У книжной полки. 28 февраля

28 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жития святых. Ветхозаветные праотцы.

 

За многие столетия до пришествия в мир Спасителя целая чреда святых угодила Богу, и каждый из них в свою меру, оставил нам пример покаяния, исповедания, добродетели, благочестия и подвига. Ныне все они прославляются Церковью в лике праотцев, при этом вспоминаются все родоначальники народа Божия – патриархи, жившие до закона, данного в Синае, и под законом, от Адама до Иосифа Обручника. Вместе с ними вспоминаются пророки, проповедовавшие Христа, все ветхозаветные праведники, оправдавшиеся верой во грядущего Мессию, и отроки благочестивые. Жизнь ветхозаветных праведников, живших от начала творения до Рождества Христова, раскрывается перед читателем в книге «Жития святых. Ветхозаветные праотцы». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Как правило, - отмечают издатели, - собрания житий святых построены по календарному принципу. В таких изданиях жизнеописания подвижников приведены в той последовательности, в какой совершается память святых в православном богослужебном круге. У подобного изложения глубокий смысл, ибо церковное воспоминание о том или ином моменте священной истории - это не рассказ о давно минувшем, но живой опыт сопричастности событию. Из года в год мы чтим память святых в одни и те же дни, возвращаемся к одним и тем же повествованиям, и житиям, ибо этот опыт сопричастности неисчерпаем и вечен. Однако, по мнению издателей, временная последовательность священной истории не должна оставляться христианином без внимания.

Христианство - это религия, признающая ценность истории, ее целенаправленность, исповедующая ее глубокий смысл и действие в ней Промысла Божия. Во временной перспективе раскрывается замысел Божий о человечестве, то «детоводительство», благодаря которому перед всеми открыта возможность спасения. Именно такое отношение к истории определяет и логику данного издания. Как говорится в предисловии книги, в Неделю святых праотец, Святая Церковь молитвенно вспоминает тех, кто «приготовил путь Господу» в Его земном служении, кто сохранил истинную веру во тьме человеческого неведения, сохранил как драгоценный дар Христу, пришедшему спасти погибшее. Это люди, жившие надеждой, это души, которыми держался мир, обреченный на покорность суете, - праведники Ветхого Завета.

По словам издателей, ветхозаветные святые являют нам пример верности обетованию. Их можно назвать подлинными христианами в том смысле, что вся их жизнь была наполнена ожиданием Христа. Среди суровых законов Ветхого Завета, ограждавших от греха еще не совершенную Христом человеческую природу, мы обретаем прозрения грядущей духовности Нового Завета. Среди кратких замечаний Ветхого Завета мы находим свет глубоких, напряженных духовных переживаний. Мы знаем праведника Авраама, которому Господь, чтобы явить миру полноту его веры, заповедал принести в жертву своего сына. Писание говорит о том, что Авраам беспрекословно решился исполнить заповедь, но молчит о переживаниях праведника.

Однако, - отмечают издатели, - повествование не упускает одну деталь, незначительную, на первый взгляд: до горы Мориа было три дня пути. Что же должен был чувствовать отец, ведущий на заклание самого дорогого в его жизни человека? Три дня пути, когда усталость приближала не отдых, а неминуемый исход. Три дня мучительных раздумий - и в каждую минуту Авраам мог отказаться. Три дня пути – и за краткой библейской ремаркой скрывается сила веры и тяжесть страданий праведника. Другой пример - Аарон, брат Моисея. Его имя теряется среди множества известных нам библейских праведников, затеняется образом его прославленного брата, с которым нельзя сравнить ни одного ветхозаветного пророка. С самого детства этот праведник учился смирению. Его младший брат, спасенный от смерти, был взят во дворец фара­она и получил царское воспитание, окруженный всеми почес­тями египетского двора.

Когда Моисей призывается Богом на служение, Аарон должен пересказывать народу его слова; само Писание говорит, что Моисей был как бы богом для Аарона и Аарон — пророком для Моисея (см.: Исх. 7,1). А ведь мы мо­жем предполагать, какими огромными преимуществами должен был обладать старший брат в библейские времена. А здесь — полный отказ от всех преимуществ, полное подчинение млад­шему брату ради воли Божией. Мы едва ли способны многое сказать о нем, и это касается не только нас, но и людей ветхозаветной древности: сам Аарон в глазах народа всегда отступал пред Моисеем, и сам народ не относился к нему с любовью и почтением, с какими обращался к своему учителю. Пребывать в тени великого (но при этом младшего) брата, смиренно нести свое служение, хотя и великое, но не столь заметное для окружающих, служить праведнику, не завидуя его славе, - разве это не христианский подвиг, явленный уже в Ветхом Завете?

Еще один пример. Все мы слышали об Иове, наделенном всеми благами земли. Можем ли мы оценить полноту его страданий? К счастью, мы не знаем на опыте, что такое проказа, но в глазах суеверных язычников она значила гораздо большее, чем просто болезнь: проказа считалась знаком того, что Бог отказался от человека. И мы видим Иова одного, оставленного своим народом. Тогда как нам страшно потерять одного друга, - можем ли мы представить себе, что такое потерять народ? Но самое страшное — это то, что Иов не понимал, за что он страдает. Человек, страдающий за Христа или даже за Родину, обретает силу в своем страдании; он знает его смысл, достигаю­щий вечности. Иов страдал больше всякого мученика, но понять смысл собственных страданий, ему было не дано. В этом его вели­чайшая скорбь, об этом его нестерпимый вопль, который Писание не скрывает от нас, не смягчает, не сглаживает, не погребает под рассуждениями друзей Иова, которые, на первый взгляд, вполне благочестивы.

Ответ дается лишь в конце, и это ответ смирения праведника, который склоняется перед непостижимостью Божиих судеб. И только Иов мог оценить сладость этого смирения. Эта бесконечная сладость вместилась в одну фразу, которая и для нас стала предпосылкой подлинного богословия: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; по­этому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Так, «в каждой истории, рассказанной Писанием, сокрыто множество подробностей, свидетельствующих о глубине страдания и высоте надежды древних праведников». И подобных примеров в Ветхом Завете много, но все же «самый благодатный духовный опыт одного из известнейших ветхозаветных святых - царя и пророка Давида стал для нас непреходящим образцом всякого духовного опыта.

Это псалмы, дивные молитвы Давида, во всяком слове которых отцы Церкви Новозаветной обретали свет Христа. Святителю Афанасию Александрийскому принадлежит удивительная мысль: если Псалтирь являет совершеннейшие человеческие чувства, а совершеннейший Человек — это Христос, то Псалтирь есть совершенный образ Христа до Его воплощения. Этот образ раскрывается в духовном опыте Церкви». Таким образом, несмотря на то, что «Ветхий Завет стал далек нам своими обрядовыми предпи­саниями, потерявшими силу в Церкви Христовой; несмотря на то, что он устрашает нас строгостью наказаний и тяжестью запретов. В то же время, он бесконечно близок нам красотою вдохновенной молитвы, силой непре­ложного упования и неуклонного стремления к Богу — вопреки всем падениям, которым подвергались даже праведники, вопреки преклонности ко греху человека, еще не исцеленного Христом. О многих ветхозаветных святых рассказывает данная книга.

 

*** В предисловии редактор книги пишет: «Апостол Павел говорит о том, что мы - сонаследники ветхозаветных святых, и они не без нас достигли совершенства. В этом великая тайна домостроительства Божия, и в этом раскрывается наше таинственное родство с древними праведниками. Их опыт Церковь хранит, как древнее сокровище, и пред­лагает нам приобщиться священным преданиям, повествующим о жизни ветхозаветных святых. Надеемся, что предлагаемая книга, составленная на основе «Келейного летописца» и «Житий святых, изложенных по руководству Четьих-Миней» святителя Димит­рия Ростовского, послужит Церкви в ее святом деле учительства и раскроет перед читателем величественный и многотрудный путь святых до Христа, спасенных Христом».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать