У книжной полки. 28 марта

28 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Андрей Ткачев. Великий пост.

 

«В русском языке слово «пост» имеет несколько значений. Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. Если речь идет о военном быте, о котором говорится «пост сдал — пост принял», то этот пост бывает «охраняемый». На этом посту стоит часовой, чье внутренне состояние наводит на мысль о посте религиозном. Религиозный пост требует от человека внутренней собранности, и в этом его схожесть с заступлением на пост вооруженного военнослужащего. «Не зевать, не расслабляться, руководствоваться уставом, быть начеку», — таковы вкратце требования к часовому, выраженные несколько эмоциональным языком. Точно так же звучит часть требований и к человеку, соблюдающему религиозный пост. Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать — чрезвычайной — важности». О важности Великого поста призвана напомнить новая книга протоиерея Андрея Ткачева, которая вышла в свет в Издательстве Николин день и называется - «Великий пост». ***

В новую книгу известного миссионера и публициста протоиерея Андрея Ткачева, постоянного автора популяр­ных интернет-порталов pravoslavie.ru и pravmir.ru, вошли статьи, очерки и эссе, посвященные Великому посту. Автор сопровождает читателя на всем пути: от подготовительных недель перед святой Четыредесятницей до Светлого Христова Воскресения. Рассказывая об особенностях великопостного богослужения, о святых, чья память совершается в эти покаянные дни, о средствах, которые помогают нам на этом великом поприще, автор напоминает, что пост нужен всем. И то отношение, которое человек испытывает к посту, является, по мнению отца Андрея, одним из критериев оценки веры. «Любишь Церковь как мать или не любишь, имеешь ли собственный опыт пользы от воз­держания или нет, раболепствуешь ли мирским обычаям или ценишь свою внутреннюю свободу — все это, - отмечает автор, - проявляется в отношении к посту».

Чем должен стать пост для каждого верующего человека? Как говорит отец Андрей, «при углубленном подходе к явлению пост - это некое «малое умирание». Человек насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли. Он мыслит о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем предстоянии Христу. Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся». Он думает о том, сколько ему осталось, и как этот остаток правильно прожить. Таким образом, человек словно умирает, или хотя бы замирает для привычных мыслей и дел. Это и есть та «малая смерть» для мира, которая выбирается добровольно ради оживления души для Христа».

Без чего не может быть поста? Конечно же, без молитвы. «Сам по себе пост без усиленных молитв, - по словам отца Андрея, - ниспадает до некоторой диеты, достоинство которой уже потому невелико, что соблюдается диета ради себя, а пост, как жертва, приносится Богу. Вся наша цивилизация, - говорит священник, - это ярмарка подмен, где исповедь заменена визитом к психоана­литику, а крестный ход - митингом. Посту также угрожает «светский двойник» в лице различных голодовок и воздержаний». Чтобы пост не превратился в подобную голодовку, автор книги предлагает «нечто исключить из рациона», а «нечто в рацион и добавить. Нужно добавить чтение псалмов и Нового Завета, земные поклоны (для тех, кто может их класть по состоянию здоровья), и молитву в храме. Нужно и обнаружить врагов молитвы.

Что же это за враги такие? «Во-первых, - говорит отец Андрей, - это лень. Во-вторых, суетность ума. А в-третьих, памятозлобие, обиды, и все прочее, что вырастает из эгоизма и про­тивно любви к людям. Распознаем этих врагов, потому что вред от них больше, чем вред от полевых вредителей сельскому хо­зяйству. При этом поля чем-то регулярно посыпают и поливают, обрабатывают, а ду­ховные враги тем удобнее действуют, чем меньше мы помним об их существовании». «Лень всем известна. Она, «матушка, рань­ше нас родилась». Она не зря и рифмуется со словом «тень», так как тенью буквально ходит за каждым человеком. Если поддаться ее усыпляющему действию, душа погрузится в уныние, тяжелее которого вряд ли что-то есть. Что до суетности ума, то это увеличи­вающийся недуг. Его увеличению много способствует информационная эпоха, внутри которой мы живем. Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слу­шаю и не смотрю». Эффект будет непременно, говорит автор, - и вы его ощутите»

«Среди нравственных наставлений, рас­сыпанных в текстах богослужений и поуче­ниях учителей Церкви, есть много слов о духовном смысле поста. О том, что пост тре­бует языка обуздания, с ближними прими­рения, сердца сокрушения, творения добрых дел усердного и проч. То есть проводится совершенно справедливая мысль о необхо­димости вывести пост далеко за рамки диеты и превратить его в школу творения добро­детелей. Об этом говорил Исайя (раздроби алчущим хлеб, введи в дом путника, разорви долговую расписку своего должника). Об этом гремели святые уста Златоуста. «Хочешь поститься угодным Богу постом — вместе с чревом сдержи язык, раздай милостыню, среди ночи встань на молитву». Об этом го­ворила подготовительная неделя мытаря и фарисея — не гордись! Об этом говорил чин прощения — примирись!

Но, - отмечает батюшка, - возникает вопрос: разве смиряться, творить милостыню, мирно жить с ближними, воздерживать язык и ходить в страхе Божием мы должны только в дни поста? Не есть ли это всегдашняя обязанность? Не ставим ли мы несколько зауженные временные рамки для усилий жить свято? По всей видимости — нет. Почему же тогда мы говорим о святой и покаянной жизни так много в дни Четыредесятницы, и так сравнительно мало в прочие дни? Может для кого-то это и ложный вопрос, не требующий особого разбора. Может не ложный, но лишний и надуманный. Но для кого-то иначе. Для этих вторых и скажем: жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны всегда, во вся дни. Но получается это у большинства плохо. Даже у тех, кто сильно стремится к такому подобию Авраамового хождения пред Богом, плохо получается. Не говоря об основной массе.

И вот в дни поста нам всем предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и так далее. Это нам представляется, таким образом, воз­можность привыкнуть к добродетели и пре­вратить ее в навык. Навык же необходим всем, чтобы потом, за пределами поста при­вычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в посту от курения — и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие — не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, не только для вре­мени поста наши упражнения. Они для при­обретения навыка, а сам навык — на всю жизнь.

Отец Андрей сравнивает пост с путешествием израильского народа, который многими трудностями приучался к Новому Закону и в результате, соединившись с полученным от Бога учением, вселился в землю обетованную. Для нас пост является аналогом «длительного путешествия ради приобретения навыка в добродетели. А сам навык необходим категорически для получения наследства, для обладания иной реальностью, которая ожидает верующего человека. Не научишься ходить перед Богом всю жизнь и посвящать ему внутри сердца все начинания свои — под большим вопросом твое участие в будущем блаженстве. А научиться ходить перед Богом за раз, за день, за неделю невозможно. И вступить в обучение лучше всего постом. В это время многие из самых ленивых, и те преклоняют колени пе­ред Распятием, ограничиваются в пище, ис­поведуются в грехах. Сам воздух в дни поста становится чище, вслед за очищением мыслей тех, кто этим воздухом дышит. И значит, со­вершаемое многими делается легким для многих».

 

*** Мы прочитали вам лишь фрагменты статей протоиерея Андрея Ткачева, которые собраны в данной книге. Еще немало нужных и полезных наставлений получит читатель, открыв этот сборник. Великий пост только начался, еще есть время, чтоб учиться и привыкать к духовному труду, «чтобы не на пост только, а на всю жизнь стать учеником безгрешного Иисуса. И особенно осторожным, по словам отца Андрея, придется быть в дни окончания поста, когда привычно теряется за считанные дни и часы то, что копили более месяца. Пусть еще рано об этом, но всё равно нужно знать: наша общая обязанность — всегда жить свято. Жить согласно заповеди «Святы будьте, ибо Я Свят, Господь Бог ваш». А вот учиться исполнению этого всеобъемлющего повеления, привыкать к памяти о нем самое время сейчас». Этими словами протоиерея Андрея Ткачева мы и завершаем нашу программу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать