У книжной полки. 27 января

27 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Г.М. Калинин. День един.

 

27 января 1944 г. советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. 900 дней и ночей прошло в стальном кольце. 800 тысяч ленинградцев погибло от пуль, ран, голода, холода. Гитлер был убеждён, что люди, живущие в Ленинграде, все умрут от голода за 1-2 месяца и немцы возьмут в город, не пролив ни капли крови. Но, практически полностью отрезанный от внешнего мира, город жил. Жил, по словам Ольги Бергольц, на «125 блокадных грамм с огнем и хлебом пополам». Как это было, сегодня многие не знают. А между тем история блокадного Ленинграда беспримерна, и представляет собой один из самых трагических и важных эпизодов не только Великой Отечественной войны, но всей истории России. О блокадном Ленинграде рассказывает книга Георгия Калинина – «День един», вышедшая в свет в издательстве "Сибирская благозвоннница". Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Автор книги, Георгий Михайлович Калинин, родился в 1930 году в семье потомственных петербуржцев. Отец — железнодорожный служащий, мать — машинистка. Пережил тяжелейшую блокадную зиму 1941-42, когда потерял отца и близких родственников. С больной матерью был эвакуирован летом 1942 через Ладогу, до лета 1944 жил в Пермской области. С 1957 пишет художественную прозу. Главным потрясением в судьбе писателя явилась Блокада Ленинграда в Великую Отечественную войну. В 1988 году, вступая в Союз писателей, Калинин об этом написал так в своей автобиографии: «Тогда бухнула на чашку весов моей жизни столь тяжелая гирька, что прошедшие десятилетия не смогли дать ничего такого, чтобы ее перевесить. Одним словом, я — человек блокадный».

Ссылаясь на отзывы читателей, сын писателя, Алексей Калинин, отмечает: так о блокаде еще никто не писал. Это настоящая русская литература. Вот что говорится в одной из рецензий на этот сборник: "...книга Георгия Калинина существенно отличается от всего, что написано и издано о блокаде – главное в ней христианский взгляд на события, рожденный тяжелым личным опытом, из сердца, не из ума только рожденный... Блокадная жизнь в книге изображена с такой реалистичностью, что само чтение становится нелегким трудом, потому что душа читателя соприкасается с запредельной мукой, с животным состоянием человека... Повествование Калинина о блокаде становится для нас, людей, в массе своей не переживших настоящих испытаний на грани смерти, рассказом о том, что такое жизнь всерьез».

В сборник повестей и рассказов "День един" вошли произведения разных лет. Первую часть книги занимает цикл произведений "Блокада на всю жизнь". рассказывающий о жизни Ленинграда в страшную зиму 1941-42 годов, через ужасы и лишения которой автор прошёл, будучи десятилетним мальчиком-подростком. Повесть «Из какого колодца дует», рассказ «Вспоминаю блокадных детей», очерк «Блокада на всю жизнь» стали уникальным вкладом блокадников в познание самого себя и мира в экстремальных условиях на рубеже бытия и смерти, когда против детства объединялись голод, холод, оружие войны и человеческое отчуждение, деформируя нормы морали, выдвигая на первый план агрессивную животную потребность выживания.

Вот что в частности Георгий Михайлович пишет: «Для взрослых опасность блокады была реальна, в первую очередь, как факт настоящего, но не будущего и прошедшего. Временный, в силу чрезвычайных обстоятельств, отказ от прежних принципов, чтобы затем к ним постепенно вернуться, а блокадный опыт отбросить как ставшее ненужным средство самосохранения. Просто приспособление, хотя и крайне мучительное, – не представляющие собой угрозы ни для будущего, ни для прошедшего, если, конечно, основа личности в человеке уже заложена. Но у нас-то, детей, эта самая основа лишь только закладывалась, и в нее прямехонько блокада со всем своим зверством и легла. Разумеется, речь не о маленьких детях, но о подростках 10–13 лет, оказавшихся, видимо, в самом трудном положении.

От нас, - свидетельствует автор, - ничего не ждали, не требовали, но нам ничем и не помогали. Мы были вне поля зрения взрослых, попросту лишними в ту страшную зиму. Для нас блокада несла не только смерть, но и угрозу нравственной катастрофы. Подросток, прошедший через блокаду, должен был в сложной внутренней ломке заново воссоздавать для себя подлинные ценности жизни, отказываясь от мнимых, ставших привычными, и преодоление блокадного опыта затягивалось для него на годы. ...Мое выздоровление от блокады затянулось почти на десятилетие. Да я так и не знаю, наступило ли оно окончательно. До сих пор живо во мне ощущение, что блокада расколола надвое мою жизнь, отщепив, оторвав от нее первые мои детские годы, и до сих пор никак не может прирасти ко мне этот десятилетний доблокадный осколок».

Но, как далее отмечает автор, «вместе с опытом, который лежал на поверхности, блокада дала» ему «еще какой-то другой опыт, опыт в себе, раскрывавшийся по мере преодоления опыта внешнего. За какие-то считанные месяцы, - пишет Георгий Михайлович, - потеряв веру во все человеческое, я подспудно, потенциально, полусознательно утвердился в вере в Бога, что должно было со временем многое изменить во мне, и в первую очередь мое отношение к человеку. Теперь, много лет спустя, я с удивлением вижу, что именно обнажение человека в самом низком и отталкивающем, происшедшее в блокаду, проложило мне путь в иную полярность, помогло открыть человека в его самом высоком. Зло блокады, оставившее так и не зажившую до конца рану в душе, подготовило ее для восприятия высоких, утверждающих безусловную ценность человека и его жизни истин и непостижимым образом перешло в свою противоположность, стало благом».

Читая первую часть книги, можно согласиться с Алексеем Калининым, который говорит, что «самое страшное, трудно вместимое для души чтение – это рассказы о блокадных детях, даже не судьбы их, а немые образы заставляют сердце содрогнуться. И удивляешься: как сохранившему в сердце эти образы удалось вместить в себя это страдание, взять его на себя, забыть о своей боли, а помнить о них? Блокадные испытания для одних людей (из выживших) закончились животным отупением, для других же открыли глубину душевной и духовной жизни. Автор этой книги - из их числа. Вторая часть сборника, в которой собраны рассказы и повести уже мирного времени свидетельствует об этом, главное в них – не сюжет, не яркие герои, а душевные переживания. При этом жизнь души, - по словам Алексея Калинина, - показана на святоотеческом уровне – на уровне помыслов, борьбы с ними или пленения. И в результате судьба человека становится результатом нравственного выбора между эгоистическим саможалением и самопожертвованием...

Завершает книгу часть под названием «Ломоть хлеба Господня». Здесь все судьбы отдельных людей и человечества в целом восходят к тому евангельскому измерению, которое в этой части книги – главное..." В трех произведениях, где автор размышляет над Евангелием, он напоминает читателям, что Один Хлеб никогда не отнимется от нас – это Господь, дающий людям вечную жизнь (Ин. 6:47). «Основа мировоззрения автора, по словам Алексея Калинина, - «вера в благой Промысел Божий и конечное торжество добра. Потому и все самое ужасное в этой земной жизни можно преодолеть и не отчаяться».

 

*** Фашистская блокада Ленинграда — одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Писатель Георгий Калинин, автор книги, прошел в детстве через это тяжелейшее испытание, пережив все, что выпало тогда на долю ленинградцев — ужас голода, холода, смерти. Его рассказы и повести, посвященные как блокаде, так и иной тематике, исполнены в традициях русской литературы, отличительными чертами которой были и остаются — неотступное бдение за временным исчезающим ради уловления в нем вечного, непреходящего, и подлинная выстраданность этого беспрерывно творимого действа.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать