У книжной полки. 28 августа

28 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Земная жизнь Пресвятой Богородицы.

 

Предваряя второе издание книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», автор-составитель Софья Ивановна Снессорева писала: «Господь, в Своем неизреченном милосердии, сподобил меня, на 83-м году жизни, еще потрудиться во славу имени Его Пречистой Матери, нашей Всеблагой Заступницы. При втором издании моего многолетнего труда, более, нежели когда-нибудь, сознаю все его недостатки, ошибки и несовершенства. Усердно прошу ближних моих во Христе простить мне, что не дописано или написано необстоятельно: я сделала, что могла. Пусть другие, более способные и свежие силы продолжат, исправят и дополнят недостающее». Земной путь Софии Ивановны закончился в начале прошлого столетия, а ее труд, посвященный Царице Небесной, уже более века продолжает радовать православных христиан. В 2013 году в Издательстве «Терирем» вышло 4-е издание данной книги. Его мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Книга - «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон» - является третьим переизданием замечательного труда Софии Снессоревой, столь известного и любимого, как среди широкой аудитории читателей, так и среди специалистов. Оно отличается от предыдущих изданий тем, что издатели, ни в коем случае не меняя текст, который в настоящее время является своеобразной константой при раскрытии темы «Чудотворного образа Богоматери», внесли некоторые коррективы в изобразительный ряд, собранный автором. Подобную цель ставил перед собой и писатель Евгений Поселянин - автор аналогичного обобщающего сочинения «Богоматерь», который добавил не только новые сведения об иконах, но и вставил изображения улучшенного качества. В настоящем издании составители старались запечатлеть конкретные черты самого чудотворного образа, переданные современным способом фотографии, а также привести как можно больше изображений самих икон, заменяя, где это было возможно, предшествующие литографические отпечатки.

В 1897 году в предисловии ко второму изданию книги Софья Ивановна писала: «По выходе первого издания было замечено в Богословском Библиографическом Листке, что мною в книге помещены сведения о 293 чудотворных иконах, т. е. несколько менее общепринятого количества чудотворных икон - 364. Это верно: я поместила в нем столько сведений, сколько могла собрать; и ныне, во втором издании, эти сведения дополнены. Впрочем, чудотворных икон Матери Божией, как звезд на небе, никто еще не мог исчислить: число их знает только Сама Царица Небесная. Что ни наболевшее от горя сердце, то и отпечаток Ее милосердия, а с ним и чудотворный образ Заступницы Усердной, всех Скорбящих Радости, всегда доступной молению страждущих, всегда внемлющей воплям скорбных грешников. Божественная благодать искони почила на иконах Матери Божией, и, во исполнение Ее пророческого слова. Божественный Ее Сын даровал ей особенную, преизбыточествующую силу помогать немощным, исцелять страждущих, утешать печальных. Все прибегающие к Ней с верою и усердием находят в Ней заступление и помощь».

В первой главе автор предлагает познакомиться с Учением Православной Церкви о Божией Матери. В частности, Софья Ивановна пишет: «Прежде, нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого. Как заря искупления, воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Твор­ца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судии; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: «Семя Жены сотрет главу змия», - и это первое из всех Божественных обетовании раскрывалось во всех последу­ющих событиях преобразовательного времени, и всё с большею точностью, по мере приближения предопределенного времени.

Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира. Не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли. За далекие горы и моря они уносили с собою эту отрадную, хотя далекую, надежду. Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые стра­ны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и, наконец, в определенное судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета, и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани. Все события Ветхого Завета представляют как бы тень или предызображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим, главным образом, Спасителя мира - Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Пресвятой Девы».

Говоря о величии Божией Матери, автор отмечает, что вся ее «земная жизнь протекла в уединении и неизвестности: под покровом смирения Дева Мария скрывала свое величие. С распространением веры в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа по всей вселенной распространилась и слава Его Пречистой Матери. Дивные тайны явились в земной жизни Пресвятой Богородицы, и лучезарная слава осияла всю вселенную по успении Ее: благодатным покровом своих чудес и благодеяний Она покрывает весь род человеческий. В успении Своем Пресвятая Богородица не оставила мира и всегда по обещанию Своему ходатайствует за прибегающих к Ее помощи. Много великих чудес сотворило Ее милосердие всем страждущим и скорбящим! Кто из нас, бедствующих в бурном житейском море, не чувствует, как Богоматерь близка к нашим воплям, как скоро послушна, чтобы дать нам помощь и утешение?

Призывание ходатайства Пресвятой Богородицы вошло в состав христианского богослужения, и с самого первого века Церковь призывает на помощь и славословит Пресвятую Матерь Бога нашего. Каждый день кончается на вечерне молитвою к Ней: «Пресвятая Богородице, буди ми Предстательницей всей жизни, в час смертный избави от бесов и по смерти упокой!» Православные христиане, постигая величие и силу ходатайства Богоматери, призывают Ее в своих молитвах и всегда поручают себя благодатному Ее покровительству. Везде, где небо простерто, видны чудеса Ее, и отовсюду возносятся молитвы к Царице неба и земли.

 По словам Софии Ивановны, «православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в честь Ее, церковными празднествами в память бесчисленных Ее благодеяний. В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города или деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы высочайшей святыни и необходимейшей принадлежности». «От неистощимого источника святых икон Сама Небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать, избавляет от всяких бед и напастей». По мнению автора, «для верующих было бы назидательно проследить, по возможности, всю историю чудес Богоматери, явленных Ею в роде человеческом». На это и направлен настоящий труд Софии Снессоревой. История чудотворных икон Пресвятой Богородицы, предложенная автором, составлена на основании сказаний летописцев и других достоверных источников и расположена по месяцам и дням всего года, с указанием года явления.

 

*** «Настоящий труд – по словам автора-составителя, - это история чудотворных икон Пресвятой Богородицы». Книга рассчитана на самый широкий круг читателей. Как отмечалось в одном из предыдущих изданий, она необходима каждому, кто интересуется историей отечественной культуры и Русского Православия. Для одних это рассказ о Заступнице человеческой, к Которой стремится все страждущее на земле: Она «всем внемлет, всем помогает». Для других это чудесные предания, изложенные живым, образным языком. Для третьих – справочник по иконам Богородицы, явленным в различных городах и весях русской земли и в зарубежных странах.

 

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «У христианина каждый день - праздник. Потому как Христос сказал о Себе: «Я с вами во все дни до скончания века», и мы можем всегда праздновать Богоявление». В Ветхом Завете праздничные дни были указаны и узаконены Самим Богом, начиная с первого века имеет свои праздники и Новозаветная Церковь. Первое и древнейшее торжество - это Пасха, а за ней следуют Господские и Богоро­дичные праздники, которые Церковь именует двунадесятыми. Понимаем ли мы суть того или иного праздника? В наши дни, когда церковная жизнь возрождается, многие люди, даже постоянно посещающие богослужения, часто не имеют ясного понятия о том, что происходит в церкви, каков смысл тех или иных таинств, служб, песнопений. Между тем понимание данного вопроса совершенно необходимо для нашей духовной жизни, ведь богослужение - это тоже богосло­вие, потому что основано на духовном опыте и открывается более всего в молитве. Митрополит Вениамин (Федченков) посвятил этой теме немало своих размышлений, которые позднее были опубликованы и доступны сейчас для всех, кто желает постичь красоту православного богослужения. Такие размышления собраны и на страницах книги – «Двунадесятые Богородичные праздники». ***

Издательство Правило веры выпустило серию книг митрополита Вениамина, посвященных двунадесятым праздникам. По словам издателей, пастырская забота Владыки была в том, чтобы по­казать, что события этих торжеств и Святой Пасхи являются ключевыми в Божием домостроительстве спасения человека. Используемые в ходе богослужения стихиры, тропари, кондаки, а в особенности каноны научают вере наряду со Священным Писанием. Этим богослужебным текстам митрополит Вениамин (Федченков) придавал огромное значение, и призывал каждого христианина вчитываться в них, углубляться, а проповедников - основывать на них свои слова и поучения. При этом в своем изложении, - опираясь на богослужебные тексты и творения святых отцов, - он словно вживался в действия участников проис­ходящего: Богородицы, Предтечи, ангелов, апостолов и других, в их мысли и переживания. И таким образом старался своим повествованием и читателя сделать соприсутствующим на совершающемся событии.

Владыка записывал свои размышления от предпразднества и до отдания торжества, отмечая, что в сам момент празднования совершившееся воспринимается по-особому: глубже и ярче. В дальнейшем он дописывал, редактировал и компоновал написанное. Повествование о каждом празднике автор начинает, как правило, со «своих мыслей» о значении и смысле отмечаемого события, вспоминая при этом личные впечатления и настроения, которые испытывал в разные годы на праздничном богослужении. Отдельная часть повествования посвящена рассмотрению богослужебных текстов, при этом Владыка объясняет и подкрепляет каждую подробность события выписками из богослужебных песнопений. Наряду с этим он вслушивается в свои ощущения и обозначает «благодать праздника», например: благодать Славы, торжества — на Преображение, жертвенная и победная благодать — на Вход Господень в Иерусалим, надземная благодать — на Вознесение и т.п.

Завершают описание праздника дополнительные главы: выписки из Слов святых отцов на этот конкретный день; подробное описание иконы праздника, что служит у автора дополнением богословия; заметки о праздничном Евангелии и исторические справки. Судя по датам, записи велись в течение многих лет — с 1919 по 1956 год и отражают глубокие и точные размышления Владыки. Общее обозрение им всех этих праздников постепенно создает у читателя полноту понимания Божия домостроительства и по­тому делает его сознательным участником празднуемого события. Вплетенные в текст воспоминания автора, его беседа с читателем живая, эмоциональная, доверительная, делает сложные богословские тексты более понятными и близкими.

В этот том включены размышления Владыки о двунадесятых праздниках, посвященных Пресвятой Богородице. Празднуемые события как бы обрамляют события двунадесятых праздников Господских. Рождество Богородицы - первое двунадесятое торжество в церковном году, а Успение - завершающий. Рождество Пречистой Девы по словам авто­ра - заря задуманного в Совете Святой Троицы спасения человека. Праздник освещается грядущим Рождеством Христовым, и поэтому воспринимается его предпразднством, что и прослеживается по богослужению. Введение во храм — это «обручение Божией Матери», и Церковь поет: «предобручилася еси Духом таинственно, обручена Богу и Отцу». И на Введение, отмечает Владыка, «повеяли ветры Благовещения».

Благовещение - это «спасения нашего главизна», как поет Церковь, поэтому догматическим мыслям автор посвящает обширную главу. Наконец, Успение — это вершина славы Пречистой Богородицы. В этом разделе митрополит Вениамин ярко, многогранно и восторженно говорит о совершившемся. Словами богослужебных текстов Вла­дыка разъясняет, что в Успении нам приоткрывается, пока еще в одной Богородице, завершение Божия до­мостроительства о спасении человека — наследование им Царства Небесного. Пресвятая Богородица воскрешена с телом, вознесена в Царство Небесное и в Своем облагодатствованном теле соучаствует с Богом в спасении человека.

Остановимся более подробно на описании этого праздника, т.к. именно сегодня мы празднуем Успение Божией Матери. Обратимся к книге и узнаем, какие чувства и мысли переживал автор в преддверии этого торжества и в самом его начале. Владыка Вениамин пишет: «Только утром вчера кончилось отдание славному Преображению, а вечером уже вошли мы в преддверие другого праздника. И сразу ощутилась перемена. Преображение — славное, светлое, цар­ственное, величественное, страшное, превысокое, пренебесное торжество. Душа поднята... Начинающееся же Успение ввело меня, на­оборот, в прохладную, мир­ную тишину. Точно бы с жаркого блестящего солнца я вошел в мягкую тень тихого сада. Но — и с радостью... И радость — тихая, мирная, как начинающий брезжить рассвет... И спросил я душу свою: отчего эта радость? Так она ответила: «Какая милость Богородицы, что вот и я — у Нее на трапезе... Ведь всякий праздник есть пир благодатный. Беседы с празднуемыми. Уча­стие в их славе. Славословие, или, как хорошо говорит Церковь, «величание» празднуемых. ВКУШЕНИЕ их радости, как бы пребывание «в гостях» у них, «за столом», «пожалование». Кратко сказать, ОБЩЕНИЕ с ними... И ныне мы — у Божией Матери. И чувствуешь, и думаешь: вот я своими уста­ми прославляю уже Богородицу! Вот я уже беседую с Нею!»

Рассмотрев богослужебные тексты предпразднства Успения Божией Матери, автор отмечает, какое же основное впечатление сложилось у него от этой службы? «Церковь зовет к радости и объясняет нам это, - пишет Владыка. - И уже заранее совершает обряд отпевания, — вспоминает погребение Ее. Это вносит немного грусти в торжество Но , думаю, Церковь делает это раньше для того, чтобы самый праздник отдать уже больше СЛАВЕ И РАДОСТИ». «Событие успения, или вознесения Богородицы на небо, по словам преосвященного автора, столь велико, что не только наше личное недостоинство препятствует приступить к нему и с полною ясностью уразуметь силу события, но и вообще нам «Той (Ей) достойную честь воздати немощно». Почему? — Потому, что Ее «преизящное», то есть исключительное, превосходное, прекрасное,— всё, что было с Ней, «преходит всяк ум».

«Обычно смерть, - продолжает автор, - это несчастье, скорбь, слезы, рыдания, отчаяние... Погребение — одна из самых печальных страниц жизни человеческой. Все «убиты»... Здесь — все наоборот: радуются, ликуют, торжествуют, восклицают, плещут руками. Ко­роче — погребение претворилось в праздник. Воистину — «странное погребение»! Почему же радуемся? Что празднуем? Конечно, не смерти радуемся, а тому, что последовало за нею: воскрешению, вознесению, прославлению, обожествлению, предстательству. И самой смерти уже нет: есть только лишь «сон», «успение», «преставление» из одной жизни в другую. И притом — в несравненно лучшую. Она не умерла, но преселилась к божественнейшей жизни. И прежде всего, чтобы: «в веселии Сына зрети и Господа!»

 

*** Этот труд митрополит Вениамин Федченков предваряет молитвою к Божией Матери, вспоминая при этом, «что древние иконописцы на свое дело смотрели как на религиозный подвиг и гото­вились к нему молитвою, постом, освящением материала; и во время труда продолжали пре­бывать в состоянии религиозного благоговения. Не менее требовалось духа собранности и благодати и от песнопевцев. И мне, - говорит Владыка, - заимствующему сокровища из бого­служения, святых отцов и своего просвещения, подобало бы так же устроить душу свою, но я — немощной. И посему, не надеясь на свои подвиги, прошу благодати Божией, да ради славы Своей Она Сама (т.е. Богородица) направит ум и сердце мое к истинному восприятию и толкованию празд­ников Ее».

 

С праздником Успения Пресвятой Богородицы!!!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать