У книжной полки. 27 мая

27 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Раиса Трофимовна Богомолова. Небо и землю содержит любовь.

 

Есть два дара, за которые человек должен горячо благодарить Бога. Один из них осязаем и видим — это наш мир, в котором мы живем земной жизнью; а другой дар невидимый — это Любовь Божия, она важнее всего. Все дары происходят из этого корня и источника, в них сияет Любовь Божия. Предназначение человека состоит в том, чтобы стремиться к вечности, уподобляться Богу. Весь смысл, вся ценность, вся радость человеческой жизни — в исполнении этого предназначения. Когда человек любит, он уподобляется Богу, Который и есть Любовь. И «только ею, - по словам Ивана Сергеевича Тургенева, - только любовью держится и движется жизнь». Об этом свидетельствует книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии и называется – «Небо и землю содержит любовь». ***

Автор данной книги - Раиса Трофимовна Богомолова, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель председателя приходского совета храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в посёлке Эммаус под Тверью. Написала несколько книг, в числе которых - «Огород во славу Божию», «Осень нашей жизни», «Чтобы дети не болели. Возрастаем духовно, укрепляемся физически». В этой книге, размышляя о Любви Божией и любви человеческой, Раиса Трофимовна приводит рассказы известных христианских писателей, а также святоотеческие цитаты, которые помогают понять, что такое настоящая любовь, как проявляется любовь Божия в нашей повседневной жизни и как достичь той любви, которая никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).

Открывает книгу предисловие автора. И слова протоиерея Валентина Свенцицкого, который в 1927 году о любви так говорил в своих проповедях: «Трудно убедить кого-то, что нужно любить людей в такие времена, как наши, ког­да едва ли не в каждой квартире, в каждом доме царит ненависть. Когда осуждение, зависть, злоба стали обычными не только среди безбожников — довольно нам во всех своих бедах винить их, — но и среди тех, кто считает себя верующими. Когда любой пустяк воспламеняет в человеке гнев, нередко доводя его до поисти­не диавольского состояния духа. Но именно теперь и нужно молиться о пробуждении духа любви в людях, призывать их любить друг дру­га сильнее, чем прежде».

Эти слова, по мнению автора, как будто сказаны сегодня и обращены к нам, живущим сто лет спустя, в двад­цать первом веке. Кто-то может возразить: уж любви-то у нас — через край! — включите телевизор, зайдите в Интернет... Но все это не любовь, а только борьба за обладание друг дру­гом. Когда любовь смешивается со страстью обладания, подчинена инстинкту собственно­сти, она несет людям страдания. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Цитадель» сказал, что, если самая совершенная, прекрасная женщина тре­бует, чтобы ты посвятил жизнь только ей одной и замкнулся в ее любви, — она призывает тебя к эгоизму вдвоем, и этот двойной эгоизм почему-то называют счастьем любви. Этот эгоизм — опустошающий пожар, который уничто­жает всё.

Как свидетельствует автор, «Любовь без послушания Богу быстро заканчивается; такая любовь скоро переходит в быто­вую адаптацию людей друг к другу. Ни одно чувство не может держаться долго на пике, оно неизбежно стремится к нейтральному равно­весному состоянию. Часто человеческая любовь гаснет по при­чине разного душевного устроения любящих. Например, у мужа душа «многострунная», а у жены всего две «струны» — стремление красиво одеться и разбогатеть. В таком случае многие душевные струны супруга остаются незатронутыми, невостребованными, и он ищет понимания у другой женщины, которая «услышит» всю богатую гармонию звучания его души и будет созвучна этой гармонии. Точно так же может быть и наоборот, когда жена — человек разносторонне развитый, духовно богатый, а муж стремится провести жизнь лишь в земных удовольствиях».

