Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Раиса Трофимовна Богомолова. Небо и землю содержит любовь.
Есть два дара, за которые человек должен горячо благодарить Бога. Один из них осязаем и видим — это наш мир, в котором мы живем земной жизнью; а другой дар невидимый — это Любовь Божия, она важнее всего. Все дары происходят из этого корня и источника, в них сияет Любовь Божия. Предназначение человека состоит в том, чтобы стремиться к вечности, уподобляться Богу. Весь смысл, вся ценность, вся радость человеческой жизни — в исполнении этого предназначения. Когда человек любит, он уподобляется Богу, Который и есть Любовь. И «только ею, - по словам Ивана Сергеевича Тургенева, - только любовью держится и движется жизнь». Об этом свидетельствует книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии и называется – «Небо и землю содержит любовь». ***
Автор данной книги - Раиса Трофимовна Богомолова, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель председателя приходского совета храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в посёлке Эммаус под Тверью. Написала несколько книг, в числе которых - «Огород во славу Божию», «Осень нашей жизни», «Чтобы дети не болели. Возрастаем духовно, укрепляемся физически». В этой книге, размышляя о Любви Божией и любви человеческой, Раиса Трофимовна приводит рассказы известных христианских писателей, а также святоотеческие цитаты, которые помогают понять, что такое настоящая любовь, как проявляется любовь Божия в нашей повседневной жизни и как достичь той любви, которая никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).
Открывает книгу предисловие автора. И слова протоиерея Валентина Свенцицкого, который в 1927 году о любви так говорил в своих проповедях: «Трудно убедить кого-то, что нужно любить людей в такие времена, как наши, когда едва ли не в каждой квартире, в каждом доме царит ненависть. Когда осуждение, зависть, злоба стали обычными не только среди безбожников — довольно нам во всех своих бедах винить их, — но и среди тех, кто считает себя верующими. Когда любой пустяк воспламеняет в человеке гнев, нередко доводя его до поистине диавольского состояния духа. Но именно теперь и нужно молиться о пробуждении духа любви в людях, призывать их любить друг друга сильнее, чем прежде».
Эти слова, по мнению автора, как будто сказаны сегодня и обращены к нам, живущим сто лет спустя, в двадцать первом веке. Кто-то может возразить: уж любви-то у нас — через край! — включите телевизор, зайдите в Интернет... Но все это не любовь, а только борьба за обладание друг другом. Когда любовь смешивается со страстью обладания, подчинена инстинкту собственности, она несет людям страдания. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Цитадель» сказал, что, если самая совершенная, прекрасная женщина требует, чтобы ты посвятил жизнь только ей одной и замкнулся в ее любви, — она призывает тебя к эгоизму вдвоем, и этот двойной эгоизм почему-то называют счастьем любви. Этот эгоизм — опустошающий пожар, который уничтожает всё.
Как свидетельствует автор, «Любовь без послушания Богу быстро заканчивается; такая любовь скоро переходит в бытовую адаптацию людей друг к другу. Ни одно чувство не может держаться долго на пике, оно неизбежно стремится к нейтральному равновесному состоянию. Часто человеческая любовь гаснет по причине разного душевного устроения любящих. Например, у мужа душа «многострунная», а у жены всего две «струны» — стремление красиво одеться и разбогатеть. В таком случае многие душевные струны супруга остаются незатронутыми, невостребованными, и он ищет понимания у другой женщины, которая «услышит» всю богатую гармонию звучания его души и будет созвучна этой гармонии. Точно так же может быть и наоборот, когда жена — человек разносторонне развитый, духовно богатый, а муж стремится провести жизнь лишь в земных удовольствиях».
Еще одна проблема оскудения любви, на которую указывает автор, заключается в обособленности людей друг от друга. «Сердца наши, - пишет Богомолова, - как будто уменьшились и уже не могут вместить в себя любовь к другому человеку. Нам с детства внушают, что нужно любить в первую очередь себя, потому что «мы этого достойны». Как говорится в одном из советских мультфильмов, «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Но, - отмечает Раиса Трофимовна, - отвергая любовь к ближнему, мы теряем самих себя. Жизнь без любви и служения другим людям скучна, пуста и бессмысленна, ибо человек, любящий только себя, утрачивает способность к духовному единению, состраданию, жертве за други своя (Ин. 15, 13).
Но можно ли призывать к любви того, у кого сердце не научено любить? Нужно! — считает архиепископ Иоанн (Шаховской). Всякое усиление в мире зла, страдания есть небесный зов к умножению и углублению любви, а обрести истинную любовь можно лишь обращением к Богу, неиссякаемому источнику любви». «Любви, которая, по словам священника Александра Ельчанинова, - покрывает множество грехов, которая отменяет закон, заменяет исполнение всех заповедей. О той Любви, которая дает жизнь, потому что приводит в соприкосновение с Источником Жизни». Любви, о которой преподобный Нектарий Оптинский сказал: «Мы любим той любовью, которая никогда не изменяется. Ваша любовь — однодневка, наша — и сегодня, и через тысячу лет всё та же». Потому что, любя христианской любовью, мы разрываем узы своей ограниченности и ещё на земле соприкасаемся с вечностью».
Архиепископ Нафанаил (Львов), рассуждая о сходстве и различии Любви Божественной и любви человеческой, писал: «Всякая истинная любовь между людьми — это стремление знать друг друга, понимать друг друга, жить жизнью любимого, то есть духовно соединяться в одно бытие. Совершенная любовь превращает любящих людей в единое существо, сохраняя целостность личности каждого человека. Но достичь такой любви мы не можем. Мешает наша телесность, эгоистичность, наше стремление к самоутверждению. В Боге же нет места ни телесности, ни эгоистичности. Любовь Божия — любовь совершенная. Наша человеческая любовь является слабым отблеском Божией Любви...» Однако со временем, по словам священномученика Григория (Лебедева), «от поколения к поколению стало истребляться и понятие подлинной любви, и самое дело любви».
Как отмечает автор, «для жизни греховного человека естественна любовь самоутверждения, а не любовь самоотрицания. Однако заповедь любви самоотречения дается нам как обязательная как одна из двух главнейших, на которых стоит весь закон. Указывая на эту заповедь как обязательную, Господь указывает и путь ее исполнения - путь самоотречения: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Любить каждого человека, образ Божий в нем — одна из главных мыслей христианства. «Почитай отца и мать своих» (Исх. 20, 12) — одна из заповедей Божиих. И хотя сегодня наша жизнь становится все жестче и рациональнее, и в ней очень мало примеров истинной любви, ее по-прежнему жаждет каждое человеческое сердце. В этой книге приводятся свидетельства людей, которые, трудным жизненным подвигом научаясь любви Божией, достигали и земного, и вечного счастья. Именно такой любви автор желает и себе, и всем читателям книги.
*** Завершая эту книгу, автор приводит слова преподобного Антония (Медведева), который в течение сорока шести лет был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Небо и землю содержит любовь. Отними любовь, и небо адом будет. Распространи любовь на земле, и земля небесным раем сделается. Но что такое любовь? Любовь — не фантазия и не мечта! Любовь есть искра Божественной силы из самой сущности Божией! Она дается человеку в сердце его в даре Духа Святого при Крещении и требует от человека жизненной разработки в делах человеколюбия и милосердия. Здесь она, по мере искренности человека, разгорается в светильник. В искренней любви Бог, как солнце, творит жизнь человека, промышляет и охраняет как лучшее создание Свое». Этими словами преподобного Антония и мы завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!