У книжной полки. 26 декабря

26 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иеродиакон Пафнутий (Фокин). Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова).

 

В 1969 году по окончании Московской Духовной семинарии в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вступил Николай Иванович Тертышников, который 26 декабря этого же года был пострижен в монашество с именем Георгий. Будучи еще семинаристом, он по совету игумена Марка (Лозинского) начал исследовать творения святителя Феофана Затворника. И этому делу посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Архимандрит Георгий (Тертышников) - известный пастырь, педагог, духовный писатель и богослов. Из всех земных благ, которые дарует нам Бог, отец Георгий особенно выделял ВРЕМЯ. Он отмечал, что время – «есть драгоценнейший талант, которым можно купить вечность со всеми сокровищами. Оно дано нам для того, - говорил он, - чтобы провождали его в соблюдении воли Господней, в исполнении обязанностей звания нашего и таким образом достигали уготованного нам Царствия Божия». «Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова)» – так называется книга, вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Архимандрит Георгий (Тертышников), светлой памяти которого посвящена эта книга, был человеком, полным творческих сил и огромного трудолюбия. Первым в новейшей истории России он начал систематическое изучение наследия святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского, сплотив вокруг этой темы отечественных исследователей и вступив в диалог с зарубежными. Труды архимандрита Георгия стали ценнейшим вкладом в подготовку канонизации святителя Феофана, которая состоялась в 1988 году. В книге опубликованы воспоминания современников об отце Георгии, а также его проповеди, выступления, фрагменты наиболее интересных бесед и лекций, статьи разных лет.

Открывает книгу жизнеописание пастыря и духовного писателя. Автор составитель книги - иеродиакон Пафнутий (Фокин) пишет следующее: «Родители Николая Ивановича Тертышникова были выходцами из разных слоев общества. Отец - пролетарий Иван Федорович Тертышников - был трактористом в селе Октябрьское Ипатовского района Ставропольского края. Матерью же Николая была уроженка Киева дворянка Марфа Федоровна Орел. В стране шла активная борьба против веры и Церкви во всех проявлениях, борьба против «церковников» и верующих, а так­же против людей науки, культуры и искусства. Особенно пре­следовались те, кто принадлежал к дворянской интеллигенции.

Репрессии затронули и семью родителей Марфы Федоров­ны. Ее отец был арестован и умер под пытками. Оставшиеся члены его семьи, боясь той же участи, были вынуждены немед­ленно покинуть Киев и отправиться в Сибирь. В пути младшая дочь Марфа отстала от поезда и потерялась на одной из стан­ций в Ставропольском крае. Скрыв свое настоящее происхож­дение, она вскоре вышла замуж за Ивана Тертышникова. Николай родился в первый день Великой Отечественной вой­ны - 22 июня 1941 года, в Неделю всех святых, в земле Россий­ской просиявших. Не случайно с малых лет мальчик начал тянуться к Церкви. Марфа Федоровна вложила в своего сына те основы искренней православной веры, познание которых стало смыслом жизни будущего пастыря, ученого монаха и проповедника.

К семи го­дам вместе с началом учебы в школе Николай стал посещать церковь. Со временем его пригласили петь на клиросе. Вскоре его благословили читать Апостол и другие богослужебные тексты. Эта сторона жизни советского мальчика не могла остаться незамеченной. Один факт, что он посещает православный храм, вызывал недовольство отца и возмущение учителей. А уж то, что Коля принимает активное участие в службе, поет, - вообще было из ряда вон выходящим явлением. Николая вызывали к директору, подолгу беседовали, строго выговаривали за «недостойное советского школьника поведение», требовали больше не посещать церковь, чтобы «не позорить школу и своих родителей», но Николай продолжал ходить в храм. Сильный духом, он не поддавался влиянию атеистического окружения и от избранного пути не отступал, хотя среди его знакомых не было ни кого, кто разделял бы его устремление к Богу».

Между тем, как отмечает автор, «обучение в школе давалось Николаю легко, своим живым умом, дружелюбием и спокойствием он всегда располагал к себе товарищей, несмотря на то, что они были далеки от Бога. После окончания школы в 1959 году Николай поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. Уже, будучи медицинским работником, Николай прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР с 1962 по 1964 годы. После службы собирался продолжить медицинское образование. В 1965 году юноша поступил на ве­чернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железно­дорожного техникума.

В православной вере Николая вдохновляли и способство­вали формированию православно-аскетического мировоззре­ния подвижники благочестия, жившие в это время в Оренбурге: митрополит Мануил (Лемешевский), схиархимандрит Серафим (Томин),; протоиерей Стефан Акашев (в тайном постриге -иеромонах Серафим). По свидетельству митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, схиархиманд­рит Серафим совершил тайный постриг Николая в рясофор с именем Никон, в честь преподобного Ни­кона Радонежского. Не окончив институт, юноша отправился в подмосковный Загорск, и в 1966 году поступил в Московскую духовную семина­рию. Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию как ученому, пастырю и проповеднику. Более подробное его жизнеописание представлено в первой части этой книги.

Остановимся на той главе, где автор представляет нам архимандрита Георгия как глубочайшего исследователя трудов святителя Феофана. Как уже было сказано ранее, знакомство отца Георгия с выдающейся личностью Вышенского подвижника, его литературным и духовным наследием произошло во время обучения в Московской духовной академии. Именно тогда для него начался и путь познания духовного опыта святителя Феофана. Это начинание впоследствии принесло великую духовную поль­зу Русской Церкви, благодаря многочисленным трудам архиман­дрита Георгия. В них ученый монах давал ответы на многие вопросы, касающиеся духовного руководства, благодаря которым приходило осмысление самых сложных проблем в жизни каждого человека. В одной из своих статей отец Георгий писал: «Святитель Феофан посвятил жизнь поискам пути к вечной жизни, в своих творениях он показал этот путь последующим поколениям... Творения и письма Вышенского Затворника - это не плод труда богослова-теоретика, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Священного Предания Церкви». Таким же деятельным подвижником, который творит собственную жизнь на основе духовного опыта святителя Феофана, и увидели архимандрита Георгия его современники.

26 марта 1990 года отец Георгий защитил в МДА магистерскую диссертацию на тему - «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Об этом протоиерей Павел Великанов, доцента академии, вспоминает: «Отец Георгий сделал важнейшее дело. Практические он оказался первым человеком в новейшей истории, который актуализировал наследие святителя Феофана. Показал, что, несмотря на то, что прошло более сотни лет, как почил святитель Божий, его труды являются для нас и наших современников адекватным ответом на вызовы духовной жизни даже в нынешнем обществе, которое радикальным образом отличается от дореволюционного. То, что отец Георгий выбрал святителя Феофана, не было случайным. Его душа была созвучна духовным исканиям вышенского затворника. Можно сказать, что они каким-то непостижимым образом нашли друг друга. Изучение наследия святителя Феофана – замечательное дело, ради которого не жалко и жизнь отдать».

О своей теме, а именно о сотериологическом аспекте в творениях великого святителя, сам архимандрит Георгий говорил т»ак: Тема спасения имеет непреходящее значение для отдельного человека и для всей Церкви. Богословие спасения, нашедшее наилучшее выражение в трудах Феофана Затворника, привлекательно тем более, что идее спасения была подчинена вся жизнь святителя, и само оно выдержало суд истории. Изучение жизни и творчества Вышенского Затворника есть уже начало пути ко спасению» :. Из этих слов понятно, что выбор этой темы отцом Георгием был обоснован не столько исследовательским интересом, сколько ду­ховной прагматикой в контексте собственного пути ко спасению. 30 декабря 1992 года Ученый совет Московской духовной академии утвердил тему докторской диссертации архимандрита Георгия - «Сотериология по Добротолюбию (в переводе святи­теля Феофана Затворника)». Однако эта начатая большая работа так и осталась незавершенной. Он скончался в 1998 году, на пятьдесят восьмом году жизни после непродолжительной болезни. Последние написанные отцом Георгием строки были посвящены святителю Феофану. Начатая рукопись осталась незавершенной и лежала на рабочем столе в келье отца Георгия.

 

*** Эта книга, по словам издателей, рассказывает не только о человеке, посвятившем свою жизнь изучению творений святителя Феофана, но и о деятельном подвижнике, который созидал свою жизнь на основе духовного опыта святителя. Читатель прикоснется к живым воспоминаниям современников об отце Георгии и к его устному творчеству: проповедям, еженедельным выступлениям на радио «Радонеж», фрагментам наиболее интересных бесед и лекций, включая статьи разных лет. А прикоснувшись ко всему этому, он не сможет не ощутить атмосферы той ушедшей уже эпохи, когда от каждого требовалось предельное напряжение всех сил — чтобы многими трудами, молитвами, всей жизнью сохранить верность Христу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать