У книжной полки. 28 марта

28 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Елена Тростникова. Притчи православных старцев.

 

Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни учил людей любить ближних, молиться, прощать обиды. Он объяснял тем, кто Его слушал, заповеди Божии, говорил о Царствии Небесном, о жизни вечной. Чтобы всем было понятно Его учение, Господь часто излагал его притчами, в которых была сокрыта огромная мудрость, и они надолго запоминались людям. Притчи Христовы не устарели за две тысячи лет, и не устареют никогда. Ибо, как говорит Сам Спаситель: «небо и земля прейдут, но слова» Его «не прейдут». Со временем общезначимость и вечную юность от притч Учителя унаследовали и притчи духоносных отцов, проповедников и наставников народных. Их удивительные короткие рассказы собраны на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Эксмо и называется - «Притчи православных старцев». ***

В эту книгу вошли избранные, самые яркие и пронзительно мудрые притчи, рассказанные самим Иисусом Христом и великими православными старцами: прп. Серафимом Саровским, прп. Амвросием Оптинским, свт. Феофаном Затворником, прп. Силуаном Афонским, архим. Павлом (Груздевым). В предисловии автор-составитель, Елена Викторовна Тростникова, вкратце объясняет, что такое русское старчество. В частности, она приводит слова монахини Игнатии (Пузик), которая в своем труде «Старчество на Руси» писала: «Русское старчество, плоть от плоти старчества вселенского, осно­вываясь на опыте великих египетских старцев имеет и специфические черты». Продолжает эту мысль исследователь русского монашества Игорь Корнильевич Смолич: «В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми этими различными и разнообразными суще­ствами». Эти сло­ва, как говорит Елена Тростникова, отображают вкратце явление, известное под именем старчества. Старчество возник­ло и развилось в связи с аскетическим воспитанием молодых монахов и обучением их деятельному христианству.

Старец призывается на это служение Самим Богом, проходит святоотеческим путем тяжелый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, проникается обильно Божественным светом благодати Св. Духа, преисполняется любовью, ему открывается воля Божия. Он получает особый дар — направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Этот особый дар руководства, основанный на водительстве Св. Духом пасомых ко спасению, называется даром старчества и требует от носителя этого дара мудрого любвеобильного попечения о вверившихся ему душах. Старчество — особый дар Св. Духа, талант, который апостол Павел называет даром рассуждения (ср. 1 Кор. 12,10). Дар рассуждения (старчество) ставится святыми отцами превыше всех других дарований».

Характерная особенность русского стар­чества начиная с 19 века - то, что духовное руководство простирается не только на мона­хов, а, размыкая монастырские стены, рас­пространяется и на мирян. К таким знамени­тым старцам, как прп. Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, ходило множество богомольцев из всех губерний и всех сословий страны. Духовный опыт передавался, прежде всего, не книжным, письменным путем, а примером жития, устными наставлениями, всегда «от лица к лицу», от сердца к сердцу, глубоко личностно. Притча — один из путей для такой глубокой личной передачи многослойного духовного опыта, и по природе она устна. Не всё записано, не всё возможно записать в полноте, и часто мы имеем скорее конспект живого притчевого повествования, чем его художественное изложение.

Именно поэтому в эту книгу включе­ны лишь немногие притчи в передаче немно­гих известных русских старцев и поэтому так разнородно выглядят они: от «сухого остатка» притчи в пересказе до стенографической за­писи притч, рассказанных отцом Павлом (Груздевым), с простонародными словечками, повторами и всеми проявлениями живой устной речи. Например, притча «Трое вас, трое нас» здесь приводится в двух изложениях — преп. Амвросия Оптинского (через посредство воспоминаний о старце) и архимандрита Павла (в расшифрованной магнитофонной записи его проповеди). А главным достоинством книги являются, конечно же, притчи Христовы, ведь, как отмечает Елена Викторовна: «все притчи Православия вырастают из притч Спасителя».

Ключ к прочтению множе­ственных смыслов притч Христовых там, где нам его не дал Сам Господь, дают нам великие умы и сердца Церкви. Из множества толкований, объяснений, проповедей, посвященных каждой из Христовых рассказов, для этой книги были выбраны наиболее краткие, доходчивые и существенные. Ведь сами-то по себе притчи Христовы надо читать в самом Евангелии, которое всем доступно для чте­ния; но они - центр этой книги, и, помещая их сюда, должно добавить к ним и соборный разум Церкви, ее лю­бовь, ее голос, ее объяснения. К слову сказать, содержание и характер Господних притч менялись со време­нем, в соответствии с периодами Его служения. И в зависимости от этого разделяются на группы. Так, например, «к первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь говорит о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям, и объясняет различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие. В Своих последних притчах (третьего периода), рассказан­ных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем по­стичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смо­ковнице, о злых виноградарях, о званых на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату, и другие». Вот таким образом их обычно группируют в библеистике - по тематике и одновре­менно по периодам. Так поступает и составитель этой книги, избрав для сборника несколько притч Спасителя из каждой группы. И первой, что естественно, следует притча о Сеятеле.

Эта притча Христова, как говорится в книге, - первая по времени из рассказанных Спасителем. Она передана так­же у евангелистов Марка (Мк. 4,1-10) и Луки (Лк. 8, 4-15). Это одна из редких притч Еван­гелия, которую Господь растолковывает Сам, и говорит она сама о себе — о слове Божием. В этой притче «Сеятель» — Иисус Христос; «семя» — слово Божие, а «земля», «почва» — сердце человеческое. Христос всюду сеял сло­во Божие — в селах, городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников — епископов и пресвитеров, ко­торые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божиего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле — сеять в наши сердца слово Божие. Здесь же Спаситель дает и ответ на то, для чего он избирал форму притчи для Своих по­учений.

Святи­тель Иоанн Златоуст в беседе на 44-й Псалом говорит: «...Так как речь легкая для разумения доводит многих до невнимательности, то он и говорит притчею... Притча отличает слушателя достойного от недостойного; достойный стара­ется узнать смысл сказанного, а недостойный оставляет его без внимания... Прикровенная речь вообще может сильно побуждать к исследованию». Конечно, притчи Христовы - это отдельная тема, а точнее, это во многом основа жизни всякого христианина. Поэтому неудивительно, что вслед за Единым Пастырем Добрым, за Господом Иисусом Христом, ученики Его и пастыри народа Его поучали чад своих притчами - и Христовыми, которые они изъясняли, и множеством других, по научению Духа Божия. И сегодня часть этих притч предлагает нам автор-составитель, Елена Викторовна Тростникова, в своей новой книге - «Притчи православных старцев».

 

*** «Служение старца, - пишет Елена Тростникова - это служение любви, любви Божией к людям; мудрость его - Божия мудрость. И тут возникает вопрос: «Как многомерную, превышающую челове­ческое, ограниченное грехом сознание Божию мудрость и силу передать человеку?» Ответ прост: Притчи – нехитрые и образные повествования, глубокие по сути, часто позволяют сделать это». Реальные истории из жизни, рассказанные с целью иллюстрации духовных законов, для вхождения в духовные истины, помогают человеку увидеть себя и исправить свою жизнь, дают способность понимать высшее, которое, как говорит святитель Лука (Войно-Ясенецкий), «открывается тем, у кого сердце открыто жаждет воспринять истину». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать