Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Н.М. Новиков. О молитве Иисусовой: Аскетический трактат.
Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. И прежде всего это обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одну книгу из этой серии. Она называется "О молитве Иисусовой: Аскетический трактат". ***
«Стяжи мирный дух», - призывает нас святоотеческая заповедь. Но «тихое и безмолвное житие», тот внутренний мир, о котором мы молимся за каждым богослужением, не рождается сам собой - он завоевывается в тяжелой невидимой брани. Как отмечает автор, два пути открываются пред каждым рожденным в мир человеческим существом: жизнь и смерть предложил Господь Бог Своему творению - благословение и проклятие. Дав полную свободу самоопределения, Он вместе с тем повелел: Избери жизнь. Выбор всегда остается за нами - оказать послушание своему Творцу или подпасть под проклятие, низринувшись в бездну вечной погибели. На чем же основан благословенный путь жизни? Господь разъясняет и это: необходимо, чтобы человек постоянно обращался за помощью к Богу, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, иначе говоря, всегда пребывал бы в молитвенной связи со своим Творцом - ибо в этом жизнь твоя.
Это знание, - по словам автора, - данное ветхозаветному человечеству, во всей глубине раскрывается воплощенным Спасителем: «Я есмь путь и истина и жизнь». Сам став путем, ведущим в жизнь, Христос преподает Свое учение: «никто не приходит к Отцу, в Его Небесное Царство, как только через Меня, ибо Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Это Мною и через Меня, - отмечает автор, - означает не что иное, как путь крестный и в то же время путь молитвы Его святым именем. Христиане — те, что избрали жизнь, — едва вступив в нее из крещальной купели, уже поставляются перед новым выбором, вынужденные на каждом шагу различать добро и зло. Так до конца земного странствия будет испытываться человек, постоянно оказываясь на распутье, перед двоящимися стезями.
Дар Святого Духа, таинственно полученный нами в крещении, усвояется, как сказано прп. Григорием Синаитом, «двумя способами», оба возводят к единственной высшей цели — спасению души в вечном Царстве Отца, но очень многое будет зависеть от того, какому из способов отдадим мы свое предпочтение. Первый есть «исполнение заповедей с помощью великого и долговременного труда», когда по мере совершенствования во внешних добродетелях уподобляется человек своему Спасителю. Второй — есть «познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть память о Боге», стяжаемая во внутреннем подвиге умно-сердечной молитвы Иисусовой. И хотя одно из этих деланий не исключает другого и надлежит, как сказано, сие делать, и того не оставлять, однако второму в святоотеческой традиции исихастского направления оказывается безусловное предпочтение. Что и неудивительно, ибо при первом спасительная цель достигается труднее и медленнее, при втором же - ощутимо скорее и надежнее: «и если мы желаем найти и познать истину не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие».
Посему величайшими из отцов мы призваны, не оставляя хранения добродетелей внешних, «заботиться только об одном: чтобы совершалось в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви к Богу и людям». Душе, устремленной к совершенству, «свойственно всегда предпочитать всему» основополагающую «заповедь о памяти Божией, гласящую: помни Господа Бога твоего всегда", ту заповедь, «за нарушение которой люди погибли». Именно «забвение Бога» изгоняет из рая, низвергает с небес и оставляет «человека духовно совершенно обнаженным» перед силами зла. И вместе с тем через ту же заповедь «люди могут спастись».
По этой причине она, - как пишет автор, - становится стержневым началом в учении исихазма, учении, подчиненном задаче стяжания благодатного внимания и удержания его в Боге ради возвращения человека к тому состоянию, что было утрачено в грехопадении. Блаженное единение с Господом осуществимо лишь при Его же Божественном содействии: Нет другого имени под небом, научает Священное Писание, кроме имени Господа Иисуса Христа, которым надлежало бы нам спастись. На этом, Им Самим указанном пути - через молитву Его именем, хранение заповедей, аскетический подвиг и церковные таинства — люди устрояют себя в жилище Богу. Самую же сердцевину мистической традиции исихазма составляет практика священнобезмолвия, или умного делания — спасительного соединения ума и сердца в Иисусовой молитве.
В этом выпуске серии «Путь умного делания» публикуется аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. В своих записях, носящих черновой характер, автор предполагал дать в общих чертах обзор святоотеческого предания об умном делании, рассмотреть основные положения учения об Иисусовой молитве. Подлинник рукописи не сохранился, текст дошел до нас в списках и имел существенные недостатки. С одной стороны, в записях недоставало некоторых важных моментов учения, с другой — имелись неточности в его интерпретации. Надо учесть, что автор не готовил свои записи к публикации в печати, кроме того, текст явно пострадал от рук некомпетентных и недостаточно грамотных переписчиков, привнесших свои ошибки и произвольные вставки. Требовалась основательная переработка всего текстового материала, которая и стала попыткой довести труд, начатый в ту пору отцом Антонием, до возможной завершенности.
Для выпуска этой книги была упорядочена тематическая структура, восполнены недостающие положения аскетического учения, устранены ошибочные и некорректные рассуждения, исправлены неясные и неточные выражения, — вся работа выверялась путем сопоставления со святоотеческими писаниями. В результате воссозданный таким образом текст обрел нынешнюю форму трактата «О молитве Иисусовой». Следует подчеркнуть, что записи отца Антония, которые велись по причине крайнего дефицита духовной литературы, были обращены не к массовому читателю, а к узкому кругу близких людей, которых пастырь знал лично, за которых нес определенную ответственность перед Богом. Нынешний читатель должен учесть это обстоятельство и, сообразуясь с реальностью, проявить рассудительность.
Очевидно, что некоторые особенности наставлений подвижника связаны с тем исключительным положением, в котором находились верующие на рубеже 50-60-х годов, когда после сорокалетних гонений на Церковь начиналась новая волна преследований. Записи предназначались для мирян и монахов, подвизавшихся в миру без наставников и старцев, вне монастырских стен и уставных традиций, при отсутствии духовной литературы, в условиях враждебно настроенной окружающей среды, при вынужденных заботах о своем материальном и социальном положении. Этим могут быть обусловлены некоторые рекомендации, которые не вполне приемлемы в иное время, в других условиях.
*** Исключительно теме - пути священного трезвения и молитвы, тайного поучения, подвига исихии, или священнобезмолвия, - посвящена эта небольшая книга - книга, по словам издателей, простая, доступная пониманию любого христианина и вместе с тем приоткрывающая уходящую в беспредельную высь духовную перспективу. Всякая алчущая ныне душа, взыскующая благодати богообщения, сумеет найти здесь практическую опору для восхождения на свой Фавор. Те из читателей, кто возымеет расположение к углубленному изучению этой темы, могут обратиться к предшествующим выпускам данной серии, в которых среди прочего обсуждаются методы достижения начальной исихии и которые в целом посвящены главной задаче, стоящей перед каждым молящимся человеком: переходу от молитвы словесной к умной и стяжанию молитвы сердечной.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!