У книжной полки. 27 июля

27 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Никодим Святогорец. Благонравие христиан.

 

Преподобный Никодим Святогорец, без сомнения, является одним из величайших греческих церковных писателей эпохи турецкого владычества. Старец прожил сравнительно краткую жизнь, но эта жизнь была исполнена непрестанных трудов во имя просвещения греческих христиан в духе Православной Церкви. Он был канонизирован Вселенским Патриархатом в 1955 году, и в синодальном акте о прославлении именуется «живой иконой добродетели» и «многоплоднейшим учителем Церкви». Русскому читателю из трудов преподобного Никодима хорошо известны «Невидимая брань», «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», «Толковая Псалтирь». Всего же преподобным Никодимом написано и составлено около 200 произведений, и 26 из них — это объемные, иногда многотомные сочинения. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию один из трудов, который вышел в свет в Издательстве Братства во имя Святой Троицы и называется – «Благонравие христиан». ***

В книге «Благонравие христиан» - преподобный Никодим Святогорец размышляет о том, как зло, страсти и дурные обычаи укореняются в повседнев­ной жизни, и как благодаря соблюдению законов христианской нравственности человек может очиститься, преодолеть нелегкий путь самосовершенствования и приблизиться к Богу. Свои доводы преп. Никодим богато подкрепляет цитатами из Библии и святых отцов, мудро подобранными бытовыми примерами из жизни разных народов. Книга служит надежным руководством в обнаружении пороков и борьбе с укоренившимися дурными обычаями, учит высокой нрав­ственности и чистоте жизни. Изданная более двух столетий назад, она до сих пор не утратила своей актуальности. «Если вы, - обращается к нам преподобный Никодим, - будете их (его Слова) постоянно изучать и читать, а также на деле исполнять, то в краткий срок стяжаете иные нравы - правые, благие и, поистине, христианские. А посредством таких нравов вы и сами себя спасете».

Как говорится в предисловии книги, преподобный Никодим отличался от своих именитых просвещенных современников совершенно невероятной в то время святоотеческой эрудицией и в то же время, как и они, прекрасно знал богословскую, учительную, экзегетическую литературу, созданную уже в годы «турко-кратии». Но, несмотря на знакомство со схоластическим методом, преподобный Никодим всегда оставался по преимуществу «византийским» богословом: он был верен традиции византийского святоотеческого богословия, усвоил его дух, и оттого многие сложные проблемы разрешал, руководствуясь творениями древних святых и выказывая при этом глубокое их понимание. Любимыми церковными писателями святого Никодима, насколько можно судить по его трудам, были великие каппадокийцы, святитель Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, но особенно — преподобный Максим Исповедник, святой Григорий Палама и преподобный Исаак Сирин (последнего он нередко именует «мой богоносный философ»).

Уникальность святоотеческой эрудиции святого Никодима, по словам издателей, заключается еще и в том, что он был знаком с большим числом текстов, которые стали известны ученым лишь на исходе XX столетия, а некоторые из них до сих пор не найдены, так что преподобный Никодим остается для нас единственным свидетелем их существования. Им было осуществлено полное собрание творений святителя Григория Паламы, которое, к несчастью, не увидело свет в связи с разгромом типографии, куда была доставлена рукопись для печати. В результате православные христиане смогли познакомиться с большинством творений великого Фессалоникийского святителя лишь в последние десятилетия XX века, в то вре­мя как святой Никодим знал их и цитировал в своих трудах задолго до опубликования. Знакомство с обширным кругом и других византийских текстов стало результатом кропотливой работы святого в библиотеках афонских монастырей. Это, конечно, давало ему возможность рассматривать византийскую традицию в куда большей полноте, чем это было доступно для подавляющего большинства православ­ных богословов 17-20 веков.

В свете только что сказанного не покажется удивительным, что большинство подготовленных преподобным Никодимом к изданию книг представляет собой публикации древних текстов, снабженных обширными дополнениями и мно­жеством примечаний. В этом смысле затруднительно говорить о его оригинальных сочинениях: таких весьма немного. В основном трудам прп. Никодима в той или иной степени присуща компилятивность, особняком стоит лишь его гимнографическое наследие. Перу этого святого отца принадлежит значительное число различных служб, канонов, акафистов, стихир. В них преподобный Никодим предстает как подлинный наследник византийской гимнографической традиции и являет свое виртуозное владение древнегреческим языком. Однако все остальные труды преподобного отца написаны языком нарочито простым, ориентированным на широкие круги греческих христиан. Именно таким языком написано и предлагаемое русскому читателю «Благонравие христиан».

Что же это за сочинение? Оригинальное его название (согласно первому изданию) таково: «Книга, называемая "Благонравие христиан", содержащая тринадцать душеполезных Слов, исправляющих к лучшему дурные нравы христиан, а также главнейшие заповеди Ветхого и Нового Заветов. Труд ничтож­нейшего из монахов Никодима Святогорца...». Согласно свиде­тельству автора жития преподобного, иеромонаха Евфимия, с которым согласуются и сведения второго биографа, монаха Онуфрия Ивирита, Никодим Святогорец написал «Благонравие» на Капсале, в каливе Святого Василия, где поселился в 1794 году. «Благонравие христиан» впервые было напечатано в Венеции в 1803 году. Первый тираж составил тысячу экземпляров и разошелся очень быстро, так что уже четыре года спустя пре­подобный Никодим в своем письме священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому, поднимает вопрос о новом издании.

Святой Никодим посылает патриарху свой экземпляр книги (единственный!) и просит, если книга покажется тому «благоугодной и общеполезной», «подвигнуть какого-нибудь христолюбца... чтобы тот издал ее вторично, без убытка для себя». Далее святой Никодим сообщает любопытные детали. «Ибо спрос на эту книгу, - говорит он, - из-за ее редкости таков, что многие отдали бы с радостью восемь и десять грошей, только бы заполучить ее. Напечатал тысячу книг преосвященный Янинский, но у него осталось только десять из них, как он писал мне, — те, что были переплетены; а другие выхватывали прямо из его рук. Многие написали мне, чтобы я им послал, но у меня ничего нет». Иными словами, книга оказалась весьма востребованной. Несомненно, интерес был вызван тем, что она представляла собой «учебник жизни», написанный с исключительно христианских, православных, даже, как часто пишут современные греческие исследователи, «консервативных» позиций.

Монах Феоклит Дионисиатский, автор известнейшей биографии преподобно­го Никодима, дает «Благонравию христиан» следующую харак­теристику: «Что такое "Благонравие"? Гимн чистым христианским нравам и немилостивое бичевание всего растленного, всех предрассудков, суеверий, дурных обычаев и всяких бесовских измышлений. Когда читаешь "Благонравие", кажется, будто некая полноводная река знаний, мудрости и благодати проходит через эту книгу. Все, чему преподобный научился в школах, или прочитал сам, или стяжал в высшей школе пустынного жития как мудрость, сходящую свыше (ср.: Иак. 3,17), как самопремудрость, - все это использовано с чудесным изяществом и точностью в этом духовном труде. Подражая Василию Великому, он приводит множество примеров из жизни народа, щедро использует поучения, истории, изречения из Ветхого и Нового Заветов, из греческой и латинской философии. Иногда ссылается на эллинские заблуждения для научения от противного, иногда же открывает богатство своих познаний в святоотеческой письменности, а иногда предлагает высказы­вания греческих и латинских философов и поэтов, которых он знает в совершенстве.

Современные христиане и богословы могли бы почерпнуть из "Благонравия" множество поучений, касающихся как православной духовности, так и нравственного и догматического характера и уяснить природу многих странных явлений, которые, под именем "психических феноменов", смущают ныне души верных и колеблющихся братьев. В «Благонравии» преподобный предстает великим знато­ком общества, изучая с христианской точки зрения все сторо­ны нравственной и духовной жизни. Когда он пишет о проис­хождении добра и зла, он излагает свои идеи с великой просто­той и этим напоминает поучения священномученика Космы Этолийского. Однако простота его учения таит в себе великие христианские истины, в то время как в высокопарности мудрецов века сего кроется никчемная пустота. <...> Стиль святого, при всей его простоте, - образцовый. Учение же его назидательно, оригинально и раскрыто очень убедительно, при помощи спокойной и логичной связи идей».

 

 

*** Предваряет эту книгу следующее стихотворное напутствие:

Коль хочешь ты, христианин, свои дурные нравы

Переменить, к которым ты привык, приобучился, —

Усердно книгу изучай вот эту постоянно,

И то, что хочешь, обретешь, и в краткий срок при этом!

Преподобный Никодим Святогорец представляет собой одну из величайших фигур в истории греческого народа и Церкви в самые тяжелые для них времена. Подвергаясь опасности, он возвещал истину во времена турецкого рабства. Он истолковал правила нравственной и иноческой жизни, переложив их на язык, понятный народу. Сегодня эти правила доступны и для нашего чтения и изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как злые портят словеса обычаи благие

(То говорит в науку нам апостол, дивный Павел),

Так христиан по всей земле обычаи презлые

Слова прекрасные сии, других подобных лучше, —

Их Благонравие сие содержит всечестное

Благочестивых христиан, составленное ныне, —

Во благо изменяют и предивно улучшают,

Облагораживают их, и дивно образуют.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать