У книжной полки. 26 февраля

26 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Иннокентий Херсонский. Падение Адамово.

 

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Именно испросив прощения у всех своих ближних, у всех, кого обидели, мы вступаем на покаянное великопостное поприще. А еще в этот день Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из рая. Что же произошло с нашими предками на заре человечества, и как это повлияло на весь человеческий род? Разобраться в этом вопросе нам поможет сборник бесед святителя Иннокентия Херсонского, который вышел в свет в Издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Называется он - «Падение Адамово». Об этой книге - далее в нашей программе. ***

Книга «Падение Адамово» включает в себя 17 бесед святителя Иннокентия Херсонского на тему грехопадения первых людей. Беседы эти начинаются с Недели сыропустной, и заканчиваются в Великую Среду Страстной Седмицы. От беседы к беседе автор рассказывает о заповеди в раю, о змие искусителе, о самом грехопадении и об изгнании из рая. В первой беседе, которая называется огласительной, святитель в частности говорит: «Падение Адамово!.. Когда произносишь слова сии, то кажется весь мир восстает против тебя: со всех сторон несутся вопли, стоны и упреки; всюду представляются потоки крови и слез, нами пролитых; все злое и преступное - в прошедшем, настоящем и будущем - является налицо и требует за себя ответа; небо и земля, солнце и звезды, растения и животные идут на суд против тебя и говорят: ты лишил нас первобытного совершенства!»

Какое страшное обвинение, обращенное к первым людям. Но и это еще не всё. Далее святитель отмечает, что это «злополучное грехопадение прародителей наших низринуло с высоты богоподобия и блаженства и повергло в прах и тление весь род человеческий». Оно «помрачило благолепие и возмутило порядок всей видимой вселенной, изменило первоначальное определение о нас Творца, лишило все твари земные их совершенства первобытного и сделало, наконец, необходимым то, что земля и все, яже на ней дела (2 Пет. 3; 10), должны некогда сгореть, солнце и луна - померкнуть, звезды, яко листвие спадут с небесе, и самые Силы Небесным подвигнутся» (Мф.24; 29). Более того, по словам святителя Иннокентия, падение первых людей «побудило Всемогущего к новым чудесам любви и премудрости и как бы к новому творению, заставило Сына Божия сойти с неба на землю, облечься бедной плотию человеческой, претерпеть уничижение и муку, и умереть за нас на Кресте».

В среду 1-й недели Великого поста святитель Иннокентий говорит о том, в чем состояло грехопадение Адама и Евы. А состояло оно, по словам Владыки, «в преступлении заповеди Божией о невкушении от плода запрещенного». Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению этого печального события, автор обращает наше внимание на сию заповедь и показывает, в чем именно состояла она и для чего дана. «Должно вникнуть в эту заповедь, - отмечает святитель, еще и потому, что касательно ее существует немало предрассудков и мнений, кои, кроме того, что ложны, служат к нареканию на святой Промысл Божий. Одни говорят: зачем было давать сию заповедь? Другие: для чего было не предохранить человека от ее преступления? Вопреки сему, мы должны показать, что заповедь была необходима, и что все, нужное к предохранению человека от нарушения ее, было сделано. Оставалось только разве связать свободу человека; но тогда добродетель потеряла бы всю цену, а человек - все свое нравственное достоинство».

Так святитель начинает свое слово «О заповеди в Раю», а затем следует его пространное объяснение. А в своей следующей беседе, которая происходила в пяток 1-й недели Великого поста, он рассказывает и «О змие – искусителе». «Итак, - говорит Владыка, -искусителем нашим был змий, - не пернатое, не зверь какой-либо, а пресмыкающееся, то самое, которое, как бы в знамение причиненной нам через него погибели, доселе одним видом своим уже производит в каждом из нас невольное к себе отвращение. Спрашивается: каким образом животное могло сделаться противником заповеди Божией и врагом человеку?» Отвечая на этот вопрос, святитель отмечает: «Грех может явиться в собственном виде только там, где есть разум и воля: так как он и есть ни что иное, как злоупотребление разумом и волей. И точно, у змия едемского видим то и другое: он будет вопрошать и рассуждать, советовать и предлагать, клеветать и обольщать. Мало сего, беседа змия с Евой показывает, что беседующий не только разумен, но и так хитер и опытен, что берется быть наставником для самих людей, и так зол, что дерзает явно идти против Самого Творца».

Прилично ли все это змию как простому животному? – вновь обращается святитель Иннокентий с вопросом к своим собеседникам. И отвечает: «Очевидно, нет; и по этому уже одному надобно предположить, что в змие находилось какое-либо существо разумное, но злое, которое в сем случае захотело употребить животное только своим орудием, для прикрытия им подлинного своего существа и вида. Моисей не сказывает нам об этом потому, что изображает искушение так, как оно было, - по его видимой наружности, дабы мы удобнее могли судить, трудно ли было Еве устоять против обольщения змииного; но в других местах Писания явно указан нам этот первобытный враг и губитель наш. При свете сих указаний мы знаем теперь несомненно, что это был тот самый злой и богоотступный дух, который еще на небе дерзнул восстать против Всемогущего и за сие восстание свержен в преисподнюю». Но что побудило сего духа злобы искать нашей погибели? – на этот вопрос святитель отвечает в своей третьей беседе.

В одной из следующих бесед, которая происходила в среду 3-й недели Великого поста, святитель объясняет значение слов книги Бытия: «И вземши от плода его (Ева) яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста» (Быт. 3; 6). Здесь, преосвященный автор указывает на то, что «преступление заповеди Божией прародительницей нашей было уже крайне важно и пагубно для нас; но дело падения нашего не было еще сим кончено. В лице Евы, - говорит святитель, - пала только одна половина рода человеческого, и притом слабейшая. Адам еще не участвовал в преступлении заповеди. Можно было надеяться, что он, яко муж и глава, устоит против искушения». Но, увы, - отмечает архипастырь, - «взаимный союз прародителей так был неразрывен и глубок в основании его, что происшедшее в одном не могло в то же время не отражаться и в другом, так что вместе с Евой, можно сказать, предниспал уже и Адам».

В этой же беседе, говоря о падении Адама, святитель предлагает взглянуть на сам поступок прародителей наших. «По наружному виду своему он представляется не так важным. Ибо что может быть проще, как сорвать какой-либо плод с дерева и съесть его? - Но когда вникаешь в сущность сего поступка, то он тотчас представляется чрезвычайно важным. Почему? Потому, во-первых, что в сем случае нарушена воля и заповедь не человека какого-либо, не Ангела или Архангела, а Существа высочайшего и всемогущего, нашего Творца и Благодетеля; во-вторых, сей поступок обнаружил в прародителях наших множество худых мыслей и чувств, и вообще показал, что с богоподобной природой их произошло ужасное превращение». В этом преступление, по словам святителя, обнаруживаются неверие, гордость, любостяжательность, плотоугодие и невоздержание, ненависть и злоба. «Таким образом, - говорит Владыка, - нет греха, который бы, явно или тайно, не заключался в первом грехе прародителей наших».

В заключительном своем слове, которое было произнесено уже в Великую среду, святитель объясняет, «что же у нас, христиан, называется падением Адамовым?.. Так называется, - говорит он, тот злополучный поступок прародителей наших в раю, когда они, вопреки ясной заповеди Божией, вкусили, по внушению змия, от плода запрещенного и таким образом разорвали святой и блаженный союз с Творцом и Благодетелем своим. В чем состояла важность сего преступления и сущность падения Адамова? По словам святителя, в том, что слабая тварь восстала против всемогущего Творца, что человек, по неразумию своему, отделил волю свою от воли Божией, пошел против премудрых Его намерений. Он покусился на совершенство, ему не принадлежащее и для него невозможное, и вступил в союз со врагом Божиим, который сам, потеряв небо, злоумыслил заградить его и для человека, к нему предназначенного. Что было следствием падения Адамова? В чем выражается это падение в каждом из нас? Зачем нам нужно знать данное учение? – об этом читатель узнает из книги «Падение Адамово».

 

*** По словам издателей, святитель Иннокентий Херсонский всю свою жизнь соизмерял с евангельским идеалом. Он нес в своих проповедях слово Божие людям различных сословий и званий, никого из них не оставляя равнодушными. В его слове неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самое главное для нас, современных христиан, берущих в руки творения святителя Иннокентия - их актуальность. Как и сто лет назад они помогают людям, ищущих свой путь ко спасению, найти ответы на многие свои вопросы, осмыслить происходящие в мире события и понять самих себя.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать