Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Т. В. Грудкина. Жизнь как жертва: подвиг женщины.
Среди христиан, чьи нравы сияют ярче драгоценных камней и металлов, особое место - у женщин. На протяжении веков можно встретить имена представительниц разных сословий, разного возраста, разного достатка, которых объединяет крепкая вера в Бога и любовь к людям. А настоящая любовь — это в первую очередь готовность любящего пожертвовать собой ради блага любимого. Но как же еще научиться любить по-настоящему, если не на примерах жизни наших великих соотечественниц, которые исполнили главную Божию заповедь — заповедь любви, ибо Господь сказал, что нет больше той любви, как кто жизнь свою положит за друзей своих. О подвиге женщины рассказывает книга Татьяны Владимировны Грудкиной – «Жизнь как жертва». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Как отмечает автор в предисловии книги, из глубин русской старины до нас дошли слова клятвы благочестивых предков о честности и благородстве: «Да будем золоты, яко золото!» Этими словами можно отметить и благочестивую жизнь русских женщин. В истории сохранилось много примеров самоотверженной любви наших жен-мироносиц, которые в грозный для страны час показывали великую силу духа. Так, например, в одной древней онежской былине рассказывается о необычайной судьбе простой русской женщины - Авдотьи из Рязани, которая одна смогла вызволить из татарского плена не только своих родных - мужа, брата и сына, но и всех земляков-рязанцев». «Случилась эта необыкновенная история в XIII веке, когда Русь изнывала под монголо-татарским игом», но «слава о бессмертном подвиге простой русской женщины пережила века, став заветом века минувшего - веку нынешнему».
А вот другая история. «12 сентября 1736 года штурман Семен Челюскин сделал запись в судовом журнале: «В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки "Якутска" Прончищева волею Божией жена его умре». Как пишет автор книги, «если бы не эти две строчки, написанные негнущимися от мороза и слабости пальцами вахтенного офицера, судьба удивительной женщины осталась бы навсегда тайной. Никто бы так и не узнал о Татьяне Федоровне Прончищевой, первой русской полярнице, которая в обход всех законов и правил бесстрашно последовала за своим мужем в суровый край полярной ночи и вечной мерзлоты, совершив подвиг супружеской верности. Как руководство к жизни приняла она венчальные обеты не оставлять супруга ни в горе, ни в радости, потому что они уже не двое, но одна плоть. Татьяна Прончищева скончалась, пережив мужа всего на 14 дней. Ей было 23 года.
Следующая история начинается так: «В далеком сибирском городе Ишим в 2004 году был открыт необычный памятник. На нем изображена молодая девушка в грубой крестьянской одежде, с посохом в руке и образом Божией Матери на груди. На постаменте надпись: «Прасковье Лупполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». Автор памятника, известный русский скульптор Вячеслав Клыков, сказал: «Дай Бог, чтобы, глядя на этот памятник, все мы, бабушки, дедушки, матери, отцы, дети, внуки, воспитывались на этой любви к своему роду, к своей семье! А от этого, как естественное следствие, - любовь к малой родине и к нашей великой России». Прасковья Лупполова родилась в 1784 году в Малороссии, в Елисаветграде, где ее отец служил прапорщиком. В 1798 году по трагическому стечению обстоятельств он был обвинен в воровстве и растрате казенного имущества, лишен всех чинов и званий и сослан в далекую холодную Сибирь.
Прасковья была очень набожна, и только вера в Господа и Божественный Промысл не давали пасть духом. Девушка постоянно ходила в Богоявленский собор Ишима, где много и сердечно молилась о своем несчастном отце. Ей было невмоготу видеть, как ночами он плачет от отчаяния. Слезно она молилась Господу и Его Пречистой Матери, когда решилась отправиться в Петербург искать милости у царя. 8 сентября 1803 года, в праздник Рождества Богородицы, она отправилась в дорогу и, преодолев все опасности и трудности пути, в августе 1804 года прибыла в Петербург. Когда Прасковья попала на аудиенцию к царю, на вопрос, в чем виноват ее отец, она ответила с твердой внутренней убежденностью: «Родители никогда не могут быть виновны в глазах детей». Пораженный до глубины души столь редким подвигом дочерней любви и преданности, царь-батюшка оказал Прасковье великую милость. Дело ее отца было пересмотрено, и ссыльный Григорий Лупполов был прощен.
Героиня следующего рассказа, по словам автора, «в юности она была настоящей русской красавицей: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса. При этом высокого - богатырского - роста, статная, видная и необычайно сильная: в крестьянской работе не знала ни отдыха, ни усталости. Такая могла и коня на скаку остановить, и в горящую избу без страха шагнуть. А вошла в историю как легендарная воительница, глава крестьянского партизанского отряда. Великое народное горе вложило оружие в женские руки, придав им силу, дотоле не виданную. Василиса Кожина, - так звали эту героическую женщину, - увидела в страданиях ближнего призыв Господа к самоотверженному служению и отправилась на партизанскую войну. Так в сонме русских богатырей духа явилась - Василиса Прехрабрая, принадлежавшая к тем женским натурам, которые в мире составляют большую редкость, появляются раз в столетие и известны в истории как великие героини.
Подвиг Нины Александровны Грибоедовой (Чавчавадзе), о которой рассказывает следующая глава книги, являет собой пример истовой христианской вдовы, которая поражала современников чистотой, целомудрием и самоотверженностью. В древности язычники, восхищаясь вдовами, проводившими целомудренную жизнь, восклицали: «Боже великий, какие жены в христианстве!» Судьба Нины Александровны подтвердила истинность этих слов даже много веков спустя. Ее беспорочная верность памяти мужа стала легендарной еще при жизни и заслужила почет и уважение в Грузии и в России. Она прожила с мужем всего три месяца, а потом почти тридцать лет ждала встречи с ним в том благословенном мире, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
Еще одна глава этой книги посвящена блаженной Матронушке-босоножке. Матрона Петровна Мыльникова избрала драгоценный путь иноческого подвига и прошла по нему босиком многие сотни и тысячи километров. Она отошла ко Господу 30 марта 1911 года, и попрощаться с ней собралось 25 тысяч человек. Старицу отпевали в Скорбященской церкви и похоронили в ее ограде. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, ее пастырям. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами». По словам автора, «к Скорбященской церкви, что на Невской заставе в Петербурге, в любую погоду идут и идут люди. Они несут свои недуги и скорби к могилке праведницы. По ее молитвам даже неверующие и некрещеные получают исцеление от болезней и спасение от бед».
Еще эта книга рассказывает о Дарье Лаврентьевне Михайловой, которая стала первой в мире сестрой милосердия, продавшей свой дом и все имущество, чтобы снарядить санитарную повозку. О Римме Михайловне Ивановой - единственной в мире женщине, награжденной боевым орденом Святого Георгия за личный героизм на поле брани. О Марфе Степановне Сабининой, проявившей подвиг самоотречения на благо царских детей. Рассказывает автор и о жизни Юлии Петровны Вревской и монахини в миру Марии (Скобцовой), явивших пример патриотического энтузиазма, который в прошлом составлял национальную гордость России. Все эти женщины были отмечены Божиим даром самоотречения ради людей, тем самым даром, который согревает, хранит, укрывает и спасает.
*** Как отмечает автор книги, жизнеописания героических людей - прекрасный пример для воспитания современной молодежи. Чтобы дать благородное направление уму и сердцу, воспитать доброту, сострадание, искреннее желание помочь человеку в беде, необходимы высокие идеалы, яркие примеры, способные тронуть до глубины души и вызвать желание им следовать. Нынешнее подрастающее поколение подчас лишено таких идеалов, потому что в современном мире культивируются не идеалы, а идолы, растлевающие юные умы и сердца. Особенно сильно пламень растления опалил женщину. Вместо прекрасной подруги жизни и верной хранительницы домашнего очага она превратилась в растиражированный маскарадный предмет соблазна. Сегодня очень важно постараться вернуть уважение к женщине и преклонение перед святынями девства, материнства и геройства. Чему может поспособствовать и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!