У книжной полки. 27 декабря

27 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него.

 

«Мы — православные. Истинная вера Божия спасительная есть наша вера. Ею мы закрепляем за собою все великие обетования Божии о Христе Иисусе, Господе нашем. Ради нее нам вверена истина, нам принадлежит благодать, ради нее мы — сыны Отца Небесного, а ради сыновства — наследники всех благ Отчих, на вечное время нам изготовленных. Итак, кто хочет спасаться, к нам иди: ибо у нас все силы «яже к животу и благочестию» (2 Пет. 1:3), а в другом месте — нигде их нет и не найдешь». Так говорит святитель Феофан Затворник в одной из своих проповедей. Удаляясь на покой в избранную им Вышенскую пустынь, святитель, прощаясь с паствой, напомнил о том, что нужно хранить то, «что Господом и Его Святыми Апостолами предано Церкви и что одно поколение христиан передает другому», потому как « много лживых учений» появилось в то время. «Учений, - как сказал святитель, - растлительных , подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства». Но еще не раз напоминал святитель народу о сохранении веры православной разных лжеучений. Об этом свидетельствуют проповеди святителя Феофана Затворника, собранные в книге - «О православии с предостережениями от погрешений против него». ***

Книга - «О православии с предостережениями от погрешений против него» вышла в свет в Издательстве «Церковно-историческое общество» в серии «Духовные пастыри о проро­чествах последних дней». Проповеди и слова святителя Феофана, собранные в книге, предваряет статья архиепископа Аверкия (Таушева) под названием «Провозвестник кары Божией русскому народу». Она была написана в 1964 году к 70-летию преставления епископа Феофана, Затворника Вышенского. По словам владыки Аверкия, «замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той «жизни во Христе», которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия.

Творения святителя Феофана раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем несравнимую возвышенную красоту духовной жизни. А потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это - как бы «пробный камень» правильного подхода к духовной жизни, истинно-православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие колеблются всякими ветрами всевозможных лжеучений (Еф. 4,14) и увлекаются «философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2,8). Сама жизнь святителя Феофана (о которой также рассказываетcя этой статье) говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. Однако, как отмечает владыка Аверкий, задача настоящего нашего очерка в большей степени состоит в том, чтобы представить святителя Феофана как пророка Божия.

Пророка, посланного русскому народу перед наступлением грозных времен, как провозвестника кары Божией русскому народу за его измену своему призванию, за его богоотступничество, за попрание им св. Православия, за отход от священных заветов своего Просветителя св. равноапостольного кн. Владимира. Для того, чтобы понять и оценить во всей силе значение Преосвященного Феофана для русского народа, верным сыном которого он являлся, по словам владыки Аверкия, необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на то, что представляло собой современное ему русское общество. Оно являло собою крайне печальное зрелище. Оторвавшись, под губительным влиянием западной лжекультуры, от своего родного православного корня, оно не пришло ни к чему, не создало, да и не могло создать никаких положительных идеалов. Губительнее всего был тот глубокий разлад, та пропасть, которая образовалась между простым народом, сохранявшим еще преданность родной старине, и руководящим образованным классом, так называемой «интеллигенцией», порвавшей почти все связи с прошлым и сделавшейся в русском народе как бы каким-то особым народом, не помнящим родства.

Дабы не быть голословными, предоставим здесь говорить современному наблюдателю, так характеризующему тогдашнюю русскую жизнь: «Современное русское общество, - говорит он, - превратилось в умственную пустыню. Серьезное отношение к мысли, искреннее уважение к науке почти исчезли, всякий живой источник вдохновения иссяк. С падением философии логика сделалась излишним бременем; умение связывать свои мысли отошло в область предрассудков; никогда еще русская литература не стояла так низко; никогда еще легкомыслие и невежество так беззастенчиво не выставлялось напоказ. Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей, обыкновенно даже и непонятые и непереваренные, смело выдаются за последнее слово европейского просвещения... Современный образованный человек потерял свое равновесие. Нигде он не находит твердой точки опоры. Среди бесконечного множества частностей у него исчез всякий общий взгляд. Никогда еще не было такого всеобщего шатания, такого умственного мрака. Сильная мысль, крепкие убеждения, высокие характеры становятся редкостью». Стоит отметить, что слова эти, написанные в конце 19 века, очень актуальны и сегодня, т.к. история вновь повторяется.

В религиозно-нравственной области картина современной святителю Феофану русской жизни - еще мрачнее, еще безотраднее. Безверие, нигилизм, беспринципность, отрицание каких бы то ни было религиозно-нравственных устоев и тут же порой - нездоровое истерическое увлечение крайними сектантскими лжеучениями, спиритизмом, оккультизмом, теософией, черными мессами и т.п. - все это ясно показывало, что русское общество тяжко болеет, что оно заражено тяжелым, трудноисцелимым недугом, что оно переживает мучительный нравственный кризис. Существо этого кризиса метко определил один из наших поэтов того времени, Федор Иванович Тютчев:

 

 

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует;

Он к свету рвется из ночной тени

И свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен

Невыносимое он днесь выносит!..

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры...

Но о ней не просит.»

 

«Безверие» - вот, где корень всех зол, вот, что привело образованного русского человека к этому шатанию умов и сердец, к этому гнетущему духовному кризису. Это «безверие» и порожденное им шатание умов и сердец, по словам владыки Аверкия, было занесено к нам с Запада. Оно посеяно было у нас в результате слишком стремительного и неосторожного сближения с чуждой нам по духу, полуязыческой западноевропейской культурой. Судьбы каждого народа, как и судьбы каждого отдельного человека, несомненно, - в руках Божиих. И каждый народ имеет свою особую, указанную ему Богом миссию, свое призвание. Уклонение от этой миссии неизбежно влечет за собой катастрофу, ибо никто не может безнаказанно идти против воли Божией. У русского народа была своя высокая миссия, несомненно, Богом ему определенная - быть хранителем истинной веры в мире, быть светочем св. Православия для всего остального человечества. И пока русский народ сознавал величие этой своей миссии, пока он дорожил своим св. Православием, он благополучно выходил из всех постигавших его исторических потрясений.

 

«Но вот, к несчастию для русского народа», «и к несчастию для всего человечества», постепенно «русское передовое общество в начало резко отклоняться от предназначенного ему Богом исторического пути». Эпоха императора Петра I, духовное сближение с Западом, любовь к французскому языку и французским романам, пропитанным духом безверия, пошлости, бесстыдного цинизма, идеи французской, так называемой «просветительной», философии XVIII-го века. А затем «возникновение всевозможных тайных революционных кружков и движение декабристов в начале следующего XIX-го века. Весь XIX век проходит под знаменем дальнейшего импорта с Запада всех возникавших там безбожных материалистических и революционных учений и течений, вплоть до пресловутого марксизма-коммунизма, окончательно сгубившего нашу несчастную Родину».

В свете вышесказанного, по словам владыки Аверкия, творения великого нашего светильника и наставника Преосвященного Епископа Феофана Затворника необыкновенно драгоценны и поучительны для нас. Истинное значение его как пророка Божия, посланного русскому народу для того, чтобы призвать его к покаянию и обращению к Богу, до сих пор еще по достоинству не оценено. Ведь он, находясь в глубине своего затвора, еще в 60-70 годах прошлого столетия прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Прозревал духом, скорбел, ужасался, отечески вразумлял, умолял, предостерегал. Все его проповеди и письма в той или иной мере отражают эту скорбь великого святителя о неразумных увлечениях современных ему русских людей, а некоторые яркими штрихами и совершенно открыто изображают черты приближающегося бедствия. Буквальное исполнение пророчески предреченных им бедствий, обрушившихся на русский народ, должно со всею очевидностью убеждать нас, что только в Боге и в руководстве учением нашей св. Православной Церкви - наше спасение.

 

*** Многие хорошо помнят напоминание архиепископа Аверкия (Таушева) об апостасийности нашего времени: «Ведь в антихристово время ложь будет выдаваться за Истину и трудно будет разобраться, кто прав. Будешь ли ты тогда в Истинной Церкви, разберешься ли в этих соблаз­нах? Поэтому мы должны разбираться и знать дух време­ни по учению святителя Игнатия Брянчанинова». О том, что Россия, отступая от Христа, потеряет сво­боду, ранее говорил и святитель Феофан Затворник, кото­рого архиепископ Аверкий очень ценил и, часто цитируя его труд «О Православии с предостережениями от погрешений против него», настоятельно советовал своей пастве прислушаться к пророчествам. Издатели настоящей книги предлагают читателям принять ее как духовное завещание архиепископа Аверкия. Да, укрепит нас Бог!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать