У книжной полки. 26 октября

26 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Иеромонах Ираклий (Попов). Кратчайший путь ко спасению.

 

Как известно, многие, поступающие в монастырь ради спасения, будучи предоставлены самим себе, с великим трудом и опасностью прохо­дят спасительный путь, нередко и сбиваются с него. Поэтому небесполезно было бы каждо­му вновь принятому в число братства вручать такое пособие, благодаря которому он мог бы, как познакомиться с духом монашества вообще, так и, в частности, убедиться в необходимости подчинить себя руководству наставника, что­бы потом, с благословения настоятеля, предать себя в руки им самим избранного старца. Именно для цели была составлена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве монастыря Нило-Столобенская пустынь и называется – «Кратчайший путь ко спасению». ***

В предисловии книги ее составитель, иеромонах Ираклий (Попов) отмечает, что «бли­жайшая цель ее написания была, с одной стороны — указать вступившему во святую обитель истинный и удобнейший путь ко спасению, т.е. — жизнь под руководством наставника; с другой стороны — сообщить полезные и для старца, и для ученика некоторые сведения, определяющие их взаимные отноше­ния. Эти сведения, впрочем, состоят не из лич­ного опыта автора-составителя, а всецело взяты из творений святых отцов и подвижников, проходивших путь старческого окормления. На страницах этой малой книжицы (как ее называет сам отец Ираклий) вы найдете информацию о том, зачем в духовной жизни нужен руководитель и в чем сущность старчества, узнаете, в чем заключается различие между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником

С помощью творений святителя Игнатия (Брянчанинова) автор-составитель говорит о правилах наружного поведения для новоначальных иноков, предлагает читателям статью игумена Серафима (Параманова), посвященную простому устройству, которое сопровождает всех монашествующих - четкам. Далее читатели познакомятся с «Поучениями монахам преподобного Филарета (Данилевского), настоятеля Глинской пустыни», «Наставлением преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) монахам и мирянам», прочитают «Пророчества русских подвижников о последних днях», а также узнают правила келейного пребывания и молитвенного правила для послушников, рясофорных иноков, мантийных монахов. Кроме того, приобретут и некоторые общие наставления.

Ну и начинается данная книга с объяснения, зачем нужен руководитель в духовной жизни. Итак, нуждается ли в руководительстве ревнующий о своем спасении подвижник? Не достаточно ли ему для сего одного Евангелия, где Христом ука­заны как образ совершенства, так и путь к нему? Не может ли он сам идти по пути совершенства, как шли некоторые подвижники, напр. Святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египет­ская и др.? Действительно, - отвечает автор-составитель, - Христос в Еванге­лии Своем указал образ совершенства и путь к нему. Но при этом надо помнить, что человек есть существо, весьма удобопреклоненное ко греху, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8 21); так что и — ис­креннее, хотя бы и горячее, желание не может сразу его изменить. Он так немощен, своеволен, слеп и неопытен, что нуждается в постоянной поддержке и подробных указаниях пути.

Да, - соглашается автор, - некоторые подвижники преуспева­ли без видимых руководителей, но это бывает очень редко и как исключение. Эти люди, как говорится в Житии прп. Паисия Величковского, «чудесне, по смотрению Божию, нарочно были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ан­гельская крепости требует». Эти люди — сильные избран­ники Божии, и составляют исключение. Мо­жет ли новоначальный, страстный и немощный, считать себя столь сильным, как эти избранники Божии? С другой стороны, может ли он надеять­ся на чудо? Не будет ли он этой надеждой только искушать и прогневлять Бога? Поэтому, необходим новоначальному руководитель, чтобы незаблудно шествовать по пути спасения.

Необходимость руководительства, по словам автора-составителя, вытекает из того, что старец помогает ученику беспри­страстно познать себя и идти к совершенству. Путь этот оправдан опытами всех святых под­вижников, каковы преподобные Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и пр. Все они начинали подвижнический путь покорением себя отцу своему духовному, чрез что скоро и преуспевали и возрастали «в мужа совершен­на, в меру возраста исполнения Христова». Вот почему в писаниях свв. отцов мы часто встре­чаем учение о необходимости руководительства в духовной жизни. Так, например, святитель Григорий Нисский говорит: «Жизнь сию не иначе кто может в совершенстве изу­чить, как под руководством кого-либо опытного в ней. Ибо не так прост этот образ жизни, что­бы по нужде можно было доверить собственно­му суждению, что для нас полезно».

Как утверждает святитель, «чем выше всех прочих занятий предположена у нас цель, тем более мы должны наблюдать осторожность: здесь нерассудительность касается самой души и угрожает опасностью потерпеть такого рода ущерб, который состоит не в потере каких-ни­будь благ, но в погибели самого себя, и во вреде собственной душе... Итак, прежде всего должно стараться о том, чтобы найти себе руководителя на сем пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от ис­тинного пути дорогам». Подобно святителю Григорию учат и преподобные Каллист и Игнатий. Прежде всего они вопрошают: «Кто ре­шится пойти неизвестным путем без верного проводника, или ввериться морским волнам без искусного кормчего? Или кто начнет учиться искусству или науке без учителя? А сему искусству искусств, сей науке науки — стезе, ведущей к Богу, глубочайшему мысленному морю, то есть жизни иноческой, которая уподобляется жизни ангелов, осмелится ли кто-нибудь начать учить­ся без наставника и кормчего, искусного и ис­тинного учителя, и верить, что достигнет (бла­гополучного) конца?»

На эти вопросы преподобные отцы отвечают: «Такой, кто бы он ни был, поистине ошибается, и прежде нежели начал, — уже ошибся, как незаконно обучающийся: равно так и напротив, повинующийся отеческим ука­заниям, прежде нежели пошел — уже достиг­нув конца. Откуда можем мы иначе узнать, как должно бороться с плотию? Как вооружаться против страстей и демонов? Ибо с добродетеля­ми, как пишут, сплетаются и страсти и близки к нам. Откуда научимся как должно обуздывать телесные чувства и душевные силы приводят в согласие как на музыкальном инструменте? И еще: как можно будет нам различать Боже­ственные внушения, откровения и утешения и Божественные видения от обольщений, засад, обманов и мечтаний бесовских? — И скажем вкратце: как соединения с Богом и Богом совер­шаемых тайнодействий и таинств удостоимся достигнуть без тайнонаучения тайноучителем истинным и (духовно) просвещенным. Невоз­можно это. Поистине невозможно», - заключают святые отцы.

Как отмечает автор-составитель, из приведенных святоотеческих слов видно, что необходимость в руководстве вытекает из невозможности человеку видеть себя в настоящем свете, беспристрастно познавать себя и верно совершенствоваться. Подвижнику надо вести борьбу с самим собою, по тому как, по словам прп. Исихия Иерусалимского, «не внешняго врага нам надо бояться: враг наш заключен в нас самих». Сам же подвижник не может судить безоши­бочно и беспристрастно. Ведь и самые опытные врачи и то сами не лечат своих болезней, кольми паче в духовных болезнях новоначальный не может быть себе врачом. «Всего труднее, — го­ворит свт. Василий Великий, — знать и враче­вать себя самого, потому что людям прирождено самолюбие, и каждый, по пристрастию к само­му себе, извращает истинный суд. Но удобнее может познавать и врачевать нас другой, потому что судящего о других страсть самолюбия не за­трудняет в истинном распознавании». Далее автор-составитель еще немало слов приводит о необходимости руководства, о служении старца, о союзе старца и ученика и многом другом, о чем вы можете и сами узнать, прочитав эту книгу.

 

*** «Все житие монашеское, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвиж­ническом уединении и отшельничестве: или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии». Но, как отмечает составитель книги, иеромонах Ираклий (Попов), лучшим видом монашеского устроения для новоначального, по учению свв. отцов — аскетов, является четвертый, или, строго говоря, тот же вид общежительного монашества, но усовершенствованный со стороны удобоприменимости его к силам человека. Это особое устроение — есть старчество, т.е. руководительство, окормление ученика одним духовным, опытным старцем, с полным применением обета послушания. Более подробно об этом устроении читайте на страницах книги «Кратчайший путь ко спасению».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать