У книжной полки. 24 марта

24 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия.

 

Имя святителя Григория Великого, Двоеслова известно всем, кто любит Великим постом посещать храм не только в воскресные, но и в будние дни, молиться за Литургией Преждеосвященных Даров. И по завершении этой службы внимательный христианин всегда слышит имя святителя, а причастившийся Святых Христовых Таин, обращается к нему с молитвой. Так как именно святой Григорий является составителем чина этой Литургии, которая до него была известна лишь в устном предании. В конце 6 века святитель, мудро управляя Церковью, неустанно насаждал слово Божие и оставил после себя большое литературное наследие, включающее, прежде всего, экзегетические и нравственно-аскетические сочинения. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошло одно из сочинений святителя. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и находится на нашей книжной полке. О ней – далее в нашей программе. ***

Святитель Григорий Великий, папа Римский жил в сложное для Западного христианства время - эпоху засилья варваров и разорения Италии. Родившись в благочестивой христианской семье в Риме, он рос среди людей поистине святых. Однако, как пишет святитель Димитрий Ростовский, «сей святой род всего более украсил своею святостью сам блаженный Григорий, от юности подвизавшийся в добродетели в богоугодной жизни. С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и ритором». Получив прекрасное классическое образование, около 573 года он стал префектом Рима. Но «мысли и желания Григория были направлены не столько к мирскому, сколько к духовному: он желал быть иноком». Поэтому он принял монашество и посвятил всего себя на служение Богу и Церкви.

В своем поместье святой Григорий устроил монастырь, а сам, вскоре став диаконом в Римской церкви, отправился по высоким папским поручениям в Константинополь - столицу Византийской империи. В 590 году после смерти папы Пелагия II, Григория самого против его воли избрали Римским папой. Находясь на этом служении, свт. Григорию приходилось исполнять роль и государственного деятеля, и политика; он был талантливым церковным администратором, миссионером и отличал­ся исключительной любовью к своей пастве. Был свт. Григорий и автором ряда сочинений, среди которых наибольшую известность и славу стяжали «Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души». Именно после выхода этой книги Святителя и стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником».

Сочинение «Беседы на Евангелия» было создано в начале архипастырской деятельности святого Григория, в 90-х годах VI века, из сорока его богослу­жебных проповедей на Евангельские чтения на празд­ники и дни памяти святых мучеников. Эти Беседы, написанные и произнесенные в тяжелое для христиан­ской Западной Римской империи и Римской Церкви время варварских нашествий и прочих катаклизмов, проникнуты особым эсхатологическим настроением и призывом к стремлению к Царству Не­бесному — Небесному Отечеству всякого христианина, открывают нравственное и таинственное содержание евангельского текста через призму облагодатственного ума святого отца Церкви и подготавливают читателя к достойной встрече со Христом, а потому звучат по-прежнему актуально во всякую эпоху жизни Христовой Церкви.

Все сочинение разделено у святителя на две книги, и каждая из них содержит в себе по двадцать Бесед. Существенное различие между ними состоит в том, что первые двадцать Бесед были написаны посторонней рукой со слов святителя и произносимы были не им самим, а его писцом, как видно из предисловия и из начала 21 Беседы. Но последние двад­цать Бесед были сказаны самим святителем, как видно также из 21 Беседы. Вот что он об этом говорит: «Я привык беседовать с вами, возлюбленная братия, во многих чтениях через посредника; но поскольку, по расстройству желудка, я сам не могу прочитать вам того, что надиктую, то замечаю, что некоторые из вас неохотно слушают. Поэтому ныне я хочу, против обычая, принудить самого себя, чтобы среди священнодействий Литургии чтение Св. Евангелия объяснять не через посредника, но через личное собеседование. Пусть же принимают так, как мы говорим, потому что голос собеседования более трогает закосневающие сердца, нежели слово чтения, и как бы некой рукой тщания ударяет, чтобы они пробудились. И хотя я не предвижу, достанет ли у меня сил для этого дела, однако же, в чем отказывает неиспытанность, то дарует любовь».

Давайте обратимся к этому сочинению и прочитаем фрагмент проповеди святителя, в которой он размышляет о евангельской притче о талантах, которую передает нам апостол Матфей. «Чтение Святого Евангелия, - говорит святой отец, - увещевает нас, возлюбленнейшие братия, внимательно размыслить, дабы нам, получившим в этом мире нечто более других от Создателя мира, не подвергнуть­ся за то тягчайшему осуждению. Ибо когда ум­ножаются дары, тогда и ответственность за дары также возрастает. Следовательно, тем смиреннее и к услужливости готов должен быть каждый, чем более видит себя обязанным к отданию отчета. Вот некоторый человек, отходя, призывает рабов своих и разделяет им таланты для приобретения прибыли, но после долгого времени возвращает­ся для требования отчета. Хорошо поступивших награждает за доставленную прибыль, а ленивого к доброму деланию раба наказует.

Говоря о том, что «отходящий человек», это есть «наш Искупитель», Иисус Христос, «Ко­торый в принятой Им плоти отшел на небо», святитель отмечает, что как человек в притче, отправляясь в путешествие, «передал свои блага рабам своим», так и Господь «сообщил духовные дары Своим верующим». А «именно: одному дал пять талантов, друго­му — два, третьему — один». По словам святителя, пять талантов - это «суть чувства телесные, именно: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Следовательно, пятью та­лантами обозначается дар пяти чувств, то есть зна­ние внешнего. А двумя означается разумение и де­ятельность. Именем же одного таланта означается только разумение. Но получивший пять талантов приобрел другие пять, потому что есть люди, ко­торые хотя и не умеют проникать во внутреннее и таинственное, однако же, по вниманию к Выш­нему Отечеству, правильно учат тех, которых мо­гут [учить], о самом внешнем, которое они преем­ственно знают; и когда они берегут себя от наглости плоти и домогательства земных благ, тогда других увещанием удерживают от того же.

И есть люди, которые, имея как бы два таланта, приемлют раз­умение и деятельность; тонко разумеют внутрен­нее, дивное совершают во внешнем; и когда они и разумением, и деятельностью проповедуют дру­гим, тогда двоякую, так сказать, приобретают при­быль от торга». «Приемший же один талант, - по словам святого Григория, - отходя, закапывает [его] в землю и скрывает деньги господина своего. Зарыть талант в землю значит полученное даро­вание запутать в земных делах, не желать приоб­ретения духовного, никогда не возвышать сердца от земных помыслов. Ибо есть люди, которые по­лучили дар разумения, однако же мудрствуют одно только плотское. О них-то через пророка говорит­ся: они мудры в том, чтобы творить зло, а как тво­рить добро — не познали (Иер. 4, 22). Но господин, давший таланты, возвращается с требованием от­чета, потому что Тот, Кто ныне сообщает духовные дарования, на Суде в точности испытывает заслу­ги, судит, что каждый получил, и взвешивает, ка­кую прибыль принес от полученного».

Объясняя эту притчу, святитель напоминает, что каждый из нас, трудолюбив ли он или ленив, так или иначе получает об Бога таланты – пять или два, или один. И «от каждого из нас грядущий Судия потребует столько, сколь­ко дал. Итак, - говорит святой Григорий, - чтобы каждому в пришествие Господ­не быть безопасным в отчетности о своем таланте, надо ежедневно со страхом взвешивать то, что он получил. Ибо вот уже близко [то время], когда Отшедший в другую страну возвратится». «Размыслим о том, что мы получили, и будем деятельны в раздаче оного. Никакая земная забота да не препятствует нам в духовном делании, дабы Господь таланта не прогне­вался, если сей талант скрывается в земле». «Заранее будем готовы к предоставлению отчета о нашем таланте для того, чтобы когда уже Судия грозит ударением в двери, Он оправдал нас за прибыль, которую мы сделали, что да дарует нам Бог, живущий во веки веков».

 

*** Святитель Григорий Двоеслов, по словам святителя Димитрия Ростовского, «пас Церковь Христову тринадцать лет, шесть месяцев и десять дней и преставился ко Господу» 25 марта 604 года. «Сей великий светильник миру украсил Церковь Христову не только своим равноангельным житием и дивными чудесами, но и своими многочисленными творениями, которые принесли вере православной великую услугу». В их числе и «Беседы на Евангелия», зани­мающие достойное место в ряду великих библейских тол­кований эпохи неразделенной Церкви. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать