Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Толкование на двенадцать Страстных Евангелий.
Во время Великого поста на Страстной седмице вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение. Оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и Крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове службы. В ней Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. И сегодня мы предлагаем Вашему вниманию книгу, которая содержит объяснение этой святой службы и помогает лучше усвоить ее смысл и значение. Она вышла в свет в Издательстве «Лепта Книга» и называется - «Толкование на двенадцать Страстных Евангелий».***
В этой книге раскрывается смысл и значение одной из служб Страстной седмицы - Последования святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, читаемых на утрени Великой Пятницы. Утреня традиционно совершается в Великий Четверг на вечерней службе. Как отмечают издатели, благодаря этой книге читатели смогут, присутствуя на богослужении, следить за ходом Последования. Кроме того, текст Евангельских чтений приводится в Синодальном переводе для лучшего понимания службы и снабжен подробными святоотеческими и богословскими экзегетическими толкованиями.
Предлагаемое чтение Страстных Евангелий составлено из текстов всех четырех евангелистов. Разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, оно указывает нам, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим своего Учителя Господа в сад Гефсиманский. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, возжигая их перед чтением каждого Евангельского текста, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
Песнопения 15 антифонов в промежутках между чтениями дополняют и поясняют течение священных событий. По словам священника Геннадия Орлова, «вся служба, кроме евангельских чтений, поется в знак великого духовного торжества. Евангельские чтения выбраны так, чтобы осветить страдания Спасителя с разных сторон, представить их последовательные этапы». Митрополит Антоний Сурожский пишет об этом так: «Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам. Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!»
«Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Своим ученикам Христос до этого сказал: «Никто жизни у Меня не берет — Я ее свободно отдаю... И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее...» Три раза Иисус молился Отцу, чтоб, если возможно, прошла мимо Него эта чаша. «И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: «Да будет воля Твоя...» Мы должны в это вдуматься, - говорит владыка Антоний, - нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом...
И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: «Отче, прости им - они не знают, что творят...» Вот чему, - заключает Владыка, - мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид — перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей». И этому мы должны научиться в эти дни Страстной Седмицы у Господа нашего Иисуса Христа через Его святое Евангелие.
Настоящее чтение наполняет почти все время означенного богослужения. В виду умилительности и назидательности этих Евангелий рассмотрим их по порядку, начиная с первого. Начальное Евангелие Святых Страстей изображает прощальную беседу Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническую молитву. Как беседа, так и молитва, сохраненные для нас святым евангелистом Иоанном, составляют драгоценнейшую часть сказаний евангельских, обнаруживая пред нами душу и сердце Господа Иисуса в такие решительные минуты, в таком преизбытке Божественного света. Второе Евангелие содержит в себе повествование апостола Иоанна о предании Спасителя Иудою в саду Гефсиманском и о суде над Ним иудейских первосвященников. Третье чтение евангелиста Матфея изображает Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.
Предметом следующего четвертого Евангелия служит повествование святого Иоанна о суде над Иисусом Христом у представителя римской власти, прокуратора Пилата. Пятое - рассказывает о конечной судьбе Иуды, о новых страданиях Господа у Пилата и осуждении Его на Распятие. Шестое Евангелие Святых Страстей взято из сказаний евангелиста Марка и изображает поругания воинов над Иисусом, обстоятельства Распятия и крестных страданий Его. Седьмое чтение заключает в себе начертанную святым евангелистом Матфеем картину страданий Богочеловека и сопровождающих их обстоятельств. Здесь говорится о распятии Господа, о Его томлении и страданиях на Кресте, о злобе, которая окружала Его, о Его кончине и, наконец, о знамениях, последовавших за нею, о том действии, какое произвели они на стражу.
Восьмое чтение взято из Евангелия от Луки и рассказывает о молитве Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника. В девятом - отражены Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении. Десятое Евангелие Святых Страстей возвещает о Снятии тела Господа с Креста. Одиннадцатое – об участии Никодима и Иосифа в погребении Спасителя. И заключительное двенадцатое чтение повествует о наложении печати архиереями и книжниками на гроб Спасителя и о постановлении при этом гробе стражи из римских воинов.
*** Двенадцатое Страстное Евангелие заканчивает повествование о спасительных Страстях Христовых. В нем говорится о том, как иудеи, боясь обмана со стороны учеников Господних, опечатали Гроб и поставили у него стражу. Прочитано последнее Страстное Евангелие, Господь положен во гроб, ученики Христовы разошлись... Заканчивается и последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, и с зажженными свечами христиане расходятся из храма, скорбя от пережитого, но в глубине души уже ожидая Воскресения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Наставление на Великий пост. Архимандрит Исидор (Минаев)
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!