Еще одна проблема оскудения любви, на которую указывает автор, заключается в обособленности людей друг от друга. «Сердца наши, - пишет Богомолова, - как будто умень­шились и уже не могут вместить в себя любовь к другому человеку. Нам с детства внушают, что нужно любить в первую очередь себя, потому что «мы этого достойны». Как говорится в одном из советских мультфильмов, «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех». Но, - отмечает Раиса Трофимовна, - отвергая любовь к ближнему, мы теряем самих себя. Жизнь без любви и служения другим людям скучна, пуста и бессмысленна, ибо человек, любящий толь­ко себя, утрачивает способность к духовному единению, состраданию, жертве за други своя (Ин. 15, 13).

Но можно ли призывать к любви того, у кого сердце не научено любить? Нужно! — считает архиепископ Иоанн (Шаховской). Всякое уси­ление в мире зла, страдания есть небесный зов к умножению и углублению любви, а обрести истинную любовь можно лишь обращением к Богу, неиссякаемому источнику любви». «Любви, которая, по словам священника Александра Ельчанинова, - покрывает множество грехов, которая отменяет закон, заменяет исполнение всех заповедей. О той Любви, которая дает жизнь, потому что приводит в соприкосновение с Источником Жизни». Любви, о которой преподобный Нектарий Оптинский сказал: «Мы любим той любовью, которая никогда не изменяется. Ваша любовь — одно­дневка, наша — и сегодня, и через тысячу лет всё та же». Потому что, любя христианской любовью, мы разрываем узы своей ограниченности и ещё на земле соприкасаемся с вечностью».

Архиепископ Нафанаил (Львов), рассуждая о сходстве и различии Любви Божественной и любви человеческой, писал: «Всякая истинная любовь между людьми — это стремление знать друг друга, понимать друг друга, жить жизнью любимого, то есть духов­но соединяться в одно бытие. Совершенная любовь превращает любящих людей в единое существо, сохраняя целостность личности каж­дого человека. Но достичь такой любви мы не можем. Мешает наша телесность, эгоистич­ность, наше стремление к самоутверждению. В Боге же нет места ни телесности, ни эгои­стичности. Любовь Божия — любовь совершен­ная. Наша человеческая любовь является сла­бым отблеском Божией Любви...» Однако со временем, по словам священномученика Григория (Лебедева), «от поколения к поколению стало истребляться и понятие подлинной любви, и самое дело любви».

Как отмечает автор, «для жизни греховного человека естественна любовь самоутверждения, а не любовь самоотрицания. Однако заповедь любви самоотречения дается нам как обязательная как одна из двух главнейших, на которых стоит весь закон. Указывая на эту заповедь как обязательную, Господь указывает и путь ее исполнения - путь самоотречения: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Любить каждого человека, образ Божий в нем — одна из главных мыслей христианства. «Почитай отца и мать своих» (Исх. 20, 12) — одна из заповедей Божиих. И хотя сегодня наша жизнь становится все жестче и рациональнее, и в ней очень мало примеров истинной любви, ее по-прежнему жаждет каждое человеческое сердце. В этой книге приводятся свидетельства людей, кото­рые, трудным жизненным подвигом научаясь любви Божией, достигали и земного, и вечно­го счастья. Именно такой любви автор желает и себе, и всем читателям книги.

 

*** Завершая эту книгу, автор приводит слова преподобного Антония (Медведева), который в течение сорока шести лет был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Небо и землю содержит любовь. Отними любовь, и небо адом будет. Распространи любовь на земле, и земля небесным раем сделается. Но что такое любовь? Любовь — не фантазия и не мечта! Любовь есть искра Божественной силы из самой сущности Божией! Она дается человеку в сердце его в даре Духа Святого при Крещении и требует от человека жизненной разработки в делах человеколюбия и милосердия. Здесь она, по мере искренности человека, разго­рается в светильник. В искренней любви Бог, как солнце, творит жизнь человека, промышляет и охраняет как лучшее создание Свое». Этими словами преподобного Антония и мы завершаем нашу программу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать