У книжной полки. 25 мая

25 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Праведный Симеон Верхотурский, всея Сибири чудотворец.

 

Рассказывая о праведном Симеоне Верхотурском, сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского жен­ского монастыря говорят, что «имя его означает «услышание». И действительно, праведный Симеон скор на услышание всякого человека, который обращает к нему свою молитву с верой и упованием. Он исцеляет недуги, избавляет от несчастий, подает помощь всем нуждающимся. Но в то время, когда безвестным странником он пришел в старинное сибирское село, никто из его современников не мог даже предположить, что он станет небесным покровителем Урала». О самом любимом и почитаемом святом на Урале – праведном Симеоне Верхотурском и рассказывает новая книга, которая вышла в свет в Издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Она называется – «Праведный Симеон Верхотурский, всея Сибири чудотворец». ***

В этой книге вы найдете подробное житие святого праведного Симеона Верхотурского, всея Сибири чудотворца, смиренного странника, от святых мощей которого уже 325 лет совершаются поразительные чудеса. Узнаете историю старинного и необычайно живописного села Меркушино, где праведник совершал свои подвиги. Также издатели предлагают читателям узнать некоторые избранные свидетельства о чудесной помощи по молитвам святого Симеона – от семнадцатого века до наших дней. Текст в книге представлен на русском и английском языках – потому что некогда безвестного портного из сибирской деревни сейчас почитают в Англии и Австралии, США и Канаде, Франции и Израиле и многих других странах.

Рассказ о святом Симеоне в книге начинается так: «Небольшое старинное село на берегу тихой реки. Много таких поселений затеряно в седых сибирских далях: чер­ные от времени избы, покосившиеся кое-где заборы, ря­бины под окнами, через дорогу — безмолвный лес... Казалось бы, ничем не отличается это село от других, но, словно светлое солнце, озаряют его два Божиих храма, устремленные куполами к небу. Сколько под их сводами слышалось молитвенных вздохов, сколько пролито было здесь скорбных и благодарных слез, сколько горя и безыс­ходности претворилось в утешение и тихую радость — как в прежние века, так и в наше время каждый получает здесь успокоение и исцеление. Это село Меркушино, в ко­тором расположено ныне подворье женской обители — Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря. Именно на этой святой земле более трех столетий назад совершал свои подвиги праведный Симеон Верхотурский, чудотворец всея Сибири».

Как отмечают издатели, было это в семнадцатом веке. В уральских селениях, окруженных глухими таежными лесами, появился молодой странник, явно прибывший сюда издалека. Звали его Симеоном. Никого не удивил его приход: в начале семнадцатого века много переселенцев приезжало из европейской части страны в богатую, неизведанную Сибирь не так давно присоединенную к России. И никто из местных жителей в то время не мог даже предположить, что пройдет всего лишь несколько десятков лет — и этот странник станет святым угодником Божиим, а их потомки будут обращаться к нему с молитвой, как к великому святому заступнику. Поселился праведный Симеон в селе Меркушино, расположенном в пятидесяти верстах от города Верхотурья. Этот город, основанный в 1598 году на реке Туре, был важным перевалочном пунктом на торговом пути из Соликамска в сибирские крепости. Велико было и значение в сообщении между Россией и Сибирью села Меркушино.

Поселение это, названное, по мнению издателей, скорее всего, по имени своего основателя, крестьянина Меркуши Федотова, появилось в первые десятилетия семнадцато­го века. У Меркушино река Тура оставалась судоходной дольше, чем выше по течению, и поэтому именно здесь на суда производилась полная погрузка товаров. В селе располагались также таможня, казенные магазины, по­мещения для товаров, верфь для строительства дощани­ков — плоскодонных речных судов. Из-за этого Меркушино, в обычное время уединенное, с началом судоходства становилось многолюдным. Сюда приходи­ли охотники и торговцы пушниной из коренных сибир­ских народов, останавливались здесь и купцы — «торго­вые люди». Одним из многих пришельцев, прибывших на поиски заработка, сочли местные жители и праведного Симеона.

Жизнь внешне он проводил самую обыкновенную, ничем на первый взгляд не примечательную. Но уже вскоре на­блюдательные крестьяне стали замечать в нем что-то не­обычное. Благородство манер и всего его облика, и тем более грамотность (что было в те времена редкостью и среди жителей городов, не то что поселян) выдавали в нем человека из высших сословий. И, несмотря на то, что святой Симеон никогда не рассказывал о своем про­шлом, меркушинцы считали его принадлежавшим к «дво­рянской породе». О родителях его ничего не было извест­но, да и время рождения его с точностью никто не знал. Он жил в миру, как монах: не имел ни жены, ни како­го-либо имущества, даже жилища, и переходил из дома в дом, где шил для крестьян шубы с «ирхами» и «хамьянными нашивками».

По традиции того времени деревен­ские портные шили одежду не у себя дома, как в городах, а в домах своих заказчиков, где ели и спали во все время работы. Избы тогда большей частью состояли из одной комнаты, где жила вся семья. Обедали все за одним боль­шим столом под иконами в красном углу, ели из общего горшка, чаще всего щи и кашу, черпали по очереди, на­чиная со старшего в семье. Ночью все укладывались спать на лавки у стен, а кому места не хватало, тот ло­жился и на полу. Конечно, - отмечают издатели, - для любого человека дворян­ского сословия подобное существование было бы трудно переносимым. Но праведный Симеон, невзирая на свое благородное происхождение, не гнушался жизнью в кре­стьянских домах и с усердием занимался своим ремес­лом, причем отличался необычайным нестяжанием и честностью. Надолго запомнилось крестьянам, как портной совершил путешествие за несколько десятков верст только для того, чтобы вернуть хозяевам случайно унесенную у них иголку.

В те времена люди, владевшие каким-либо ремеслом, жили в деревнях более зажиточно, чем обычные поселя­не-земледельцы. О праведном же Симеоне этого нельзя было сказать. Он занимался портновским ремеслом не ради выгоды, любил шить для бедных людей и избегал брать плату за свою работу. Немного не окончив шитье, портной нередко рано утром без ведома хозяев уходил из дома и селился в новом месте. За это часто приходилось ему переносить оскорбления, даже побои. И только через некоторое время, когда гнев проходил, хозяева замечали, что одежда сшита добротно, доделать же осталось совсем немного: только рукав дошить или воротник — а работ­ник не взял никакой платы за свой труд. Многим сельчанам такие поступки святого Симеона казались странными. И никто не знал, что праведник со­вершал их по глубокому смирению: он стремился к на­граде не от людей, а от Господа и желал приблизиться к Нему через терпение нищеты и укоризн».

Святая жизнь праведного Симеона, сокрытая от мира, по словам издателей, словно драгоценная жемчужина в неприметной ракови­не, сияла чудными добродетелями: глубочайшим смире­нием, нестяжанием, целомудрием и истинно евангель­ской любовью к Богу и ближним. О равноангельном смирении таких подвижников, каким был святой Симеон, писал в одном из своих сочинений святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смирение состоит в том, чтоб ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем, без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в ко­тором не находит себе места тщеславие». «Святой Симеон выбрал краткий путь ко спасе­нию — погрузился в бездну смирения, - говорит схиигумения Злата, почетная настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. - Он сознал себя прахом и пеплом, его попирал всякий кто хотел — он не отстаивал своего достоинства. Конечно, чтобы столь рано ступить на стезю смирения, нужен уже совершенный о Христе возраст, поэтому таким кратким и прекрасным был его жизненный путь».

Таким образом, прочитав все житие праведного Симеона, мы, по словам издателей, не найдем упоминаний о каких-то сверхъестественных подвигах: ни об отшельничестве, ни о затворничестве или столпничестве. Он жил просто, незаметно, как обычный мирянин. Но высочайшим подвигом его была кротость, любовь к молитве и богомыслию, его смиренное и снисходительное отношение ко всем ближним. Он не только отрекся от своего положения в обществе, от любого земного успеха, но и решился молчаливо терпеть от каждого человека всё, даже оскорбления и обиды. Он так жаждал Христа, живого общения с Ним, что ради этого ушел, можно сказать, на край света – в глухую Сибирь! И всегда главным желанием его сердца был Господь, а главным занятием – уединенная молитва. И за это Господь дивно возвеличил его. И сейчас его, простого мирянина, почитают архиереи, настоятели монастырей, сотни и тысячи монашествующих и мирян со всего Урала и многие люди по всему православному миру. Для многих и многих его имя связано с радостью и надеждой, потому что и в наши дни, как и столетия назад, по его молитвам происходит множество чудес, избранные свидетельства которых собраны и на страницах этой книги.

 

*** 25 мая Уральская земля празднует память самого любимого и прославленного своего святого – праведного Симеона Верхотурского. Он прожил на земле всего тридцать пять лет и при жизни остался безвестным. А сегодня его знают и почитают не только во всех уголках России, но и в Европе, и в Америке. Те, кто просит его о помощи, получают ее, а нередко он помогает даже и тем, кто не просит, но нуждается в помощи, — настолько милостивое и любвеобильное у него сердце. Кто же был этот человек? Чем он так угодил Богу, что Господь прославил его по всей земле? Кому и как он помогает? Вы узнаете об этом, прочитав книгу «Праведный Симеон Верхотурский, всея Сибири чудотворец». И если кто-то из читателей еще не знает этого святого, издатели верят, что прочитав его житие, полюбят его и обретут в нем заступника и друга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать