У книжной полки. 24 февраля

24 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Клюкина. Жития святых в новом формате. 8-11 века.

 

Святость - состояние, к которому призваны все христиане. Недаром в первые века существования Церкви святыми именовали не выдающихся подвижников, а сообщество христиан в целом. «Друзьями Божиими» называл святых преподобный Иоанн Дамаскин в 8 веке. Как бы ни были далеки от их подвига простые верующие, в Церкви Христовой все обретают единство, ведь святые — это люди Церкви, воплотившие призыв к святости, который обращен к каждому христианину. Современный писатель Ольга Клюкина предприняла попытку воссоздать биографии святых различных эпох на основе сохранившихся исторических документов, свидетельств современников, а также сочинений самих святых. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию третью книгу из серии - "Святые в истории" - "Жития святых в новом формате. 8-11 века". ***

Автор этой книги - Ольга Петровна Клюкина — писатель и сценарист, член Союза российских писателей. Круг ее тем — библейская история, опыт Православия, агиография, просвещение. Создавая серию книг - "Святые в истории" - она обратилась к историческим свидетельствам, чтобы воссоздать биографии угодников Божиих различных эпох. Биографии помещены в широкий исторический контекст, позволяющий ярко представить реальную жизнь подвижников веры. Несмотря на обилие исторических фактов, книга читается удивительно легко, на одном дыхании. Серия выстроена по хронологическому принципу. Ключевые моменты истории Церкви и святости каждого периода раскрываются через жизнеописания девяти святых.

Третья книга серии охватывает период 8-11 веков. В 8 веке Восточная Церковь столкнулась с ересью иконоборчества. Это противостояние, длившееся почти полтора столетия, способствовало не только развитию богословской мысли в Византии, но и появлению новых святых, отстаивавших чистоту веры. Среди них подвижники, которые отстаивали Православие в борьбе с ересью, правители и миссионеры, просветившие верой Христовой целые народы, и смиренные монахи, в чьих уединенных кельях приоткрывались Небеса. Укоренившись на территории Римской империи, христианство в этот период активно выходило за ее пределы, и в лоно Вселенской Церкви вливались венгры, скандинавы, славянские народы. Крещение Руси стало поворотным моментом в истории страны, включенной в орбиту византийской христианской культуры.

Так, в этой книге представлены жития святителя Ансгария, равноапостольного великого князя Владимира, преподобных Иоанна Дамаскина, Иоанна Рыльского, Симеона Нового Богослова и Феодосия Печерского, праведного короля Стефана Венгерского, мученицы Людмилы Чешской. А остановимся мы на житии святой праведной царицы Феодоры, память которой святая Церковь совершает сегодня 24 февраля. Свой рассказ автор предваряет словами из ветхозаветной Книги Есфирь: «...И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц, и пусть бы назначил царь наблюдателей во все области своего царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор царского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им притиранья (и прочее, что нужно); и девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею вместо Астинь. И угодно было слово это в глазах царя, и он так и сделал (Есф. 2: 2-4)».

Должно быть, - предполагает автор, - в Византии 9 века были хорошо знакомы с ветхозаветной Книгой Есфирь, где вначале рассказывается о том, как в V веке до н. э. персидский царь Артаксеркс выбирал себе супругу. Примерно такой же «конкурс красоты» устроил в своем дворце и византийский император Феофил. В начале 830 года со всех концов Византийской империи в Константинополь были привезены самые красивые дочери из знатных семейств для избрания императрицы. В царских палатах девушек выстроили в ряд, и молодой император, держа в руке золотое яблоко, начал делать обход. В житии святой Феодоры говорится: «Была в числе невест одна благородная девица, по имени Икасия (Кассия), чрезвычайно красивая. Феофил, увидев и восхитившись ее красотой, сказал: „Чрез женщину зло излилось на землю". Икасия со скромностью возразила: „Но и чрез женщину бьют источники лучшего". Оскорбленный возражением, царь отверг Икасию и отдал яблоко Феодоре, родом пафлагонянке», - так говорится об этом событии в хронике Симеона Логофета, византийского хрониста X века.

По всей видимости, императору Феофилу не понравилось, что Икасия так непринужденно вступила с ним в диалог, и он выбрал стоящую рядом с ней скромно потупившуюся восточную красавицу. Это была юная Феодора. Феодора родилась около 815 года в городке Эвиссе в Пафлагонии (область на севере Малой Азии), в богатой армянской семье. Ее отец Марин соединял в своих руках военную и гражданскую власть. Многие византийские императоры имели в роду армянские корни, в том числе и Лев V Армянин, чье правление пришлось на детские годы Феодоры. В то время армяне традиционно занимали ключевые должности и во дворце, и в византийской армии. У Феодоры было два старших брата и три сестры. Мать Феодоры, Феоктиста, воспитывала детей в традициях православного иконопочитания.

Когда император Феофил вручил Феодоре золотое яблоко — символ любви и господства над миром, будущей византийской царице было примерно шестнадцать лет. Феофил тоже был молод и хорош собой. По свидетельству современников, он тщательно следил за своей внешностью и носил короткую прическу в классическом римском стиле, как Константин Великий. История с выбором невесты хорошо показывает романтический характер и образованность Феофила. Если привезенные со всех концов царства красавицы отсылают нас к Книге Есфирь, то золотое яблоко в руке царевича напоминает о Парисе из древнегреческого мифа. Когда-то пастуху Парису пришлось выбирать прекраснейшую из трех богинь: Гера пообещала ему власть и богатство, Афина — мудрость и славу, Афродита — обладание красотой. И Парис выбрал Афродиту, вручив ей золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» и тем самым признав высшими ценностями любовь и красоту.

Что-то подобное, по мнению автора, произошло и с Феодорой, которая, по словам современников, обладала редкой красотой, покладистым характером и необычайно любила своего супруга. Как писал о царице историки той поры, она «пылко любила своего мужа...», причем до конца дней. И это несмотря на то, что несколько лет спустя император Феофил издал иконоборческий указ, где об иконах говорилось: «Я запрещаю изображать и рисовать их, дабы не воспылало к ним любовью существо низменное, а пусть только взирает на одну истину». Из-за указа, пишет один из писателей того времени, «принялись низвергать по всем Божиим церквям образа, а вместо них изображать и рисовать зверей и птиц». Но царица Феодора знала о своем супруге то, что от других было скрыто, — Феофил был сомневающимся, колеблющимся иконоборцем. В глубине души император не был до конца уверен в справедливости гонений на почитателей икон. Нередко Феофил подолгу беседовал с защитниками икон, желая понять истину, а иногда монахи «целым строем являлись к нему», и император внимательно выслушивал все их доводы.

По словам Ольги Клюкиной, Царица Феодора находилась рядом с супругом до последнего его вздоха. Незадолго до кончины, когда они были наедине, император вдруг попросил ее принести икону и «прильнул своими устами к святому изображению». Феофил умер 20 января 842 года, процарствовав двенадцать лет и три месяца. Он велел подданным после своей смерти соблюдать «благорасположение к супруге и сыну». В совет при царице Феодоре, ставшей регентом малолетнего монарха, вошли ее старший брат Варда, дядя по отцовской линии Мануил, логофет Феоктист, упоминают также и подросшую к тому времени старшую дочь Феклу. Все они были сторонниками иконопочитания, и почти сразу же во дворце стали говорить о необходимости указа в защиту икон. Услышав о восстановлении Православия, царица Феодора сказала: «Всегда того желала и радеть о том никогда не переставала». А о том, как было восстановлено иконопочитание, читатели узнают, открыв данную книгу.

 

*** Как отмечают издатели, - «Святые в истории» - это уникальная серия, в которой представлены биографии подвижников веры на фоне эпохи. Серия охватывает двадцать столетий христианской истории: в шести книгах представлены жизнеописания святых с 1 по XX век. Все жизнеописания основаны на исторических документах, воспоминаниях современников и трудах самих святых. Эти истории по-новому рассказывают об известных, а также малоизвестных фактах из жизни святых. А рассказанные живым современным языком, они становятся близкими и понятными сегодняшнему читателю.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать