У книжной полки. 28 июня

28 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев.

 

«Когда слышу стройный многочис­ленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь божественную, тогда говорю себе: таковы писания отцов». Эти слова святителя Игнатия Брянчанинова стали эпиграфом книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Православным христианам, как в России, так и за пределами нашего Отечества, хорошо известны имена великих Оптинских старцев, в 2000 году прославленных Русской Православной Церковью. Преподобные отцы не оставили богословских трактатов, но они оставили свои письма, по которым и была составлена книга «Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев». Она вышла в свет в издательстве Оптиной пустыни в двух томах, вместив в себя несколько сот поучений. Подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***

В это двухтомнике собраны советы и наставления преподобных Оптинских старцев, извлеченные из их житий, поучений и более чем трехсот неопубликованных писем. Поучения расположены в алфавитном порядке и дают ответы на многие духовные вопросы и проблемы. Как говорится в предисловии, преподобные Оптинские старцы стали для Руси ис­тинными светильниками живой веры. Сила благодати Бо­жией, наполнявшая сердца старцев радостью и любо­вью, сделала их врачевателями человеческих душ. Для них дороже всего было вечное спасение той души, которая вверяла себя их попечению. В самых сложных жизнен­ных ситуациях и в самых мучительных душевных затруд­нениях они просто и ясно могли разъяснить пути Промысла и волю Божию.

«Наша святая обитель, - говорит преп. Варсонофий Оптинский, - привлекает к себе многих бо­гомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души ве­рующих. Нигде в другом месте этого нет». По словам издателей, оптинские старцы вместили в себе веру и деятельную жизнь, строгость и утешение, собранность духа и общительность, обширные познания святоотеческих писаний, житейскую опытность и всецелую жизнь в Боге. И так была велика их мудрая любовь, так умели они понять каждого человека, что не только простой народ, но и интеллигенция, часто слабая в вере и даже враждебная к Церкви, потянулась в Оптину, ища и обре­тая в келье старцев высшую правду — мир Христов. И Оптинские старцы с улыб­кой, которая делала назидатель­ность не скучной, научали людей ве­ре светлой, исполненной радости и любви.

Преподобные отцы, в каждом приходящем к ним, видели образ Божий, каж­дому могли сказать нужное именно ему слово утешения, и это слово по­рой меняло всю жизнь человека. Как отмечают издатели, краткие и простые, но полные живого, благодатного опыта изречения Оптин­ских старцев, и сегодня, несомненно, помогут тому, кто жаждет высшей правды и истинной цели человеческой жизни, кто запутался в житейских обстоятельствах или фило­софских исканиях, кто разочаровался в суетной жизни. И может быть, по слову преподобного Антония Оптинского, и одна строка этого труда принесет духовную пользу. Он писал: «...Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти». А еще преп. Антоний говорил, что «чтение отческих книг есть питие, не тленное, а живое, вразум­ляющее и спасающее человека».

В XIX столетии наставления и поучения Оптинских старцев способствовали духовному возрождению и стали для многих основой жизни в Боге. И ныне, «как олени на источники вод», прибегаем мы к этому благодатному источнику духовной мудрости. Почему же так полезны и необходимы именно в наши дни мудрые советы преподобных Оптинских старцев? Потому что духовную науку их можно кратко назвать «наукой смирения». Господь Бог наш Иисус Христос не учил учеников своих различным аскетическим подвигам или витийству богословия, но сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11. 29). «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — учили словом, а главное, всей своей жизнью и подвигом великие Оптинские старцы, потому что «Бог гордым противится, а сми­ренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Чтение святых отцов, по мнению издателей, помогает увидеть свои грехи и нравственные недостатки. Преподобный Макарий Оптинский советует: «Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразум­ляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели». «Чтение духовных книг, - учит прп. Макарий, - просвещает наш разум и пока­зывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно де­лать, чтобы исполнить волю Божию, и, познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а «на смирен­ных Бог призирает» (Ср.: Пс. 112, 6) и «дает им Свою благодать» (Притч. 3, 34).

Те слова, которые говорит преподобный о святых отцах, несомненно, относятся и к самим Оптинским старцам, которые опытно проходили путь добродетелей. «...Они <святые отцы>, — наставляет преподобный, — не просто от ума говорили, но прежде делом прошли многие скорби и болезни, и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надежды. — богодухновенные свои словеса, а мы, возсылая благодарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поучаться в них и. в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам...» Внимая этим словам святого старца, обратимся к наставлениям преподобных отцев на­ших с верою и любовию и будем учиться у них, как исполнять на деле заповеди Божии, бороться со страстя­ми и стремиться к святой, праведной и богоугодной жизни.

И прочитаем сейчас, что говорят преподобные старцы Оптинские о спасении. Нередко можно услышать такие слова: «А, я не спасусь, для этого надо в монастырь уйти, вот там спасение». Но у преп. Амвросия на этот счет несколько иное мнение. В одном из своих писем он отмечает: «Нигде не сказано, чтобы спасение наше местом определялось, а, напротив, в Святом Евангелии прямо и ясно читаем: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф.19, 17), где бы кому ни пришлось жить, по сказан­ному в псалмах: «на всяком месте владычество Его: бла­гослови, душе моя, Господа» (Пс.102, 22). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии, - говорит святой Амвросий, - в другом месте, читаем и следую­щее: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19, 21) и прочее. Святой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенст­ве, — которые совершенно посвящают себя Богу, остав­ляя мир».

А вот размышления прп. Макария: «Вы скажете: везде есть спасение, и в мире с женами можно спастись. Истинно правда! но там более требуется труда к исполнению заповедей Божиих: жена, дети, попече­ние о стяжании богатства, мирская слава — все сие служит большим препятствием к благоугождению Божию. Запове­ди Божии всем повелено исполнять, а не одним монахам, монахам же только излишнее: сохранение себя в девстве и нестяжание, которые способствуют к сохранению прочих заповедей». Однако, несмотря на все наши земные попечения о спасении, которые, конечно, не должно оставлять, все же, по словам прп. Варсонофия, «вход в рай, в вечное блаженство открывается не нашими трудами и добрыми делами, а заслугами и Искупи­тельною Жертвою Спасителя Христа Бога нашего. Прежде всего, это совершается через Таинство Крещения, коим омы­вается первородный грех Адама, и человек становится спо­собным к принятию Божественной благодати Господа Иису­са Христа, которою мы и вводимся в жизнь вечную. А наши добрые дела, т. е. совершение Евангельских заповедей, нуж­ны только как доказательство нашей любви к Господу, ибо сказано в Евангелии: «Любяй Мя, заповеди Мои соблю­дет» (Ср.: Ин. 14, 21). Без любви к Господу невозможно блаженство, нельзя войти в рай, обязательно спросят: «А ты любил Господа?» — «Любил!» — «А чем ты это дока­жешь?» — «По силе моей, сколько мог, исполнял заповеди Божии, кои и есть доказательство любви».

 

*** «...Вся жизнь, - говорит прп. Варсонофий, - есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоя­тельств — все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства, перед нами множество шкатулок, а ключей нет. Были... такие люди, которым открывалось это...» Многое было открыто и преподобным Оптинским старцам, которые оставили нам бесценное духовное сокровище своих посланий. Эта книга, по словам издателей, во всей полноте вместила в себя душеспасительное учение благодатных отцов. В ней собраны наставления, которые дают ответы на многие духовные вопросы, поэтому книга может служить незаменимым руковод­ством всем идущим по пути Евангельских заповедей, для тех, кто жаждет спасения души.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать