У книжной полки. 27 мая

27 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути ко спасению: опыт аскетики.

 

Человеку, как существу разумному и свободному, свойственно и надобно всегда действовать рассудительно, обдуманно, всякому делу назначать добрую цель и лучшие средства для достижения предположенной цели. Но все частные цели всех наших действий должны относиться, подчиняться одной главной цели жизни, как радиусы круга относятся к своему центру, и всегда надобно иметь ее в виду при всяком действии. Какая же последняя цель нашей жизни? По словам епископа Петра (Екатериновского), последняя цель всего существующего есть – Бог. Он есть первая верховная причина всех существ, Он Тот, от Кого все существа всецело зависят как в первую минуту своего бытия, так и в продолжение своей жизни. И Он же есть последняя цель жизни всякого человека. О том, как достичь этой цели и таким образом спасти свою душу, и говорится в книге епископа Петра – «Указание пути ко спасению: опыт аскетики». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвониица и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Имя епископа Петра (Екатериновского), ныне неза­служенно забытое, по праву можно поставить и один ряд с именами святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, святителя Феофана (Говоро­ва), затворника Вышенского. Книга епископа Петра «Указа­ние пути ко спасению» до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью. Это свидетельствует о том, какое значение в деле духовного становления христианина придавали книге Оптинские старцы. Современники писали: «Такие труды, как «Путь ко спасению» епископа Феофана и «Указание пути ко спасению» епископа Петра, наряду с «Невидимой бранью» Никодима Святогорца, должны быть настольными книгами пастырей».

Родился Преосвященный Петр (в ми­ру - Феодор Екатериновский) в 1820 году в Саратовской губернии, в семье священника. После окончания Саратовской семинарии по­ступил в Московскую Духовную Академию. В первый же год обучения в Академии, в 1841 году, он принимает монашеский по­стриг с именем Петра. Благочестие, вну­тренняя сосредоточенность и стремление к истинно монашеской жизни определили его дальнейшую судьбу. Летом 1844 года Петра рукополагают во иеромонаха. По окончании Академии он был назначен учите­лем Иркутской семинарии по классу чтения Священного Писания.

В 1852 году иеромонаха Петра возво­дят в сан архимандрита, а вскоре назначают ректором Иркутской Духовной семинарии. Неся труды по преподаванию и управлению учебным заведением, будущий святитель проходит путь внутреннего мона­шеского делания. В 1856 году в Москве издается его книга «О монашестве». Работая над ней, архимандрит Петр из­учил огромное количество святоотеческой литературы, сделал выписки из творений аскетов-писателей и привел в своем труде множество примеров из аскетического опы­та, свидетельствующих о трудностях и ис­кушениях на пути иноческой жизни. В марте 1859 года была совершена хи­ротония архимандрита Петра во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. В разные годы преосвященный Петр возглавлял Якутскую, Уфимскую и Томскую епархии. Во время своего архипа­стырского служения он много апостольски потрудился в распространении и утверж­дении христианства. Владыка Петр всегда усердно молился Спасителю о своей па­стве.

В 1883 году Владыка, по прошению, был уволен на покой и поселился в Оптиной пустыни. Жил он в Оптине во время настоятельства архимандрита Исаакия и старчествования преподобного Амвросия. Главным попечением духовно мудрого и рассудительного отца Исаакия были мате­риальные нужды монастыря и правильное устроение духовной жизни братии. Забота же о старческом окормлении скитской и мо­настырской братии лежала на его духовном отце, мудром советнике и молитвеннике -иеросхимонахе Амвросии. Результатом та­кого мудрого руководства была внешне и внутренне благоустроенная жизнь обители. Продолжительное, чинное богослужение, благочинное предстояние братии в храме, труды на послушаниях, скудная монастыр­ская пища и отсутствие всяких лишних предметов в келлиях вот что увидел преосвященный Петр в Оптиной. Общее же впе­чатление от обители подкреплялось и усили­валось высоконравственным характером ее настоятеля и старца.

В Оптиной пустыни епископ Петр про­жил два года, оставив здесь по себе самые отрадные воспоминания. Архимандрит Исаакий, рассказывая впоследствии о пре­бывании в обители преосвященного Петра, удивлялся его глубокому смирению, в особенности, когда Владыка перед соверше­нием богослужения всегда приходил к нему за благословением. В 1855 году епископ Петр был назначен управляющим Новоспасского монастыря в Москве. Кротость, нелицемерная любовь к ближним и истинная духовная мудрость стяжали преосвященному Петру живую сим­патию среди жителей Москвы. Особенно лю­били его бедные люди, которым преосвящен­ный щедро помогал. Кончина его после­довала в 1889 году, 27 мая, в субботу, нака­нуне дня Святой Троицы. Погребен епископ Петр в склепе под монастырским собором.

Среди трудов епископа Петра наиболее известны «Указание пути ко спасению» и «О монашестве». Эти книги, по словам издателей, дают возможность и в наше время почерпнуть потребное нам из того богатейшего духовного наследия, кото­рое оставил XIX век. И вот что, к примеру, владыка Петр пишет в книге о желании преуспевать в духовном совершенстве. «Искреннее желание спасения есть пер­вое необходимое с нашей стороны условие для возрастания в духовном совершенстве, потому что кто чего не желает, тот того не ищет и не получит. Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может. Бог внушает нам без нас только мысль о спасе­нии, желание это производит вместе с нами, а самые добрые дела - посредством нас.

Спасение, - говорит епископ Петр, - не есть дело случая, само собою не придет с течением времени и обстоя­тельств жизни без нашего желания и иска­ния. А чтобы желать его, надобно сознавать и помнить, что хотя не все мы одним путем идем на поприще духовной жизни и не все получаем одинаковые дары природы и бла­годати, однако же все обязаны по мере сил стремиться к высшему совершенству. Этого требуют, во-первых, настоящее состояние наше, всегда подвергающее нас опасности падения, если не будем бодрствовать (см. 1 Пет. 5, 8); во-вторых, су­щественное свойство нашего духа, всегда деятельного, непрерывно стремиться к дальнейшему развитию, к высшему усо­вершенствованию умственному и нрав­ственному. По словам святого Григория Великого, душа наша подобна кораблю, плывущему вверх по реке. Если он не бу­дет подниматься вверх, то спускается вниз; на одном месте не может стоять. Так и нам нравственно невозможно стоять на одной степени, когда не простираемся вперед...

Желание духовного совершенства, или спасения, должно быть не холодное, вялое, а усильное, потому что Царство Небесное с усилием приобретается и только усиль­ные искатели восхищают его (см. Мф. 11, 12); должно быть напряженное, такое, ка­кое имеет томимый голодом и жаждою, только алчущие и жаждущие правды... на­сытятся (Мф. 5, 6). Потому Спаситель и убеждает: Подвизайтесь войти в Царство Небесное сквозь тесные врата, ибо, сказы­ваю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13, 24). <...> Посему кто намеревается возрастать во всех добродетелях и дойти до совершенства, тот в начале, как сказано, да принуждает себя ко всякой добродетели и да старается упорное и прекословящее сердце свое сделать уступчивым и покорным Богу». Такими словами начинается труд епископа Петра, публикующийся в сокращении в этой книге.

 

*** Спаситель неоднократно побуждал Своих учеников к бодрствованию. И, что­бы кто не подумал, что это сказано Им од­ним апостолам, Христос прибавил: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13, 37). То же часто внушают и апостолы (см. Дсян. 20, 31; 1 Кор. 16, 13; Кол. 4, 2; 1 Фес. 5,6; 1 Пет. 5,8). Бодрствование мож­но отнести к следующим четырем видам: надобно внимательно рассматривать свое нравственное состояние; со всей осмотри­тельностью отклонять опасности, угрожа­ющие добродетели; надлежащим образом приготовлять, вооружать себя для отраже­ния врагов нашего спасения; надобно знать, как вести брань с врагами спасения. Об этом и многом другом и беседует епископ Петр с читателями этой книге. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать