У книжной полки. 25 февраля

25 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Лиляна Хабьянович-Джурович. Сияния Звёздного ока.

 

В первое воскресение Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия. Этот праздник был установлен в память о победе над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе, что состоялся в 787 году, и одновременно в память о победе Церкви над многими другими ересями. Когда мы приходим в храм, чтоб поучаствовать в особом Чине Торжества Православия, мы не задумываемся над тем, что предшествовало Никейскому Собору, какие злейшие гонения претерпели православные христиане только за то, что почитали святые иконы. И большинство из нас не знает, какими усилиями была одержана победа над иконоборцами, и кто мужественно боролся против ереси, разъедавшей душу Церкви. Узнать больше об эпохе иконоборчества нам поможет книга сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович «Сияния Звёздного ока», вышедшая в свет в издательстве Паломник. ***

Эта книга представляет собой уже пятый по сче­ту роман Лиляны Хабьянович-Джурович, переведенный и изданный у нас в стране. Ранее на русском языке были опубликованы следующие произведения широко известной сербской писательницы: «Петкана», «Игра Ангелов», «Запись души», «Вода из камня». Сразу полюбившиеся благодар­ному читателю, переиздаваемые не только в Сербии, но и в России, книги эти, по словам издателей, доносят до нас чистое ды­хание и неповторимый колорит национальной традиции ма­лого балканского народа, обеспечившего себе на рубеже тре­тьего тысячелетия христианской эры особое место в русском сознании. На закате XX столетия сербы явили миру небыва­лую стойкость и мужество в борьбе «за Крест Честной и зла­тую свободу». Этим-то, в первую очередь, и дороги они пра­вославному славянству. И не только славянам...

Действие романа «Сияние Звёздного ока» разворачивается в Византии VIII—IX веков, во времена иконоборческого периода, начало которому положил император Лев III Исавр. О нем автор пишет: «Наглый сплетник и дерзкий обманщик, столь же подлый, сколь и жесто­кий, алчущий почестей и земной славы, он родился в простой крестьянской семье. В 705 году от Р.Х. бывший фракийский пастух поступил на службу к императору Юстиниану II. А всего через две­надцать лет состоялось его венчание на царство в храме Святой Софии посреди стольного града Константинова. Увы! Нареченный христианским государем, Лев III не был истинным христианином. По про­исхождению сириец, он держался своих ближне­восточных обычаев, а не заповедей Божиих. Как солдат императорской армии, будущий узурпатор провел десять лет в Сирии и на Кавказе, где под­пал под пагубное влияние противников Римского царства, усвоив, в числе прочих заблуждений, некоторые правила Мухаммедова учения. Ложь монофизитов и свято­татства павликиан также встретили отклик в нечистом серд­це его. Подобно чуме, ереси эти в ту пору свирепствовали на Востоке, губя души даже отдельных нестойких епископов малоазийских.

Неудивительно, что сей нечестивец, дорвавшийся до вла­сти, возглавил противников поклонения святым иконам, зло­деев, которые остались в памяти людской под именем ико­ноборцев. Вначале Лев только говорил бесстыдные речи. Гнусное слово — уже грех. Между тем то был лишь первый шаг на страшном пути его. Император лично выступил с проповедью в храме Святой Софии, а затем на форуме Августы и на Ипподроме. Народ, насильно согнанный царскими гвардейцами, слушал его с недоумением и страхом, силясь понять, как может тот, чей долг быть посланником Христа Бога на земле, открыто вы­ступать против славы Божией и поддерживать старых врагов Господних. Заступник ересей и ересиархов говорил, что почитание икон противно христианской вере, а главное — второй заповеди закона Моисеева. Говорил, что ему, получившему царскую власть от Бога, Самим Богом якобы заповедано за­щищать веру истинную от хулителей и осквернителей. Так, смешивая ложь с неправдой, насаждал он срам и бесстыдство в собственной державе».

Но, как пишет автор, «истинным избранникам Божиим было хорошо видно его сердце. Ведомы были душа его и все ее помышления. В нем не было любви к вере Христовой, как не было и желания по­служить Богу. Он любил только власть и себя самого. И хо­тел подчинить Церковь Христову собственной воле. Так же как до того подчинил себе царство». 30 января 730 года император созвал «совет высших сановников и ие­рархов церковных. Это сборище подхалимов и тру­сов, еретиков и безбожников, ложно свидетельствуя о вере и вкривь и вкось толкуя святоотеческое предание, утвердило эдикт, направленный против свя­тых икон. Богомерзкий закон предписывал всем подданным Ромейского царства очистить свои жилища и храмы от «предметов, оскверняющих веру».

«Между тем, - повествует автор, - все истинные христиане по-прежнему были твердо уверены, что почитание икон — отнюдь не идолопоклонство. Ибо, лобызая честной образ и со­вершая пред ним поклоны, явственно ощущали присут­ствие живых святителей, а не мертвой материи. А по­тому — продолжали хранить святыни, оберегая их от рук недостойных. Начались обыски в домах христиан. Охота на непослушных. Облавы и расследования. Беды сменялись скорбями. Страдание умножало жертвами. Императорские наемники врывались в монасты­ри и храмы, в жилища бедняков и знатных людей. Врывались словно во вражеский стан. С яростью и зло­бой отнимали у православных священные реликвии и святые иконы, оскорбляя при этом хозяев непотреб­ными и кощунственными словами. Добычу складывали посреди форума Амастрианон, а после сжигали».

«Дни и месяцы напролет горели плащаницы и чу­дотворные мощи, иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, святых ратников и мучеников за веру Христову. В огне костров погибали прекраснейшие произведения раннего церковного искусства. А люди, насильно согнанные стражниками, должны были смотреть на это. На то, как превращается в дым и пепел самое святое и дорогое для них. Многие монахи и монахини бежали в Италию, на юг Греции и на острова, унося под рясами то немногое, что им удалось спасти. Другие нашли убежище в пустынях Каппадокии, в Малой Азии. Были среди иноков и мирян и такие, что продол­жали сопротивляться насилию. Они открыто высту­пали против царского эдикта, наивно веря, что сумеют убедить гонителей словом истины. Были и такие, что просто прятали иконы. И втайне продолжали молить­ся перед ними. О, сколько храбрых и честных людей было броше­но в темницы и осуждено на страшные муки!»

Черное дело Льва III продолжили Константин V, Лев IV, Константин VI, узур­патор Никифор, Лев V, Михаил II и Феофил. За истинную же веру и права Церкви мужественно боролись две женщины на престоле: Ирина и Феодора. Одна впервые сокрушила и остановила на время злобную ересь. Другая — окончательно ее ниспровергла и уничтожила. Этим они навсегда связа­ны воедино в православной памяти народной. Это связует их и со многими страдальцами и мучениками за святые иконы. С истинными иконописцами. И с богословами, своими писаниями защищавшими святые иконы. Такими, как преподобный Иоанн Дамаскин, по словам автора, «обладавший чистым сердцем и боголюбивой душою, способный бестелесными очами созерцать невидимый свет святых икон». Или прп. Феодор Студит, «богобоязненный и ревностый муж, великий подвижник и неустрашимый исповедник веры».

Пройдет двенадцать столетий. И, по вдохновению свы­ше, известный исследователь теологии икон даст такую оцен­ку давним событиям истории: «Иконоборчество явилось посягательством на домо­строительство нашего спасения в целом. Но как сия изо­щренная ересь стала покушением на православное учение во всей полноте его, так и восстановление иконопочитания представляет собой не просто победу над очередной ере­сью, но и торжество Православия как такового. Церковь одолела много различных ересей. Победит она и те лжеучения, которые еще только грядут. Однако лишь одна из этих побед — победа над иконоборчеством — провозглашена торжеством Православия!»

 

*** Роман Лиляны Хабьянович-Джурович «Сияние Звёздного ока» повествует о силе веры. О творчестве и самопожерт­вовании. О торжестве Православия. Каждый раз с началом Великого поста, когда подходит к концу первая седмица, мы вспоминаем угодников Божиих, ревностно отстаивавших ис­тину иконопочитания в борьбе с извечными ненавистника­ми имени Христова, теми, кто не в состоянии были спокойно взи­рать на лики Спасителя и Пречистой Девы. Боголюбивая сербская писательница, искренно почитающая святых, своим литературным произведением вносит личную лепту в утверждение правды Божией и правого взгляда на давние исторические события. Нашим же вкладом, по словам издателей, да будет вдумчивое и осмысленное прочтение данной книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать