Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Творения преподобного Симеона Нового Богослова.
В истории Церкви Христовой известно только трое святых, удостоившихся имени Богослова, и одним из них является преподобный Симеон Новый Богослов, память которого Святая Церковь совершает сегодня. Святой отец поучениями устными, а позднее и письменными проповедовал свой личный опыт сокровенного общения с Господом. В 19 веке его сочинения стали известны русскому читателю благодаря переводческим трудам епископа Феофана Затворника. Святитель ценил византийского писателя-мистика за то, что «преподобный внушает ревность к внутренней благодатной жизни. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум». Сегодня сочинения преподобного Симеона вновь переизданы и доступны широкому кругу читателей. Как, например, вот эти два тома «Творений преподобного Симеона Нового Богослова», которые вышли в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. ***
Как отмечают издатели в предисловии книги, "творения преподобного Симеона Нового Богослова, подвижника и мистика конца X - начала XI века, занимают особое место в святоотеческой письменности. Опыт благодатного озарения, в юности пережитый святым Симеоном как второе рождение, лег в основу его учения о непосредственном личном познании Бога в Духе Святом. Но в отличие от многих подвижников древности Новый Богослов с величайшей искренностью доверил сокровенный опыт письменному слову, сравнив себя с «братолюбивым нищим», спешащим поделиться нечаянно обретенными «златницами» с любым желающим. Собранные учениками его слова и гимны переписывались и распространялись среди единомышленников, их высоко ценили позднейшие мистики, монахи-исихасты, многие образованные люди в Византии и на Балканах.
Был Новый Богослов известен и на Руси. Так, например, преподобный Нил Сорский почитал его как святого; часть его творений вошла в Великие Четьи-Минеи святителя Макария Московского. Однако и современников преподобного Симеона, и читателей последующих веков смущало его требование буквального следования Евангелию, его убежденность в необходимости для спасения сознательного опыта богообщения. Слишком дерзким казался и строй его речи, далекий от академического богословствования. Со временем творения преподобного Симеона стали редкостью в библиотеках и книгохранилищах Византии. Но вдали от мира, на Святом Афоне, его писания всегда оставались в круге чтения ревнителей «молитвенного делания». Слова аскетическо-катихизические, богословские и нравственные, главы практические, гностические и богословские, а также божественные гимны аввы Симеона афониты хранили и передавали из поколения в поколение и в отдельных списках, и в составе сборников святоотеческих наставлений.
Интерес к преподобному Симеону Новому Богослову стал возрождаться в конце 18 века, когда преподобный Никодим Святогорец возглавил труды по собиранию святоотеческих рукописей, главным образом для издания пятитомного «Добротолюбия», куда вошли и некоторые творения святого Симеона. Основной же корпус его сочинений был собран и издан учеником и сотрудником преподобного Никодима Дионисием Загорейским, подвижником с острова Пипери. Задача, стоявшая перед Дионисием, заключалась не только в определении подлинности текстов, но и в возможной адаптации их для обычного благочестивого читателя. Редактируя разнородный рукописный материал, Дионисий счел необходимым перевести слова преподобного Симеона на новогреческий, упорядочить их под общим заглавием и снабдить сквозной нумерацией.
Таким же образом были отредактированы главы, а поэтические тексты гимнов лишь пронумерованы и опубликованы в подлиннике. Творения преподобного Симеона Нового Богослова увидели свет в Венеции в 1790 году - и свет увидел нового ученика и апостола Христова, вдохновенного любомудра, поэта и учителя христианской жизни, с евангельской простотой говорившего с каждым о глубинах духовного опыта. И говорившего на понятном языке. Для русского читателя преподобного Симеона Нового Богослова вслед за преподобным Паисием Величковским и святыми старцами Оптиной пустыни в наибольшей полноте открыл святитель Феофан Затворник. Двухтомный труд его, основанный на переводе слов и глав Дионисия Загорейского, вышел в 1882 году, став одной из вех русского религиозного возрождения XIX века. Гимны же в прозаическом переводе иеромонаха Пантелеймона (Успенского) были опубликованы лишь в 1917 году и до конца века оставались библиографической редкостью.
Святая жизнь и писания прп. Симеона стали известны христианскому миру благодаря трудам пресвитера Студийского монастыря инока Никиты Стифата. Он, будучи учеником преподобного, еще при его жизни собирал, переписывал, хранил каждое слово учителя, чтобы передать Церкви. Он же составил и житие святого отца, к которому мы и сейчас обратимся. Преподобный Симеон родился в Пафлагонском селении Галате от родителей знатных и богатых. Из детства обнаруживал он как большие способности, так и нрав кроткий и благоговейный, с любовию к уединению. Когда подрос, родители отправили его в Константинополь к родным, которые занимали важное место при дворе. Там юноша был отдан в научение и скоро прошел так называемые грамматические курсы. После ему следовало перейти в философские, но он отказался от них, боясь увлечься во что-либо непотребное по влиянию товарищества.
Дядя, у которого жил преподобный Симеон, поспешил ввести его на служебную дорогу, представив его царям братьям - Василию и Константину Порфирородным, и те включили молодого человека в чин царедворцев. Однако самого юношу мало занимал тот факт, что он стал одним от царского синклита. На иное устремлялись его желания, и к иному лежало его сердце. Еще во время учения он познакомился с монахом Студийского монастыря, старцем Симеоном, которого звали Благоговейником, часто бывал у него и во всем пользовался его советами. Искренним желанием подвижника было поскорее посвятить себя мироотречной жизни, но старец, глядя на младость его лет, призывал к терпению, ожидая, пока созреет и глубже укоренится сие благое намерение. Советами же и руководством не оставлял его, подготовляя его постепенно к иночествованию среди мирской суетности.
Преподобный Симеон все свободное время посвящал чтению и молитве. Старец снабжал его книгами, сказывая, на что особенно должно в них обратить внимание. Однажды, вручая ему книгу писаний Марка Подвижника, старец указал ему разные в них изречения, советуя их обдумать повнимательнее и по ним направлять свое поведение. В числе их было и следующее: «если желаешь иметь всегда душеспасительное руководство, внимай своей совести и неотложно исполняй, что она будет внушать тебе». Это изречение преподобный Симеон принял к сердцу так, как бы оно исходило из уст Самого Бога, и положил строго внимать и слушаться совести, веруя, что, будучи гласом Божиим в сердце, она внушает всегда одно душеспасительное.
С этих пор святой весь предался молитве и поучению в Божественных Писаниях, бодрствуя до полуночи и питаясь только хлебом и водою, да и их принимая лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни. Так более и более углублялся он в себя и в область Божию. Молитва его стала продолжительной, сосредоточенной и напряженной, часто она сопровождалась слезами. Именно в то время, когда Симеон стоял на одной из своих ночных молитв, его посетило первое мистическое озарение: внезапно подвижника осиял неизреченный Божественный свет, наполнивший собою все помещение. Так благодать Божия дала ему вкусить полнее сладость жизни по Богу и тем самым пресекла вкус ко всему земному. Но этот первый опыт религиозного воодушевления и мистического просветления не сразу привел молодого человека к монастырской жизни. Только спустя несколько лет Симеон пришел к решению окончательно оставить мир и стать монахом
*** В первый том настоящего издания творений преподобного Симеона вошли его духовные слова (с 1 по 52). Второй том содержит продолжение духовных слов (слова с 53 по 92), а также богословские главы. В приложении ко второму тому помещено подвижническое слово духовного отца Нового Богослова - старца Симеона Благоговейного. Как отмечают издатели, в творчестве выдающегося византийского писателя-мистика, нашли отражение черты его уникальной личности. Центральная тема его писаний — встреча с Самим Христом, духовно преображающая человека. Личный опыт богообщения, по убеждению преподобного Симеона, необходим для спасения и доступен во все времена каждому верующему во Христа и Его вечное Евангелие (Откр. 14,6), ведь Христос вчера и сегодня и вовеки тот же (Евр. 13, 8).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!