У книжной полки. 28 мая

28 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Т. В. Грудкина. Жизнь как жертва: подвиг женщины.

 

Среди христиан, чьи нравы сияют ярче драгоцен­ных камней и металлов, особое место - у женщин. На протяжении веков можно встретить имена представительниц разных сословий, разного возраста, разного достатка, которых объединяет крепкая вера в Бога и любовь к людям. А настоящая любовь — это в первую очередь готовность любящего пожертвовать собой ради блага любимого. Но как же еще научиться любить по-настоящему, если не на примерах жизни наших великих соотечественниц, которые исполнили главную Божию заповедь — заповедь любви, ибо Господь сказал, что нет больше той любви, как кто жизнь свою положит за друзей своих. О подвиге женщины рассказывает книга Татьяны Владимировны Грудкиной – «Жизнь как жертва». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

 Как отмечает автор в предисловии книги, из глубин русской старины до нас дошли слова клятвы благочестивых пред­ков о честности и благородстве: «Да будем золоты, яко золото!» Этими словами можно отметить и благочестивую жизнь русских женщин. В истории сохранилось много примеров самоотверженной любви наших жен-мироносиц, которые в грозный для страны час показывали великую силу духа. Так, например, в одной древней онежской былине рассказывается о необычайной судьбе простой русской женщины - Авдотьи из Рязани, которая одна смогла вызволить из татарского плена не только своих родных - мужа, брата и сына, но и всех земляков-рязанцев». «Случилась эта необыкновенная история в XIII веке, когда Русь изнывала под монголо-татарским игом», но «слава о бессмертном подвиге простой русской женщины пережила века, став заветом века минувшего - веку нынешнему».

А вот другая история. «12 сентября 1736 года штурман Семен Челюскин сделал запись в судовом журнале: «В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки "Якутска" Прончищева волею Божией жена его умре». Как пишет автор книги, «если бы не эти две строчки, написанные негнущимися от мороза и слабости пальцами вахтенного офицера, судьба удивительной женщины осталась бы навсегда тайной. Никто бы так и не узнал о Татьяне Федоровне Прончищевой, первой русской полярнице, которая в обход всех законов и правил бесстрашно последовала за своим мужем в суровый край полярной ночи и веч­ной мерзлоты, совершив подвиг супруже­ской верности. Как руководство к жизни приняла она венчальные обеты не оставлять супруга ни в горе, ни в радости, потому что они уже не двое, но одна плоть. Татьяна Прончищева скончалась, пережив мужа всего на 14 дней. Ей было 23 года.

Следующая история начинается так: «В далеком сибирском городе Ишим в 2004 году был открыт необычный памятник. На нем изображена молодая девушка в грубой крестьянской одежде, с посохом в руке и образом Божией Матери на груди. На постаменте надпись: «Прасковье Лупполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». Автор памятника, известный русский скульптор Вячеслав Клыков, сказал: «Дай Бог, чтобы, глядя на этот памятник, все мы, бабушки, дедушки, матери, отцы, дети, внуки, воспитывались на этой любви к своему роду, к своей семье! А от этого, как естественное следствие, - любовь к малой родине и к нашей великой России». Прасковья Лупполова родилась в 1784 году в Малороссии, в Елисаветграде, где ее отец служил прапорщиком. В 1798 году по трагическому стечению обстоятельств он был обвинен в воровстве и растрате казенного имущества, лишен всех чинов и званий и со­слан в далекую холодную Сибирь.

Прасковья была очень набожна, и только вера в Господа и Божественный Промысл не давали пасть духом. Девушка постоян­но ходила в Богоявленский собор Ишима, где много и сердечно молилась о своем не­счастном отце. Ей было невмоготу видеть, как ночами он плачет от отчаяния. Слезно она молилась Господу и Его Пречистой Матери, когда решилась отправиться в Петербург искать милости у царя. 8 сентября 1803 года, в праздник Рождества Богородицы, она отправилась в дорогу и, преодолев все опасности и трудности пути, в августе 1804 года прибыла в Петербург. Когда Прасковья попала на аудиенцию к царю, на вопрос, в чем виноват ее отец, она ответила с твердой внутренней убежденностью: «Родители никогда не могут быть виновны в глазах детей». Пораженный до глубины души столь редким подвигом дочерней любви и преданности, царь-батюшка оказал Прасковье великую милость. Дело ее отца было пересмотрено, и ссыльный Григорий Лупполов был прощен.

Героиня следующего рассказа, по словам автора, «в юности она была настоящей русской красавицей: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса. При этом высокого - богатырского - роста, статная, видная и необычайно сильная: в крестьянской работе не знала ни отдыха, ни усталости. Такая могла и коня на скаку остановить, и в горящую избу без страха шагнуть. А вошла в историю как легендарная воительница, глава крестьянского партизанского отряда. Великое народное горе вложило оружие в женские руки, придав им силу, дотоле не виданную. Василиса Кожина, - так звали эту героическую женщину, - увидела в страданиях ближнего призыв Господа к самоотверженному служению и отправилась на партизанскую войну. Так в сонме русских богатырей духа явилась - Василиса Прехрабрая, принадлежавшая к тем женским натурам, которые в мире составляют большую редкость, появляются раз в столетие и известны в истории как великие героини.

Подвиг Нины Александровны Грибоедовой (Чавчавадзе), о которой рассказывает следующая глава книги, являет собой пример истовой христианской вдовы, которая поражала современников чистотой, целомудрием и самоотверженностью. В древности язычники, восхищаясь вдовами, проводившими целомудренную жизнь, восклицали: «Боже великий, какие жены в христианстве!» Судьба Нины Александровны подтвердила истинность этих слов даже много веков спустя. Ее беспорочная верность памяти мужа стала легендарной еще при жизни и заслужила почет и уважение в Грузии и в России. Она прожила с мужем всего три месяца, а потом почти тридцать лет ждала встречи с ним в том благословенном мире, где нет ни болезни, ни печа­ли, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Еще одна глава этой книги посвящена блаженной Матронушке-босоножке. Матрона Петровна Мыльникова избрала драгоценный путь иноческого подвига и прошла по нему босиком многие сотни и тысячи километров. Она отошла ко Господу 30 марта 1911 года, и попрощаться с ней собралось 25 тысяч человек. Старицу отпевали в Скорбященской церкви и похоронили в ее ограде. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра: «Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной Церкви, ее пастырям. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами». По словам автора, «к Скорбященской церкви, что на Невской заставе в Петербурге, в любую погоду идут и идут люди. Они несут свои недуги и скорби к могилке праведницы. По ее мо­литвам даже неверующие и некрещеные по­лучают исцеление от болезней и спасение от бед».

Еще эта книга рассказывает о Дарье Лаврентьевне Михайловой, которая стала первой в мире сестрой милосердия, продавшей свой дом и все имущество, чтобы снарядить санитарную повозку. О Римме Михайловне Ивановой - единственной в мире женщине, награжденной боевым орденом Святого Георгия за личный героизм на поле брани. О Марфе Степановне Сабининой, проявившей подвиг самоотречения на благо царских детей. Рассказывает автор и о жизни Юлии Петровны Вревской и мона­хини в миру Марии (Скобцовой), явивших пример патриотического энтузиазма, который в прошлом составлял национальную гор­дость России. Все эти женщины были от­мечены Божиим даром самоотречения ради людей, тем самым даром, который согрева­ет, хранит, укрывает и спасает.

 

*** Как отмечает автор книги, жизнеописания героических людей - прекрасный пример для воспитания совре­менной молодежи. Чтобы дать благородное направление уму и сердцу, воспитать до­броту, сострадание, искреннее желание по­мочь человеку в беде, необходимы высокие идеалы, яркие примеры, способные тронуть до глубины души и вызвать желание им следовать. Нынешнее подрастающее поко­ление подчас лишено таких идеалов, пото­му что в современном мире культивируют­ся не идеалы, а идолы, растлевающие юные умы и сердца. Особенно сильно пламень растления опалил женщину. Вместо прекрасной подруги жизни и верной храни­тельницы домашнего очага она преврати­лась в растиражированный маскарадный предмет соблазна. Сегодня очень важно постараться вернуть уважение к женщине и преклонение перед святынями девства, материнства и геройства. Чему может поспособствовать и данная книга. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать