У книжной полки. 24 августа

24 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Архимандрит Тихон (Затёкин). Царей Державо. История Крестовоздвиженского собора Верхотурского Николаевского монастыря.

 

Ровно через месяц, 24 сентября, многие верующие люди отправятся в духовную столицу Урала — Верхотурье, чтобы почтить память святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца. Свято-Николаевский Верхотурский монастырь для уральских жителей является особой святыней. На протяжении нескольких веков стекался сюда православный народ, чтобы поклониться святому Симеону, помолиться у его святых мощей. В годы гонений монастырь был закрыт, а мощи вывезены из родной обители. Когда в 1990 году Верхотурский монастырь был передан Православной Церкви, первым ее наместником стал иеромонах Тихон (Затекин). Историю Крестовоздвиженского собора Верхотурского Николаевского монастыря отец Тихон описывает в книге, которая называется «Царей Державо». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Новая книга архимандрита Тихона (Затёкина), ныне игумена Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, издана по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и является совместным проектом Нижегородского Вознесенского Печерского и Свято-Николаевского Верхотурского монастырей. Книга посвящена истории одного из самых грандиозных храмов Урала и Сибири — Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где до 1929 года почивали мощи святого праведного Симеона Верхотурского, и куда в 1992 году они были возвращены после долгих лет забвения. На основе большого количества архивных документов воссоздаётся процесс строительства, разрушения и последующего возрождения храма и монастыря.

Как говорится на страницах этого издания, в 1904 году Верхотурский монастырь готовился отпраздновать 300-летний юбилей со времени своего основания и 200-летие перенесения мощей святого праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье. Эти памятные даты должны были быть ознаменованы закладкой величественного собора. Возведение нового соборного храма, этого знака глубокого почитания святых мощей праведного Симеона, которые должны были покоиться в особом приделе, носящем имя святого, стало главным делом для всех насельников Николаевского монастыря. Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никанор (Каменский) благословил братию на возведение собора такими словами: «Да поможет Господь обрести Вам необходимое святое хранилище драгоценного сокровища, т.е. св. мощей праведного Симеона».

Необходимость постройки столь вместительного и величественного собора встала перед настоятелем Верхотурского Николаевского монастыря Арефой (Катаргиным) еще по той причине, что с каждым годом увеличивался поток богомольцев, желающих приложиться к святым мощам небесного покровителя Уральского и Сибирского края. Кроме того, по словам автора, Верхотурская обитель привлекала множество паломников еще и потому, что в 1893 году в ней был введен общежительный устав. В связи с этим от братии требовалась «особливая попечительность о внутреннем духовном благоустроении» монастыря, дабы он служил «твердым оплотом православия на Урале» и подавал «назидательные уроки веры и благочестия притекающим в обитель богомольцам».

Закладка Крестовоздвиженского собора была совершена в 1905 году, завершение же строительства планировалось к 1913 году, когда вся Российская Империя готовилась к празднованию 300-летнего юбилея Державного Дома Романовых. Последовательно три архимандрита обители принимали участие в деле строительства сего величественного собора. Переписка о необходимости его постройки началась ещё при архимандрите Арефе (Катаргине) и продолжилась при архимандрите Евгении (Кибардине). Однако поиск форм будущего собора и непосредственное руководство его строительством Промыслом Божиим суждено было осуществить архимандриту Ксенофонту (Медведеву) который с 1906 года стал членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества состоя в его Екатеринбургском отделе. История жизни этого удивительного человека проходит через все повествование книги.

О том, какое впечатление производил величественный храм по завершении его возведения, сохранились письменные свидетельства, которые автор также приводит в своей книге. Вот одно из них. Это впечатление одного из участвовавших на торжествах освящения придельного храма в этом же величественном соборе. «Новый Крестовоздвиженский храм. Это огромное здание, перед которым терялись бы все наши екатеринбургские церкви во главе с соборами. Жизнерадостный стиль, без хмурых, строгих линий и деталей, красиво круглящиеся купола, светло-палевая окраска, ласкающая глаз. — всё это говорит о жизни и не повергает в жизненный трепет приходящих богомольцев. Храм опоясан евангельскими изречениями. Самое видное из них над главными дверями: „Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упо­кою вы". Чудное изречение для монастырского хра­ма. Трудно было выбрать лучше во всей церковной литературе мира».

До революции знаменитая Уральская Лавра пользовалась особой любовью и вниманием царствующего Государя Императора Николая Александровича, который со своим августейшим семейством в 1914 году почтил угодника Божия, преподнеся в дар Николаевской обители чудную сень. Она была установлена над святыми мощами в Крестовоздвиженском соборе. Накануне Первой мировой войны в том же 1914 году Верхотурскую обитель посетила и Ее Императорское Высочество, Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Это было первое посещение древнего уральского го­рода представительницей российского царствующе­го дома. За несколько дней до приезда Великой кня­гини город принял оживлённый и праздничный вид. При въезде в город была устроена величественная арка, украшенная зеленью и национальными флага­ми, а наверху неё был установлен государственный герб. На самой арке было написано большими золо­тыми буквами: «Добро пожаловать». Каждый житель Верхотурья считал для себя величайшим счастьем встретить высокую гостью».

Но, прошло еще немного времени, и обитель, духовным покровителем которой является святой праведный Симеон, разделила судьбу всей Русской Церкви, её храмов, святых монастырей, священнослужителей, монахов и мирян. Как пишет автор, «после свершившегося в 1917 году Октябрь­ского переворота перемены в жизни на­сельников Николаевского монастыря на­ступили сразу же. Отношение к монаше­ству было однозначным: его полагалось ликвидировать как паразитирующую, по мнению новых властей, социальную группу. Уже в конце 1917 года монастыр­ский дом для приема почетных гостей, выстроенный на средства обители за её пределами, был занят Продовольствен­ной управой, а в самом монастыре началось разме­щение красноармейцев. В одном из гостиничных корпусов красноармейцы расположили свой штаб. Проживающие в монастыре монахи воспринимали новые обстоятельства своей жизни как «иго больше­вистского произвола».

В советское время обитель была ликвидирована, а Крестовоздвиженский собор после неудачной перепланировки признан аварийным и закрыт. На территории до конца 1980 годов разместилась детская трудовая колония. По словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, «это были годы, когда, как казалось многим — даже верующим людям, Церковь не имела сил и возможностей для того, чтобы воскреснуть. Но Господь, который «мертвит и живит, низводит во ад и возводит» (1 Цар. 2:6), по Своему всеблагому Промыслу воздвиг Русскую Церковь из небытия, и знаком этого возрождения на Урале стало возвращение 25 сентября 1992 года в родную Верхотурскую обитель святых мощей угодника Божия праведного Симеона. Незадолго до этого, в 1990 году усилиями архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека (Лебедева) Верхотурский монастырь был передан в ведение епархии. Был назначен наместник и стала собираться первая братия. После возвращения мощей прав. Симеона в родную обители началось возрождение и величественного Крестовоздвиженского собора, которое подробно освещено в данной книге.

 

*** Как отмечает митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, «из этой книги вы узнаете, сколько труда и усилий было положено на возрождение монастыря первыми насельниками сей достославной обители, архипастырями, руководившими Екатеринбургской епархией в эти годы, представителями власти, бизнеса, общественности и, конечно же, простыми мирянами-богомольцами, совершавшими своё паломничество в Уральскую Лавру. Восстановление Верхотурского Свято-Николаевского монастыря продолжается, и мы, - говорит Владыка, - верим, что по неизреченной милости Божией и молитвам святого праведного Симеона главная уральская святыня вновь воссияет во всей своей былой славе и великолепии».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать