Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как известно, многие, поступающие в монастырь ради спасения, будучи предоставлены самим себе, с великим трудом и опасностью проходят спасительный путь, нередко и сбиваются с него. Поэтому небесполезно было бы каждому вновь принятому в число братства вручать такое пособие, благодаря которому он мог бы, как познакомиться с духом монашества вообще, так и, в частности, убедиться в необходимости подчинить себя руководству наставника, чтобы потом, с благословения настоятеля, предать себя в руки им самим избранного старца. Именно для цели была составлена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве монастыря Нило-Столобенская пустынь и называется – «Кратчайший путь ко спасению». ***
В предисловии книги ее составитель, иеромонах Ираклий (Попов) отмечает, что «ближайшая цель ее написания была, с одной стороны — указать вступившему во святую обитель истинный и удобнейший путь ко спасению, т.е. — жизнь под руководством наставника; с другой стороны — сообщить полезные и для старца, и для ученика некоторые сведения, определяющие их взаимные отношения. Эти сведения, впрочем, состоят не из личного опыта автора-составителя, а всецело взяты из творений святых отцов и подвижников, проходивших путь старческого окормления. На страницах этой малой книжицы (как ее называет сам отец Ираклий) вы найдете информацию о том, зачем в духовной жизни нужен руководитель и в чем сущность старчества, узнаете, в чем заключается различие между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником
С помощью творений святителя Игнатия (Брянчанинова) автор-составитель говорит о правилах наружного поведения для новоначальных иноков, предлагает читателям статью игумена Серафима (Параманова), посвященную простому устройству, которое сопровождает всех монашествующих - четкам. Далее читатели познакомятся с «Поучениями монахам преподобного Филарета (Данилевского), настоятеля Глинской пустыни», «Наставлением преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) монахам и мирянам», прочитают «Пророчества русских подвижников о последних днях», а также узнают правила келейного пребывания и молитвенного правила для послушников, рясофорных иноков, мантийных монахов. Кроме того, приобретут и некоторые общие наставления.
Ну и начинается данная книга с объяснения, зачем нужен руководитель в духовной жизни. Итак, нуждается ли в руководительстве ревнующий о своем спасении подвижник? Не достаточно ли ему для сего одного Евангелия, где Христом указаны как образ совершенства, так и путь к нему? Не может ли он сам идти по пути совершенства, как шли некоторые подвижники, напр. Святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египетская и др.? Действительно, - отвечает автор-составитель, - Христос в Евангелии Своем указал образ совершенства и путь к нему. Но при этом надо помнить, что человек есть существо, весьма удобопреклоненное ко греху, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8 21); так что и — искреннее, хотя бы и горячее, желание не может сразу его изменить. Он так немощен, своеволен, слеп и неопытен, что нуждается в постоянной поддержке и подробных указаниях пути.
Да, - соглашается автор, - некоторые подвижники преуспевали без видимых руководителей, но это бывает очень редко и как исключение. Эти люди, как говорится в Житии прп. Паисия Величковского, «чудесне, по смотрению Божию, нарочно были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ангельская крепости требует». Эти люди — сильные избранники Божии, и составляют исключение. Может ли новоначальный, страстный и немощный, считать себя столь сильным, как эти избранники Божии? С другой стороны, может ли он надеяться на чудо? Не будет ли он этой надеждой только искушать и прогневлять Бога? Поэтому, необходим новоначальному руководитель, чтобы незаблудно шествовать по пути спасения.
Необходимость руководительства, по словам автора-составителя, вытекает из того, что старец помогает ученику беспристрастно познать себя и идти к совершенству. Путь этот оправдан опытами всех святых подвижников, каковы преподобные Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и пр. Все они начинали подвижнический путь покорением себя отцу своему духовному, чрез что скоро и преуспевали и возрастали «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». Вот почему в писаниях свв. отцов мы часто встречаем учение о необходимости руководительства в духовной жизни. Так, например, святитель Григорий Нисский говорит: «Жизнь сию не иначе кто может в совершенстве изучить, как под руководством кого-либо опытного в ней. Ибо не так прост этот образ жизни, чтобы по нужде можно было доверить собственному суждению, что для нас полезно».
Как утверждает святитель, «чем выше всех прочих занятий предположена у нас цель, тем более мы должны наблюдать осторожность: здесь нерассудительность касается самой души и угрожает опасностью потерпеть такого рода ущерб, который состоит не в потере каких-нибудь благ, но в погибели самого себя, и во вреде собственной душе... Итак, прежде всего должно стараться о том, чтобы найти себе руководителя на сем пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам». Подобно святителю Григорию учат и преподобные Каллист и Игнатий. Прежде всего они вопрошают: «Кто решится пойти неизвестным путем без верного проводника, или ввериться морским волнам без искусного кормчего? Или кто начнет учиться искусству или науке без учителя? А сему искусству искусств, сей науке науки — стезе, ведущей к Богу, глубочайшему мысленному морю, то есть жизни иноческой, которая уподобляется жизни ангелов, осмелится ли кто-нибудь начать учиться без наставника и кормчего, искусного и истинного учителя, и верить, что достигнет (благополучного) конца?»
На эти вопросы преподобные отцы отвечают: «Такой, кто бы он ни был, поистине ошибается, и прежде нежели начал, — уже ошибся, как незаконно обучающийся: равно так и напротив, повинующийся отеческим указаниям, прежде нежели пошел — уже достигнув конца. Откуда можем мы иначе узнать, как должно бороться с плотию? Как вооружаться против страстей и демонов? Ибо с добродетелями, как пишут, сплетаются и страсти и близки к нам. Откуда научимся как должно обуздывать телесные чувства и душевные силы приводят в согласие как на музыкальном инструменте? И еще: как можно будет нам различать Божественные внушения, откровения и утешения и Божественные видения от обольщений, засад, обманов и мечтаний бесовских? — И скажем вкратце: как соединения с Богом и Богом совершаемых тайнодействий и таинств удостоимся достигнуть без тайнонаучения тайноучителем истинным и (духовно) просвещенным. Невозможно это. Поистине невозможно», - заключают святые отцы.
Как отмечает автор-составитель, из приведенных святоотеческих слов видно, что необходимость в руководстве вытекает из невозможности человеку видеть себя в настоящем свете, беспристрастно познавать себя и верно совершенствоваться. Подвижнику надо вести борьбу с самим собою, по тому как, по словам прп. Исихия Иерусалимского, «не внешняго врага нам надо бояться: враг наш заключен в нас самих». Сам же подвижник не может судить безошибочно и беспристрастно. Ведь и самые опытные врачи и то сами не лечат своих болезней, кольми паче в духовных болезнях новоначальный не может быть себе врачом. «Всего труднее, — говорит свт. Василий Великий, — знать и врачевать себя самого, потому что людям прирождено самолюбие, и каждый, по пристрастию к самому себе, извращает истинный суд. Но удобнее может познавать и врачевать нас другой, потому что судящего о других страсть самолюбия не затрудняет в истинном распознавании». Далее автор-составитель еще немало слов приводит о необходимости руководства, о служении старца, о союзе старца и ученика и многом другом, о чем вы можете и сами узнать, прочитав эту книгу.
*** «Все житие монашеское, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве: или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии». Но, как отмечает составитель книги, иеромонах Ираклий (Попов), лучшим видом монашеского устроения для новоначального, по учению свв. отцов — аскетов, является четвертый, или, строго говоря, тот же вид общежительного монашества, но усовершенствованный со стороны удобоприменимости его к силам человека. Это особое устроение — есть старчество, т.е. руководительство, окормление ученика одним духовным, опытным старцем, с полным применением обета послушания. Более подробно об этом устроении читайте на страницах книги «Кратчайший путь ко спасению».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!