У книжной полки. 28 апреля

28 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Толкование на двенадцать Страстных Евангелий.

 

Во время Великого поста на Страстной седмице вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение. Оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и Крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове службы. В ней Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. И сегодня мы предлагаем Вашему вниманию книгу, которая содержит объяснение этой святой службы и помогает лучше усвоить ее смысл и значение. Она вышла в свет в Издательстве «Лепта Книга» и называется - «Толкование на двенадцать Страстных Евангелий».***

В этой книге раскрывается смысл и значение одной из служб Страстной седмицы - Последования святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, читаемых на утрени Великой Пятницы. Утреня традиционно совершается в Великий Четверг на вечерней службе. Как отмечают издатели, благодаря этой книге читатели смогут, присутствуя на богослужении, следить за ходом Последования. Кроме того, текст Евангельских чтений приводится в Синодальном переводе для лучшего понимания службы и снабжен подробными святоотеческими и бого­словскими экзегетическими толкованиями.

Предлагаемое чтение Страстных Евангелий составлено из текстов всех четырех евангелистов. Разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, оно указывает нам, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим своего Учителя Господа в сад Гефсиманский. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, возжигая их перед чтением каждого Евангельского текста, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Песнопения 15 антифонов в промежутках между чтениями дополняют и поясняют течение священных событий. По словам священника Геннадия Орлова, «вся служба, кроме евангельских чтений, поется в знак великого духовного торжества. Евангельские чтения выбраны так, чтобы осветить стра­дания Спасителя с разных сторон, предста­вить их последовательные этапы». Митрополит Антоний Сурожский пишет об этом так: «Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам. Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!»

«Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Своим ученикам Христос до этого сказал: «Никто жизни у Меня не берет — Я ее свободно отдаю... И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее...» Три раза Иисус молился Отцу, чтоб, если возможно, прошла мимо Него эта чаша. «И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: «Да будет воля Твоя...» Мы должны в это вдуматься, - говорит владыка Антоний, - нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а челове­ческим Своим, живым, подлинно человече­ским телом...

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: «Отче, прости им - они не знают, что творят...» Вот чему, - заключает Владыка, - мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид — перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей». И этому мы должны научиться в эти дни Страстной Седмицы у Господа нашего Иисуса Христа через Его святое Евангелие.

Настоящее чтение наполняет почти все время означенного богослужения. В виду умилительности и назидательности этих Евангелий рассмотрим их по порядку, начиная с первого. Начальное Евангелие Святых Страстей изображает прощальную беседу Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническую молитву. Как беседа, так и молитва, сохраненные для нас святым евангелистом Иоанном, составляют драгоценнейшую часть сказаний евангельских, обнаруживая пред нами душу и сердце Господа Иисуса в такие решительные минуты, в таком преизбытке Божественного света. Второе Евангелие содержит в себе повествование апостола Иоанна о предании Спасителя Иудою в саду Гефсиманском и о суде над Ним иудейских первосвященников. Третье чтение евангелиста Матфея изображает Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.

Предметом следующего четвертого Евангелия служит повествование святого Иоанна о суде над Иисусом Христом у представителя римской власти, прокуратора Пилата. Пятое - рассказывает о конечной судьбе Иуды, о новых страданиях Господа у Пилата и осуждении Его на Распятие. Шестое Евангелие Святых Страстей взято из сказаний евангелиста Марка и изображает поругания воинов над Иисусом, обстоятельства Распятия и крестных страданий Его. Седьмое чтение заключает в себе начертанную святым евангелистом Матфеем картину страданий Богочеловека и сопровождающих их обстоятельств. Здесь говорится о распятии Господа, о Его томлении и страданиях на Кресте, о злобе, которая окружала Его, о Его кончине и, наконец, о знамениях, последовавших за нею, о том действии, какое произвели они на стражу.

Восьмое чтение взято из Евангелия от Луки и рассказывает о молитве Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника. В девятом - отражены Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении. Десятое Евангелие Святых Страстей возвещает о Снятии тела Господа с Креста. Одиннадцатое – об участии Никодима и Иосифа в погребении Спасителя. И заключительное двенадцатое чтение повествует о наложении печати архиереями и книжниками на гроб Спасителя и о постановлении при этом гробе стражи из римских воинов.

 

*** Двенадцатое Страстное Евангелие заканчивает повествование о спасительных Страстях Христовых. В нем говорится о том, как иудеи, боясь обмана со стороны учеников Господних, опечатали Гроб и поставили у него стражу. Прочитано последнее Страстное Евангелие, Господь положен во гроб, ученики Христовы разошлись... Заканчивается и последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, и с зажженными свечами христиане расходятся из храма, скорбя от пережитого, но в глубине души уже ожидая Воскресения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать