У книжной полки. 25 августа

25 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ж.К. Ларше. Преподобный Силуан Афонский.

 

В настоящее время трудно найти в России такого православного человека, который бы никогда и ничего не слышал о старце Силуане - выдающемся духовном подвижнике 20 века. Его жизнь и учение с полным правом можно назвать «энциклопедией православной аскетики». Русский инок преподобный Силуан подвизался на Греческой земле и был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом, но он не стал ни чужим, ни дальним для Русской Церкви. Как только у нас стали известны творения и житие старца Силуана, он сделался одним из любимейших святых русского народа. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой представлено житие святого и проанализированы его богословские сочинения. Книга вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Преподобный Силуан Афонский». ***

Исследование известного православного патролога Жана Клода Ларше, представленное на страницах данной книги, посвящено анализу практического, «опытного» богословия преподобного Силуана Афонского, одного из самых значимых в духовной истории XX века. Детально рассматривая простые, лишенные всякой вычурности высказывания святого старца, автор убедительно показывает их глубокую укорененность в святоотеческом предании. Как отмечает Жан Клод Ларше, сегодня очевидно, что старец Силуан, русский монах Афонской Горы, родившийся в 1866 году, отошедший ко Господу в 1938-м и канонизированный 26 ноября 1987 года, является одним из величайших православных святых XX века.

Он - автор сочинений необыкновенной духовной мощи, сразу захватывающих своею убедительностью, неизменно оставляющих чрезвычайно сильное впечатление в уме и сердце читателя. Сочинения святого Силуана свидетельствуют о его сокровенном духовном опыте. Они настолько ярко показывают глубокое познание старцем высочайших духовных реальностей и близость его с Богом, что могут показаться странными «обычному» человеку, далекому от подобного духовного переживания. Будучи человеком некнижным, святой Силуан пишет очень простым языком, с повторами, слова его лишены не только литературной вычурности, но также и всяких отвлеченных рассуждений.

По словам Ларше, ученик святого Силуана архимандрит Софроний, опубликовавший его сочинения, опасаясь, чтобы внешняя простота не послужила поводом к пренебрежению или, по крайней мере, не помешала бы по справедливости оценить их и тот опыт, о котором они свидетельствуют, посчитал нужным предварить писания старца обширным комментарием, раскрывающим их глубину. Другой причиной, побудившей отца Софрония составить комментарий, было стремление указать на место сочинений старца в духовном опыте Православной Церкви и в аскетическом предании отцов. Если сочинения старца рассматривать обособленно, сами по себе, может возникнуть опасность, что их смысл может быть неправильно понят, упрощен или даже искажен, и мы, к сожалению, имеем этому примеры.

Святой Силуан свидетельствует о духовной жизни в ее высшей точке, исполненной основополагающими христианскими ценностями — совершенным смирением и совершенной любовью, и потому он говорит словно с достигнутой им вершины. Его сочинения подобны высокой горе, широкое подножие которой незаметно, а видна только вершина, до которой, как кажется издалека, нетрудно дойти, на самом же деле, чтобы ее достичь, нужно проделать утомительный и долгий путь по многочисленным крутым и нередко опасным тропам. Подобно совершенному произведению искусства, чья безукоризненная красота скрывает муки создания, непринужденный характер и непосредственность писаний старца, тот факт, что они словно естественным образом преисполнены благодатию, по мнению Ларше, может позволить читателю упустить из виду, что состояние духовной жизни, описываемое в сочинениях, есть результат сорока лет духовной брани (преподобный сам напоминает об этом), заключающейся в неукоснительном соблюдении заповедей, в долгой и последовательной борьбе со страстями и в терпеливом стяжании всяческих добродетелей, являющихся плодом синергии человеческого подвига и божественной благодати.

По словам автора, для читателя, чуждого опыту глубокой духовной жизни, существует опасность принять за начало подвига то, что на самом деле является его исполнением и венцом. Так, опытные духовники не советуют новоначальным читать сочинения святого Симеона Нового Богослова. Такой совет будет справедлив и в отношении писаний святого Силуана, имеющих много общего с сочинениями этого отца. Опыт, о котором рассказывает святой Силуан, ясно свидетельствует о том, что человеку возможно обрести спасение и достичь святости и обожения согласно обещанию Христову. И хотя этот опыт является надежным образцом и идеалом для каждого христианина, к нему невозможно приобщиться сразу, он не является, как некоторые думали, некой программой духовной жизни, которая бы заменила собой все то, о чем не упоминает святой, но что она на самом деле предполагает и включает в себя.

Знакомство с опытом преподобного ради пользы, без опасений превратно понять подлинный смысл его наставлений, требует серьезной подготовки и глубоких знаний, необходимых, чтобы суметь воспринять свидетельство старца в общем контексте аскетической и мистической жизни Православной Церкви. Изыскания, изложенные в данном исследовании, напоминающем людям несведущим основные этапы жизни старца, характерные черты его личности и трудов, имеют своей задачей по мере сил продолжить толкования архимандрита Софрония. Анализируя основополагающие темы сочинений святого Силуана, к которым примыкают и которыми объясняются фактически все прочие темы, автор стремился показать: во-первым, каким образом духовный опыт, ставший основой учения преподобного Силуана, вошел всецело в аскетическую и мистическую традицию Православной Церкви и стал ее продолжением.

Во-вторых, в чем конкретно темы размышлений преподобного соответствуют писаниям некоторых святых отцов, обнаруживая единство с ними по глубине и по сути, тем самым подтверждая, что святой Силуан сам по справедливости может считаться отцом Церкви. В-третьих, каким образом учение старца, всецело соответствуя церковному преданию, обладает в то же время ярким своеобразием, но не за счет того, что предлагает что-то новое, а потому что по-новому выражает неизменный опыт христианской жизни, адекватно отвечая на беспокойства, вопрошания и нужды человека современного, что и подтверждает большой резонанс, вызванный его трудами, и многочисленные свидетельства тех, кому они реально помогли.

В качестве приложения издатели публикуют до сих пор не изданное письмо святого Силуана, написанное на русском языке и адресованное Кириллу Шевичу (будущему архимандриту Сергию). Это не только последнее письмо старца, но и вообще последнее его письменное сочинение, оставшееся неотосланным на столе, а потому его можно считать печатью, скрепляющей все его учение и свидетельство.

 

*** Как отмечает автор книги, преподобный Силуан Афонский не готовил свои труды для публикации, они были изданы после его смерти архимандритом Софронием. В тетрадях, на отдельных листках, в письмах, а иногда и на полях книг преподобный оставлял черновые заметки, свидетель­ства своего внутреннего опыта. Эти сочинения подобны сосудам, обильно наполненным благодатью. Старец Силуан любил Бога с такой силой и сам так ощущал любовь Божию, так глубоко переживал Его прощение и действие Его благодати, что не мог сдержать переполнявших его чувств, противостоять желанию выразить их. Поэтому в сочинениях прп. Силуана сказалась не только потребность выразить пережитый опыт, но также и желание разделить его с другими. Этому благому делу способствует и данная книга. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать