Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ровно через месяц, 24 сентября, многие верующие люди отправятся в духовную столицу Урала — Верхотурье, чтобы почтить память святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца. Свято-Николаевский Верхотурский монастырь для уральских жителей является особой святыней. На протяжении нескольких веков стекался сюда православный народ, чтобы поклониться святому Симеону, помолиться у его святых мощей. В годы гонений монастырь был закрыт, а мощи вывезены из родной обители. Когда в 1990 году Верхотурский монастырь был передан Православной Церкви, первым ее наместником стал иеромонах Тихон (Затекин). Историю Крестовоздвиженского собора Верхотурского Николаевского монастыря отец Тихон описывает в книге, которая называется «Царей Державо». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
Новая книга архимандрита Тихона (Затёкина), ныне игумена Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, издана по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и является совместным проектом Нижегородского Вознесенского Печерского и Свято-Николаевского Верхотурского монастырей. Книга посвящена истории одного из самых грандиозных храмов Урала и Сибири — Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где до 1929 года почивали мощи святого праведного Симеона Верхотурского, и куда в 1992 году они были возвращены после долгих лет забвения. На основе большого количества архивных документов воссоздаётся процесс строительства, разрушения и последующего возрождения храма и монастыря.
Как говорится на страницах этого издания, в 1904 году Верхотурский монастырь готовился отпраздновать 300-летний юбилей со времени своего основания и 200-летие перенесения мощей святого праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье. Эти памятные даты должны были быть ознаменованы закладкой величественного собора. Возведение нового соборного храма, этого знака глубокого почитания святых мощей праведного Симеона, которые должны были покоиться в особом приделе, носящем имя святого, стало главным делом для всех насельников Николаевского монастыря. Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никанор (Каменский) благословил братию на возведение собора такими словами: «Да поможет Господь обрести Вам необходимое святое хранилище драгоценного сокровища, т.е. св. мощей праведного Симеона».
Необходимость постройки столь вместительного и величественного собора встала перед настоятелем Верхотурского Николаевского монастыря Арефой (Катаргиным) еще по той причине, что с каждым годом увеличивался поток богомольцев, желающих приложиться к святым мощам небесного покровителя Уральского и Сибирского края. Кроме того, по словам автора, Верхотурская обитель привлекала множество паломников еще и потому, что в 1893 году в ней был введен общежительный устав. В связи с этим от братии требовалась «особливая попечительность о внутреннем духовном благоустроении» монастыря, дабы он служил «твердым оплотом православия на Урале» и подавал «назидательные уроки веры и благочестия притекающим в обитель богомольцам».
Закладка Крестовоздвиженского собора была совершена в 1905 году, завершение же строительства планировалось к 1913 году, когда вся Российская Империя готовилась к празднованию 300-летнего юбилея Державного Дома Романовых. Последовательно три архимандрита обители принимали участие в деле строительства сего величественного собора. Переписка о необходимости его постройки началась ещё при архимандрите Арефе (Катаргине) и продолжилась при архимандрите Евгении (Кибардине). Однако поиск форм будущего собора и непосредственное руководство его строительством Промыслом Божиим суждено было осуществить архимандриту Ксенофонту (Медведеву) который с 1906 года стал членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества состоя в его Екатеринбургском отделе. История жизни этого удивительного человека проходит через все повествование книги.
О том, какое впечатление производил величественный храм по завершении его возведения, сохранились письменные свидетельства, которые автор также приводит в своей книге. Вот одно из них. Это впечатление одного из участвовавших на торжествах освящения придельного храма в этом же величественном соборе. «Новый Крестовоздвиженский храм. Это огромное здание, перед которым терялись бы все наши екатеринбургские церкви во главе с соборами. Жизнерадостный стиль, без хмурых, строгих линий и деталей, красиво круглящиеся купола, светло-палевая окраска, ласкающая глаз. — всё это говорит о жизни и не повергает в жизненный трепет приходящих богомольцев. Храм опоясан евангельскими изречениями. Самое видное из них над главными дверями: „Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы". Чудное изречение для монастырского храма. Трудно было выбрать лучше во всей церковной литературе мира».
До революции знаменитая Уральская Лавра пользовалась особой любовью и вниманием царствующего Государя Императора Николая Александровича, который со своим августейшим семейством в 1914 году почтил угодника Божия, преподнеся в дар Николаевской обители чудную сень. Она была установлена над святыми мощами в Крестовоздвиженском соборе. Накануне Первой мировой войны в том же 1914 году Верхотурскую обитель посетила и Ее Императорское Высочество, Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Это было первое посещение древнего уральского города представительницей российского царствующего дома. За несколько дней до приезда Великой княгини город принял оживлённый и праздничный вид. При въезде в город была устроена величественная арка, украшенная зеленью и национальными флагами, а наверху неё был установлен государственный герб. На самой арке было написано большими золотыми буквами: «Добро пожаловать». Каждый житель Верхотурья считал для себя величайшим счастьем встретить высокую гостью».
Но, прошло еще немного времени, и обитель, духовным покровителем которой является святой праведный Симеон, разделила судьбу всей Русской Церкви, её храмов, святых монастырей, священнослужителей, монахов и мирян. Как пишет автор, «после свершившегося в 1917 году Октябрьского переворота перемены в жизни насельников Николаевского монастыря наступили сразу же. Отношение к монашеству было однозначным: его полагалось ликвидировать как паразитирующую, по мнению новых властей, социальную группу. Уже в конце 1917 года монастырский дом для приема почетных гостей, выстроенный на средства обители за её пределами, был занят Продовольственной управой, а в самом монастыре началось размещение красноармейцев. В одном из гостиничных корпусов красноармейцы расположили свой штаб. Проживающие в монастыре монахи воспринимали новые обстоятельства своей жизни как «иго большевистского произвола».
В советское время обитель была ликвидирована, а Крестовоздвиженский собор после неудачной перепланировки признан аварийным и закрыт. На территории до конца 1980 годов разместилась детская трудовая колония. По словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, «это были годы, когда, как казалось многим — даже верующим людям, Церковь не имела сил и возможностей для того, чтобы воскреснуть. Но Господь, который «мертвит и живит, низводит во ад и возводит» (1 Цар. 2:6), по Своему всеблагому Промыслу воздвиг Русскую Церковь из небытия, и знаком этого возрождения на Урале стало возвращение 25 сентября 1992 года в родную Верхотурскую обитель святых мощей угодника Божия праведного Симеона. Незадолго до этого, в 1990 году усилиями архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека (Лебедева) Верхотурский монастырь был передан в ведение епархии. Был назначен наместник и стала собираться первая братия. После возвращения мощей прав. Симеона в родную обители началось возрождение и величественного Крестовоздвиженского собора, которое подробно освещено в данной книге.
*** Как отмечает митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, «из этой книги вы узнаете, сколько труда и усилий было положено на возрождение монастыря первыми насельниками сей достославной обители, архипастырями, руководившими Екатеринбургской епархией в эти годы, представителями власти, бизнеса, общественности и, конечно же, простыми мирянами-богомольцами, совершавшими своё паломничество в Уральскую Лавру. Восстановление Верхотурского Свято-Николаевского монастыря продолжается, и мы, - говорит Владыка, - верим, что по неизреченной милости Божией и молитвам святого праведного Симеона главная уральская святыня вновь воссияет во всей своей былой славе и великолепии».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!