, с 1990 года. Как говорят составители книги, при работе над сборником встал вопрос: а нет ли записей проповедей, произнесенных в предыдущих местах служения владыки? К сожалению, нет. И владыка Анатолий объяснил — почему. Когда в годы его учебы семинаристы учились произносить проповеди, то обычно сначала они записывали их, а потом, по мере приобретения опыта, проповедовали уже свободно, без бумажки. Тогда не было записывающих устройств, и поэтому ранние проповеди архиепископа Анатолия не сохранились. То же самое относится и к проповедям, произнесенным во время его двухлетнего архиерейского служения в Литве, где он впервые занял епископскую кафедру.
Стоит отметить, что «в те годы проповедь была единственной легальной формой религиозного обучения и воспитания прихожан, и духовенство старалось сполна использовать эту возможность. Епископ Анатолий неопустительно проповедовал. Нередко прихожане оставались послушать его проповеди даже после праздничных вечерних богослужений». Поэтому особенно печален тот факт, что проповеди тех лет не сохранились. За Литвой последовал Ближний Восток. Когда владыка служил в представительстве Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархате, в Сирии, в Дамаске, то служба там шла на арабском языке и проповеди произносились по-арабски, поскольку приход в основном состоял из арабов, а русских прихожан почти не было. По-церковнославянски владыке давали произносить только возгласы». А «в 1975 году началась гражданская война в Ливане, поэтому даже пастырская деятельность стала небезопасной». Однако, как вспоминает владыка, «это были годы жизни в краю, где верующие во Христа, по свидетельству Священного Писания, впервые стали называться христианами».
Слава Богу, - отмечают издатели, - в Лондоне удалось собрать проповеди архиепископа Анатолия, произнесенные им здесь за двадцать с лишним лет служения. Это — труд не одного человека, а целой группы, цепочки людей, которые помогали записывать, копировать, набирать с записей и редактировать имеющийся материал. Всех их объединило чувство духовной любви к владыке Анатолию как доброму наставнику и окормителю овец многообразного стада Христова. Тематика публикаций разнообразна — события евангельской истории, церковные праздники, подвиги святых угодников Божиих, богословские проблемы, памятные даты. Здесь же представлены избранные интервью архипастыря, поздравления, адресованные архиепископу Анатолию и его ответные слова.
О том, как Владыка стал викарием Сурожской епархии, в книге говорится следующее. После празднования 1000-летия Крещения Руси, «в этот полный перемен в жизни Русской Православной Церкви период митрополит Сурожский Антоний обратился к епископу Анатолию с просьбой стать его помощником в Англии, где росла численность русскоязычной части окормляемой им общины. По рапорту митрополита Антония Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод 21 июля 1990 года определили владыке Анатолию быть викарием Сурожской епархии с титулом епископа Керченского. Вот что тогда писал митрополит Антоний, обращаясь к своей пастве: «Еще за несколько лет до того, как согласно Уставу Русской Православной Церкви пришло для меня время подавать прошение об уходе на покой, я стал задумываться над будущим Сурожской епархии.
Для того чтобы обеспечить ее духовную, церковную, нравственную и политическую независимость, нужно было найти епископа, который разделял бы с нами то прозрение в будущее, которое является нашим чаянием и устремлением, гармонично соединяя и старую русскую эмиграцию, и прибывающих русских из Советского Союза. И, наконец, детей, родившихся на Западе, но воспитанных в вере их родителей. Такого человека, - отмечал митрополит Антоний, - оказалось, невозможно найти в нашей среде, а также в Европе и в Америке. Я решил поэтому ознакомиться с епископатом Русской Церкви на Родине, стремясь выбрать человека с широким кругозором, мужественного и уже обладающего опытом архиерейского служения, однако достаточно молодого, чтобы приспособиться к ему дотоле неведомой обстановке, который мог бы стать добрым пастырем для всех и имел бы нужную решительность для того, чтобы защитить нашу нравственную и политическую свободу. Я обрел его в лице епископа Уфимского и Стерлитамакского Анатолия.
Я его знаю хорошо, заключает Владыка Антоний, и доверяю ему безусловно, участвовал в его хиротонии и слышал о нем только положительные отзывы — и от других епископов, и от духовенства, и от мирян, и от тех, кто в нашей епархии его встречал. Я сначала обратился к нему самому, желая узнать, согласился ли бы он стать моим викарием... Уверившись в согласии епископа Анатолия, я обратился — сначала в частном порядке, а затем и официально к членам Священного Синода, выразив свою готовность и впредь, до времени, окормлять нашу епархию при условии, что мне будет дан викарий, и не иной кто, как епископ Анатолий. После продолжительного обсуждения Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия подтвердил данное... членами Синода согласие, и я получил телеграмму, возвещающую мне назначение владыки Анатолия викарием Сурожской епархии... Разделите радость мою!»
В декабре 1990 года епископ Анатолий прибыл в Великобританию, где и началось его новое служение в качестве помощника митрополита Антония. Направляя владыку Анатолия в Великобританию, Святейший Патриарх Алексий II писал митрополиту Антонию: «Примите владыку Анатолия в свою братскую любовь. Мы с печалью расстаемся с ним, но понимаем, что Вам нужен надежный помощник, и потому идем на эту жертву ради Вас, чтобы Вам легче было бы нести Ваше служение и оно продлилось бы как можно дольше. С братской любовью обнимаю Вас». С самого начала своей сознательной жизни владыка Анатолий, вверив себя Промыслу Божию, шел путем послушания Церкви. Этот путь привел его в страну, где в меру своих сил он продолжал трудиться на ниве православной епархии до мая нынешнего года.
*** Как отмечают составители книги, за все свое служение Церкви архиепископ Анатолий, совершая богослужения, неустанно проповедовал и старался напоминать прихожанам об их христианской ответственности перед Богом и людьми. Его жизнь, полностью отданная служению Богу и людям, может быть примером для многих, как для верующих, так и для тех, кто только еще идет по направлению к Божию храму в надежде обрести там духовное пристанище. Желаем вам, - говорят издатели, - плодотворного чтения этой книги, этого духовного наследия, ибо здесь, через проповеди архиепископа Анатолия, будут говорить и его великие учителя, которые являются настоящим достоянием Русской Православной Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!