У книжной полки. 24 января

24 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях.

 

Книга «Пролог» - это древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии с днями их церковной памяти. Кроме того, «Пролог» содержит большое количество назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они включают поучения святителей Иоанна Златоустого и Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина и Феодора Студита. «Пролог» украшен занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаянии, милосердии, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Один из таких сборников был составлен в 19 веке и с тех пор не раз переиздавался. Одно из последних изданий вышло в свет в Издательстве Николин день и называется «Пролог в поучениях». ***

Этот сборник был впервые издан в России в 1888 году. Его составитель - протоиерей Виктор Гурьев, известный духовный писатель 19 века, деятель народного образования. Из его печатных трудов также известны – «Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года», «Поучения по руководству житий святых подвижниц Восточной Церкви», «Поучения по руководству Афонского Патерика». Данная книга была составлена на основе собственно «Пролога» - свода сокращенных житий святых и поучительных слов Святых отцов, известного в греческой Церкви под названием «Синаксарий». В «Синаксарий» жития и поучения расставлены сообразно церковному календарю - на каждый день года. Настоящее издание представляет собой адаптированное к современному русскому языку воспроизведение издания 1888 г.

О том, что побудило отца Виктора взяться за данный труд, он сам рассказывает в предисловии «Пролога в поучениях». «Однажды, - пишет батюшка, - знаменитый церковный вития, Иннокентий, архиепископ Херсонский, говоря слово при мощах преподобного Дмитрия Прилуцкого, сказал о мощах святых так: «Для чего они возлежат пред нами столько веков, как опочившие вчера токмо сном? Неужели для того, чтоб принимать от нас поклонение? Но что нужды в наших поклонениях тем, коих мзда у Всевышнего, кои наслаждаются Царствием Небесным? Если они остаются среди нас видимо, не возносятся самою нетленною плотью на небо, то именно потому, чтоб наставлять и учить нас, чтоб показывать нам путь живота вечного». Далее составитель размышляет: что если святитель Иннокентий так говорит о мощах святых, то, что можно сказать о самой жизни их? Не указывает ли и нам она путь к жизни вечной, и не открывает ли пред нами врата, ведущие в Царство Небесное?

О, это поистине, так! - говорит отец Виктор, - Какою добродетелью не украсили себя Святые? Какого подвига не совершили? Какого урока ко спасению не подали нам? Желаем ли учиться у них любви к Богу? Их любовь была такова, что «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч... не могли отлучить их от любви Божьей во Христе Иисусе» (Римл. 8:35-39). Хотим ли примерами их укрепить свою веру? Их вера настолько была крепка, что они ею «побуждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на бойни, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-34). Найдем ли нужным учиться у Святых надежде на Бога?

Да, продолжает батюшка, «мы найдем, что они держали «исповедание упования (т.е. надежды) неуклонное» (Евр. 10:23). Терпению ли вознамеримся учиться у них? Увидим, что одни из Святых «замучены были, не приняв освобождения…, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; ...скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:35-38). По словам отца Виктора, «нет добродетели, которою бы Святые не украсили себя, нет подвига, которого бы не совершили, и что, после Слова Божия мы нигде не найдем лучших уроков ко спасению, кроме жизни их». Все это и побудило духовного писателя воспользоваться подобными уроками из Пролога, и эти уроки предложить вниманию читателей с целью утвердить нас в вере, укрепить в надежде и сделать совершенными и в любви.

Давайте и мы откроем книгу «Пролог в поучениях» и прочитаем один из рассказов. Как уже было выше сказано, жития и поучения в Прологе расставлены сообразно церковному календарю - на каждый день года. Поэтому посмотрим, чему учат нас святые сегодня 24 января, в день памяти преподобного Феодосия Великого. Подзаголовок гласит: «К людям милостивым и Господь бывает особенно милостив». Как говорится в житии святого, «И слово Божие, и св. отцы учат нас тому, чтобы мы помнили то, что к людям милостивым и Бог бывает особенно милостив. Иже дает убогим, говорит Соломон, не оскудеет (Причт. 28:27). Сеяй о благословении, о благословении и пожнет, учит св. апостол Павел (2 Кор. 9:6). «Что ты дал алчущему, то с избытком получишь к нему», - прибавляет к сему св. Василий Великий. Все это, братие, совершенно справедливо; ибо истину того, что говорят и слово Божие, и св. отцы, относительно особенных милостей Божьих к милостивым, можно показать и самым делом.

И сегодня, для назидания вашего, мы ее делом и докажем. Св. Феодосий, игумен монастыря св. Богородицы, близ Иерусалима, был, как говорит описатель жития его, око слепым, вождь хромым, безкровным покров и нагим одежда. Он посещал больных, одним из приходивших к нему давал одежду, других кормил, у третьих другие нужды исправлял. При этом, в частности, нужно заметить, что им в монастыре заведен был обычай кормить ежедневно по сто человек. Однажды случилось так, что монастырь оскудел съестными припасами, а народа за милостынею собралось множество. Увидав нищих, иноки, пришедшие в уныние, доложили св. Феодосию, что хлеба нет. Выслушав это, Преподобный с гневом взглянул на них и, укорив в маловерии, приказал тотчас отворить ворота обители и впустить пришедших. Когда все бедные сели по обычаю за стол, он велел ученикам кормить их. Зная, что житница пуста, иноки с поникшими главами пошли к ней. Но каково же было их удивление, когда они, вошедши в нее, нашли ее полною хлебов! Все прославили Бога и похвалили веру раба Его.

Был и еще чудесный случай в жизни Преподобного. Однажды, накануне дня Пасхи, вследствие обильной раздачи милостыни к празднику сами иноки остались без хлеба, без масла, без всего. Скорбными они явились к Преподобному и стали жаловаться, что ничего не имеют к празднику. Преподобный стал утешать их и говорил: «Дети, Бог, сотворивший чудеса с отцами нашими и прокормивший Израильтян в пустыне, сотворит и с нами милость, только терпите и веруйте, что Бог не оставит вас». И тут вера Преподобного не осталась тща. Вечером в Великую Субботу некто на двух мулах прибыл в монастырь и привез всяких съестных припасов с избытком. И снова все иноки прославили Бога.

Итак, - пишет автор сего жития, - самым делом мы доказали вам, братие, ту истину, что Бог и Сам особенно бывает милостив к милостивым. Да так и должно быть непременно. Ибо Он Сам, будучи весь Любовью, и в нас любит любовь к Нему, выражающуюся в любви к ближним, и Сам, так сказать, становится порукою в том, что наше, т.е. то, что мы из милости отдаем ближним, не пропадет, а возвратится сторицею. «Аз, - говорит блж. Августин, - от лица Божия восприял, Аз и воздам. Землю Я восприял, воздам небо; временное восприял, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в болезни, посещен был, спасение воздам; в темнице быв и посещен был, воздам свободу». К этому прибавлять нечего; ибо вы сами теперь воочию должны были убедиться в том, что благ, особенно благ бывает Господь к милостивым».

 

*** Из истории известно, что первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, возможно, для Киево-Печерского монастыря. Студийский устав древней обители предписывал чтение Пролога во время богослужения. С этого времени этот сборник органично и неотъемлемо вошел в круг чтения наших предков. Он стал письменным памятником благочестия и святости, и постоянно пополнялся новыми материалами о святых, а также душеполезными поучениями. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Его переиздавали, его цитировали на его основе сочинялись духовные стихи. А в 19 веке, одним из составителей Пролога стал и протоиерей Виктор Гурьев.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях

 

Книга «Пролог» - это древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии с днями их церковной памяти. Кроме того, «Пролог» содержит большое количество назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они включают поучения святителей Иоанна Златоустого и Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина и Феодора Студита. «Пролог» украшен занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаянии, милосердии, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Один из таких сборников был составлен в 19 веке и с тех пор не раз переиздавался. Одно из последних изданий вышло в свет в Издательстве Николин день и называется «Пролог в поучениях». ***

Этот сборник был впервые издан в России в 1888 году. Его составитель - протоиерей Виктор Гурьев, известный духовный писатель 19 века, деятель народного образования. Из его печатных трудов также известны – «Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года», «Поучения по руководству житий святых подвижниц Восточной Церкви», «Поучения по руководству Афонского Патерика». Данная книга была составлена на основе собственно «Пролога» - свода сокращенных житий святых и поучительных слов Святых отцов, известного в греческой Церкви под названием «Синаксарий». В «Синаксарий» жития и поучения расставлены сообразно церковному календарю - на каждый день года. Настоящее издание представляет собой адаптированное к современному русскому языку воспроизведение издания 1888 г.

О том, что побудило отца Виктора взяться за данный труд, он сам рассказывает в предисловии «Пролога в поучениях». «Однажды, - пишет батюшка, - знаменитый церковный вития, Иннокентий, архиепископ Херсонский, говоря слово при мощах преподобного Дмитрия Прилуцкого, сказал о мощах святых так: «Для чего они возлежат пред нами столько веков, как опочившие вчера токмо сном? Неужели для того, чтоб принимать от нас поклонение? Но что нужды в наших поклонениях тем, коих мзда у Всевышнего, кои наслаждаются Царствием Небесным? Если они остаются среди нас видимо, не возносятся самою нетленною плотью на небо, то именно потому, чтоб наставлять и учить нас, чтоб показывать нам путь живота вечного». Далее составитель размышляет: что если святитель Иннокентий так говорит о мощах святых, то, что можно сказать о самой жизни их? Не указывает ли и нам она путь к жизни вечной, и не открывает ли пред нами врата, ведущие в Царство Небесное?

О, это поистине, так! - говорит отец Виктор, - Какою добродетелью не украсили себя Святые? Какого подвига не совершили? Какого урока ко спасению не подали нам? Желаем ли учиться у них любви к Богу? Их любовь была такова, что «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч... не могли отлучить их от любви Божьей во Христе Иисусе» (Римл. 8:35-39). Хотим ли примерами их укрепить свою веру? Их вера настолько была крепка, что они ею «побуждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на бойни, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-34). Найдем ли нужным учиться у Святых надежде на Бога?

Да, продолжает батюшка, «мы найдем, что они держали «исповедание упования (т.е. надежды) неуклонное» (Евр. 10:23). Терпению ли вознамеримся учиться у них? Увидим, что одни из Святых «замучены были, не приняв освобождения…, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; ...скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:35-38). По словам отца Виктора, «нет добродетели, которою бы Святые не украсили себя, нет подвига, которого бы не совершили, и что, после Слова Божия мы нигде не найдем лучших уроков ко спасению, кроме жизни их». Все это и побудило духовного писателя воспользоваться подобными уроками из Пролога, и эти уроки предложить вниманию читателей с целью утвердить нас в вере, укрепить в надежде и сделать совершенными и в любви.

Давайте и мы откроем книгу «Пролог в поучениях» и прочитаем один из рассказов. Как уже было выше сказано, жития и поучения в Прологе расставлены сообразно церковному календарю - на каждый день года. Поэтому посмотрим, чему учат нас святые сегодня 24 января, в день памяти преподобного Феодосия Великого. Подзаголовок гласит: «К людям милостивым и Господь бывает особенно милостив». Как говорится в житии святого, «И слово Божие, и св. отцы учат нас тому, чтобы мы помнили то, что к людям милостивым и Бог бывает особенно милостив. Иже дает убогим, говорит Соломон, не оскудеет (Причт. 28:27). Сеяй о благословении, о благословении и пожнет, учит св. апостол Павел (2 Кор. 9:6). «Что ты дал алчущему, то с избытком получишь к нему», - прибавляет к сему св. Василий Великий. Все это, братие, совершенно справедливо; ибо истину того, что говорят и слово Божие, и св. отцы, относительно особенных милостей Божьих к милостивым, можно показать и самым делом.

И сегодня, для назидания вашего, мы ее делом и докажем. Св. Феодосий, игумен монастыря св. Богородицы, близ Иерусалима, был, как говорит описатель жития его, око слепым, вождь хромым, безкровным покров и нагим одежда. Он посещал больных, одним из приходивших к нему давал одежду, других кормил, у третьих другие нужды исправлял. При этом, в частности, нужно заметить, что им в монастыре заведен был обычай кормить ежедневно по сто человек. Однажды случилось так, что монастырь оскудел съестными припасами, а народа за милостынею собралось множество. Увидав нищих, иноки, пришедшие в уныние, доложили св. Феодосию, что хлеба нет. Выслушав это, Преподобный с гневом взглянул на них и, укорив в маловерии, приказал тотчас отворить ворота обители и впустить пришедших. Когда все бедные сели по обычаю за стол, он велел ученикам кормить их. Зная, что житница пуста, иноки с поникшими главами пошли к ней. Но каково же было их удивление, когда они, вошедши в нее, нашли ее полною хлебов! Все прославили Бога и похвалили веру раба Его.

Был и еще чудесный случай в жизни Преподобного. Однажды, накануне дня Пасхи, вследствие обильной раздачи милостыни к празднику сами иноки остались без хлеба, без масла, без всего. Скорбными они явились к Преподобному и стали жаловаться, что ничего не имеют к празднику. Преподобный стал утешать их и говорил: «Дети, Бог, сотворивший чудеса с отцами нашими и прокормивший Израильтян в пустыне, сотворит и с нами милость, только терпите и веруйте, что Бог не оставит вас». И тут вера Преподобного не осталась тща. Вечером в Великую Субботу некто на двух мулах прибыл в монастырь и привез всяких съестных припасов с избытком. И снова все иноки прославили Бога.

Итак, - пишет автор сего жития, - самым делом мы доказали вам, братие, ту истину, что Бог и Сам особенно бывает милостив к милостивым. Да так и должно быть непременно. Ибо Он Сам, будучи весь Любовью, и в нас любит любовь к Нему, выражающуюся в любви к ближним, и Сам, так сказать, становится порукою в том, что наше, т.е. то, что мы из милости отдаем ближним, не пропадет, а возвратится сторицею. «Аз, - говорит блж. Августин, - от лица Божия восприял, Аз и воздам. Землю Я восприял, воздам небо; временное восприял, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в болезни, посещен был, спасение воздам; в темнице быв и посещен был, воздам свободу». К этому прибавлять нечего; ибо вы сами теперь воочию должны были убедиться в том, что благ, особенно благ бывает Господь к милостивым».

 

*** Из истории известно, что первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, возможно, для Киево-Печерского монастыря. Студийский устав древней обители предписывал чтение Пролога во время богослужения. С этого времени этот сборник органично и неотъемлемо вошел в круг чтения наших предков. Он стал письменным памятником благочестия и святости, и постоянно пополнялся новыми материалами о святых, а также душеполезными поучениями. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Его переиздавали, его цитировали на его основе сочинялись духовные стихи. А в 19 веке, одним из составителей Пролога стал и протоиерей Виктор Гурьев.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать