У книжной полки. 24 января

24 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Родительский крест. Молитва матери и святость отцовства.

 

Радость о детях – одна из высших радостей земной жизни. Дети наши – это продолжение собственной нашей жизни, это часть нас самих, наша плоть и кровь, это мы сами, помолодевшие в них. Из всех благ на свете дети – единственное благо, которое мы можем надеяться удержать при себе даже по смерти. Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6,7). Эти слова мы можем сказать о всех сокровищах, какими обладаем на земле, только не о детях, с которыми надеямся соединиться в блаженной вечности. Судя по тому, как дорого для нас это Богом данное сокровище, радость и скорбь о детях гораздо глубже и живее ощущается в родительском сердце, чем радость и скорбь о другом любом благе. О воспитании детей, о молитвенном подвиге родителей рассказывает книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в Издательстве Ковчег и называется – «Родительский крест. Молитва матери и святость отцовства». ***

Эта книга составлена в помощь родителям, молитвенно труждающимся ради благополучия и здравия детей. На примере воспитания святых людей и подвижников благочестия, составитель книги Галина Чинякова показывает подвиг отцов и матерей, взрастивших своих детей для Царствия Небесного, рассказывает о том, как по молитвам отца или матери дети получают помощь, исцеление от болезней, а иногда даже спасение от смерти. Отдельная часть книги содержит размышления архимандрита Георгия (Шестуна) о святости отцовства. Кроме того, читатели-родители найдут в книге советы святых отцов о воспитании детей, о важности чтения Святого Евангелия и Псалтири за детей, а также молитвы отца и матери о детях.

В предисловии книги автор-составитель пишет следующее: «Драгоценное творение Господне — семья: отец, мать и потомство их, малая Церковь. Верующая мать своим смирением, терпеливой заботой, мяг­костью, ласковым теплом согревает семью, нрав­ственно воспитывает сердце ребёнка, насаждая в нём целомудрие, веру, любовь к Богу, преданность Его воле. Отец более формирует ум, характер, волю маленького человека, постепенно приучая к рассудительности, ответственности за себя и за других, дисциплине, мужественному терпению, необходимости жертвенного служения Богу через служение ближним и Отечеству. Мать — сердце семьи, отец — её ум и воля. В своём высшем про­явлении внутрисемейные отношения подобны отношениям внутри Святой Троицы: безгранич­ное взаимное доверие, смиренное послушание любви и жертвенное взаимное служение.

Дети невольно перенимают характерные каче­ства родителей, особенно отеческие, поскольку именно отец — глава семейства. Именно отец — путеводная звезда, пример для подражания. Луч­шее воспитание — воспитание собственной жиз­нью. Если в жизни родителей слово расходится с делом, — как может одно только слово научить детскую душу? Ребёнок — образ, отражение отца. Желая уви­деть себя — посмотри на своего сына. К сожале­нию, часто в этом живом зеркале видишь черты, которые не хотел бы видеть в себе самом. Видишь то тайное в себе, что становится явным в твоих детях. То доброе, что отец вложил в душу ребёнка, чему научил его сызмальства, непременно про­растёт в свое время и принесёт великий плод. Равно и всё зло, которое вольно или невольно он привил к уму и сердцу ребенка, скорее всего, возрастёт и обратится против него самого и всей семьи.

Главной задачей отца семейства поэтому явля­ется духовное и нравственное исцеление своей собственной души, которое невозможно без Бога, поставившего отцов главами и учителями всего семейства. Чем правдивее, светлее и чище будет образ отца, запёчатлённый в сознании ребенка, тем больше уверенности в том, что он будет сле­довать именно ему. Святой апостол Павел призы­вал своих духовных чад: Умоляю вас, подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Следуя примеру благочестивого отца, дитя будет, в конечном счёте, следовать Христу. Напротив, если в сердечной па­мяти сына сохраняется отцовский образ, осквер­нённый страстями, он с большой вероятностью повлечёт за собой в пропасть и ребёнка». Таким образом, по словам составителя, «тяжела родительская ответственность в воспи­тании ребёнка. Поскольку мы не можем сказать о себе, что имеем истинное рассуждение, духов­ную мудрость, часто вольно или невольно мы раз­рушаем целостное устроение семьи.

Семья — тонкий, сложный живой организм, в котором должна быть гармоническая цельность телесного развития, нравственного воспитания и духовного наполнения. Послушание ребёнка родителям должно ос­новываться на доверчивой любви к ним и на за­поведи Божией: Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5, 16). Апостол Павел увещал пер­вых христиан: Дети, повинуйтесь своим родите­лям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6, 1). В свою очередь, детское доверие поддержива­ется уверенностью в родительской любви и по­коится на глубоком уважении к родителям. Ува­жение же зависит от высоты нравственных ка­честв отеческих.

Обращаясь к отцам, апостол призывает и их не раздражать детей своих, дабы они не унывали (Кол. 3, 21), но воспитывать их в духе Христовом. Святитель Иоанн Златоуст называл отцов, кото­рые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, убийцами собственных детей. «Велика сила родительской молитвы о детях», — сказал преподобный Амвросий Оптинский, и Святая Русь всегда верила, что эта горя­чая молитва будет услышана Богом. Во время принесения в Россию Пояса Пресвя­той Богородицы святыню сопровождал архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря. На одной из встреч с верующими его спросили, как воспитывать детей. «Не говорите детям много о Боге, а говорите с Богом много о детях», — посо­ветовал отец игумен. О том, как говорили матери и отцы с Богом о своих детях, как воспитывали их, как молились о них, и рассказывает книга «Родительский крест».

Открывает подборку рассказов о воспитании на примере святых, история под названием «В моём родителе были простота, нрав, чуждый всякого лукавства, и незлопамятность». Здесь говорится о родителях святителя Григория Богослова, более же о его отце. Великий святитель и вселенский учитель свя­той Григорий Богослов, архиепископ Константи­нопольский, родился в 329 году в христианской семье знатного рода, в Арианзе (недалеко от го­рода Назианза Каппадокийского). Уже современ­ники называли его святым. Православная Цер­ковь называет святителя Григория вторым Бого­словом и «таинником, светлым прописателем Святыя Троицы». Каковы же были родители, воспитавшие этого великого светильника Церкви? Мать святителя Григория, святая Нонна, была рождена в христианской семье, отец же его, также Григорий, прежде не был христианином, но впо­следствии принял крещение и стал епископом в Назианзе.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя драгоценное духовное наследие — слова, проповеди, стихотворения. В некоторых из них он рассказывает о своих родителях. Вот, например, святитель пишет: «Матерь моя, наследовав от отцов богоугод­ную веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и за­ботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь Небесную, и на лёгких крылах воспарить ввысь. А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй. Он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это но­вый Моисей или Аарон, посредник между людьми и Небесным Богом. От такого родителя и от такой матери произошел я». О том, что еще рассказывает святитель Григорий о своих родителях, а так же другие святые отцы и подвижники благочестия, читайте на страницах данной книги.

 

*** По словам архимандрита Георгия (Шестуна), семья сейчас переживает тяжелые времена, испытывает особое давление мира, злых сил. Стараясь, чтобы люди нарушили одну из первых заповедей Божиих, лукавый сеет раздор между ближними, каковыми являются члены семьи. А мы способствуем этому, когда забываем, что законы, которые Бог дал, должны исполняться человеком». В настоящее время муж не чтит и не слушает Бога, жена не слушает мужа, а «дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию». Поэтому сейчас так много проблем и трагедий, и потому так важен разговор о воспитании, о семье, ведь это разговор о возвращении человека к Богу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать