Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Нет ничего на земле драгоценнее Божественной литургии. Если собрать драгоценности всего мира, выкопать все золото, все драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую — литургию, литургию, совершенную простым сельским священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной литургией перетянет». Так о самом главном богослужении Святой Церкви говорил священномученик Серафим (Звездинский). Епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, он был замечательным богословом, строгим подвижником, молитвенником, а в годы гонений 20 века разделил судьбу большинства русских иерархов-исповедников и мучеников. Пережил шесть арестов, тюрьмы, ссылки. Расстрелян в 1937 году. Познакомиться с житием владыки Серафима и его наставлениями поможет книга, которая вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Священномученик Серафим (Звездинский)»
Предлагаемая читателям книга содержит житие одного из замечательных подвижников Русской Православной Церкви 20 века священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Будущий священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился в Москве 7 апреля 1883 года, на шестой неделе Великого поста. Впоследствии владыка Серафим часто вспоминал слова из Триоди Постной, которые читались в день его рождения за богослужением на вечерне: Даждь Ми, сыне, твое сердце, очи же твои Моя пути да соблюдают (Притч. 23,26). В этих словах он видел предречение о будущем монашеском пути. Небесным покровителем младенца стал святитель Николай Чудотворец. Подражать ему в ревности о чистоте веры и в самоотверженной любви ко Христу Николай будет всю свою жизнь. Отцом Николая был протоиерей Иоанн Звездинский, который после смерти своей супруги отказался принять монашество ради своих детей. Теплотой и лаской он стремился облегчить им тоску по матери.
Владыка Серафим впоследствии рассказывал, что его, маленького, обязательно будили к ночной службе под праздники и вели в храм, где он часто засыпал на скамеечке. Владыка с благодарностью вспоминал отца, повторяя, что для ребенка всего лучше быть в храме — хотя бы и спать, но все же в храме. Отец Иоанн приучал сына любить богослужение, понимать пение и церковное чтение. С раннего возраста на клиросе мальчик читал часы. Однажды маленький Коля вошел в алтарь через царские врата. Видевшие признали в этом знак того, что Николай станет священником. Учиться Николая отдали в церковное училище при Троице-Введенской церкви. Окончив его, он перешел в Заиконоспасское училище на Никольской улице. Будили рано, предстоял еще долгий путь пешком от Новоблагословенной до Никольской улицы. «Как я завидовал кошке, — вспоминал владыка, — которая лежала у теплой печки, и ее никто не тревожил».
Закончив училище, Николай продолжил образование в Московской духовной семинарии. «Из всех наук я любил лишь одну науку — богословие, — вспоминал владыка. — Если изучать, то Бога: это единственно святое, драгоценное и нужное». Юный семинарист ежедневно молился своему небесному покровителю о даровании способности говорить поучения и проповеди. И Господь щедро наградил его этим даром. В 1902 году, на третьем году учения в семинарии, когда Николаю было восемнадцать лет, он серьезно заболел. Эта болезнь — гнойный лимфаденит — в те годы считалась неизлечимой. Никакие лекарства не давали облегчения, температура держалась высокая, воспалительный процесс продолжался, развиваясь вглубь. Вот-вот должно было начаться заражение крови. Врачи готовили безутешного отца Иоанна к роковому концу. Но именно тогда произошло чудо в семье Звездинских: Николай получил исцеление по молитвам старца Серафима Саровского, тогда еще не прославленного.
Вскоре Святейший Синод, ранее по инициативе императора Николая 2 начавший труды по причислению старца Серафима к лику святых, опубликовал Деяние о прославлении великого угодника Божиего и об открытии его мощей. Торжества были назначены на 19 июля (1 августа по н. ст.) 1903 года — день рождения преподобного. Вместе с отцом Николай побывал в Сарове и стал свидетелем этого незабываемого и радостного для всей России события. Семинарию Николай окончил одним из лучших учеников и, пройдя конкурс, был зачислен в духовную академию. Он занимался серьезно и усердно, много читал. По его молитвам Господь дал ему дар проповедничества. Послушать проповеди, произносимые студентом Звездинским в академическом храме лавры, сходились и жители Сергиева Посада, и братия монастыря.
В эти же годы произошло событие, во многом определившее жизнь будущего священномученика. Он познакомился в Зосимовой пустыне с преподобным старцем Алексием (Соловьевым). Отец Алексий с радостью принял Николая под духовное руководство. Позже владыка говорил, что тогда чувствовал, как силою молитвы святого затворника от его сердца отступает мирское, наносное, и рождается еще не осознанное стремление к монашеской жизни. Однако долго Николай никак не мог решиться на постриг, понимая всю серьезность и необратимость этого шага. Вспоминая события и духовные борения тех дней, Николай позже писал брату: «...внутреннее решение быть иноком внезапно созрело и утвердилось в моей душе 27 августа. <...> Решение было, не было еще решимости — нужно было подать прошение.
И вот тут-то, говорит Владыка, и началась жестокая кровная борьба, целая душевная трагедия. Подлинно было «стеная и трясыцся» за этот период времени до подачи прошения. А еще находятся такие наивные глупцы, которые отрицают существование злых духов. Вот если бы пришлось им постригаться, поверили бы тогда! Лукавый не хотел так отпустить меня. <...> Ночью неожиданно проснешься, бывало, в страхе и трепете. "Что ты сделал, — начнет нашептывать мне, — ты захотел быть монахом? Остановись, пока не поздно". И борешься, борешься... Какой-то страх, какая-то непонятная жуть сковывает всего, потом в душе поднялся целый бунт, ропот, возникла какая-то бесовская ненависть, отвращение к монахам, к монашеским одеждам, даже к Лавре. Хотелось бежать, бежать куда-то далеко-далеко. Борьба эта сменялась необыкновенным миром и благодатным утешением — то Господь подкреплял в борьбе». 26 сентября 1908 года Николай Звездинский был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Ему было двадцать пять лет.
Вскоре после этого он писал брату Михаилу: «Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедро-дарительною десницею Господа... Монах я теперь. Как это страшно, непостижимо и странно! <...> О, какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила». По окончании академии в 1909 году иеромонах Серафим был назначен преподавателем истории Церкви в Вифанскую духовную семинарию недалеко от Троице-Сергиевой лавры. В Москве духовным прибежищем для него стал Чудов монастырь, настоятелем которого был кроткий и молитвенный архимандрит Арсений (Жадановский), ставший отцу Серафиму и другом и наставником. После того, как о. Арсений был хиротонисан во епископа Серпуховского, настоятелем монастыря стал архимандрит Серафим (Звездинский). Владыка Арсений видел в нем сомолитвенника и друга, братия — достойный пример иноческой жизни, прихожане же — истинного пастыря, чье пламенное слово рождало в сердцах людей любовь к Богу и Церкви. Со всей Москвы съезжались люди послушать проповеди отца Серафима.
Но вот пришли годы гонений. С каждым месяцем положение Русской Православной Церкви становилось все более угрожающим. Со стороны советской власти — внешнего врага Церкви — шли аресты и убийства церковнослужителей. Изнутри же Церковь раскачивали обновленцы-«живоцерковники» — их движение набирало силу. По приезде архимандрита Серафима в Москву, патриарх Тихон объявил ему, что желает видеть его в епископском сане. Старец Алексий благословил отца Серафима на архиерейское служение. Епископская хиротония состоялась 3 января 1920 года. Архимандрит Серафим был наречен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. Напутствуя новопоставленного архиерея, святитель Тихон сказал: «Иди путем апостольским... где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды по трижды? Нет. Недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры православной». Так и служил Владыка Серафим, согревая свою пасту любовью и молитвой.
*** В 1922 году епископ Серафим Звездинский был арестован. Началось его изнурительное тюремное заточение – Лубянка, Бутырки, Таганка. Далее два года ссылки в Зырянском крае на вольном поселении и разрешение жить в Дивееве. Осенью 1927 года обитель закрыли, и снова начались скитания – ссылки, этапы, тюрьмы. Последние дни своей жизни святитель провел в Омской тюрьме. В одной из последних записок, переданных из тюрьмы, владыка написал: «Я светел, бодр и радостен, Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». Епископ Серафим был расстрелян 26 августа 1937 года. Подвигом своей жизни он в полноте раскрыл данное ему при монашеском постриге имя Серафим (огненный), сохранив в сердце своем огненную любовь ко Христу и запечатлев верность Ему своею мученическою кончиною. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!