Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Твой я, Господи! Жизненный путь и труды сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского.
Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), память которого Православная Церковь совершает 26 августа, разделил со множеством российских новомучеников их трагическую участь: аресты, тюрьмы, ссылки и расстрел. Но внутри этого общего крестного пути он шел своим, особым путем пастырского подвига и личного сопротивления богоборческой власти, своим примером и духовными наставлениями спасая прибегавших к его помощи людей. Аскет и подвижник, человек, щедро одаренный духовно, епископ Серафим был так же щедро одарен творчески: об этом свидетельствуют его проповеди, в том числе знаменитый цикл бесед о Евхаристии, и составленные им молитвословия, рожденные в тяжелых обстоятельствах, в напряжении духовных сил. Описание жизненного пути, а также избранные труды священномученика Серафима (Звездинского) составили книгу, которая вышла в свет в Издательстве ПСТГУ. Она называется - ««Твой я, Господи!..» ***
В этой книге, по словам издателей, представлена история жизни одного из замечательных подвижников Русской Церкви XX века - Дмитровского епископа священномученика Серафима (Звездинского). Основой повествования стали воспоминания келейницы епископа Серафима схимонахини Иоанны (Патрикеевой), может быть уже известные читателю: один из вариантов был опубликован самостоятельным изданием. Поскольку это единственное наиболее полное, живое и подробное воспоминание о Владыке, перед составителем возник вопрос: перелагать ли многие сюжеты своими словами или оставить их такими, как они описаны схимонахиней Иоанной, не перегружая текст многочисленными кавычками. Составитель избрал второй путь.
Кроме того, воспоминания келейницы епископа Серафима значительно дополнены сочинениями Владыки, воспоминаниями современников, документами государственных архивов и архива Федеральной Службы Безопасности, архива Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и личного архива самой матушки Иоанны. Поскольку человеческая память несовершенна, в изложении воспоминаний немало неточностей и ошибок. Во всех случаях, где этого требовало соблюдение исторической достоверности, текст был уточнен и дополнен, а при необходимости - исправлен. Значительная часть помещенных здесь писем, бесед и проповедей епископа Серафима дошла до нас потому, что их сберегла матушка Иоанна. Она с глубоким благоговением относилась к Владыке, сделала все, что могла, для того чтобы память о нем сохранилась.
Познакомимся вкратце с жизнеописанием священномученика, которое наиболее полно представлено в данной книге. Родился он 7 апреля 1883 года в семье протоиерея Иоанна Звездинского и при крещении был наречен Николаем. Его мать прожила не долгую жизнь и мальчика воспитывали отец, добрая няня и старшая сестра. «Рассказывая о детстве, Владыка обязательно отмечал, что его, маленького, неопустительно будили в Церковь к ночной службе под праздники. И в холод, и в непогоду вели в храм, где он часто засыпал, но присутствие считалось необходимым для воспитания. По его словам, «лучше быть в храме, хотя бы спать, - но все же в храме». Отец приучал любить храм, богослужение, пение и чтение. На клиросе читал Коля четко и охотно. Чтобы он мог видеть лежащий на аналое Часослов, подставляли скамеечку.
«Видно, папа за меня молился в то время, - говорил Владыка. - Может быть, он испросил у Бога и эту милость, что я пошел по пути служения Церкви Божией». В алтаре его поражали изображения Страстей Христовых: Гефсиманской молитвы, несения Креста на Голгофу и Воскресшего Господа. Однажды маленький Коля вошел в алтарь через царские врата. Невольные свидетели сказали уверенно, что дитя станет служителем престола Божия». По окончании школы мальчик продолжил свое образование в семинарии. В 1902 году он тяжело заболел практически неизлечимой по тем временам болезнью, но чудесным образом был исцелен по молитве перед образом еще не прославленного тогда старца Серафима Саровского. Образ этого кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку почти всю его жизнь. Через год после исцеления Коля Звездинский стал участником торжественного прославления преподобного Серафима Саровского. А исполненный благодарности за исцеление сына, его отец - священник Иоанн написал службу преподобному Серафиму.
Быстро прошли годы учебы, и Николай Звездинский окончил Семинарию одним из лучших учеников. После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он прошел по конкурсу и был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. Учился Коля успешно, хотя первым учеником никогда не был. Занимался серьезно и усердно, очень много читал, делал выписки. По отзывам преподавателей, в сочинениях Николая Звездинского были «собраны из святых отцов поучения, как бриллианты, рассыпанные всюду, - все воедино». Вскоре в академическом храме юноша прославился своими проповедями, отличавшимися глубиной и редкой образностью. «Идем в Академию, сегодня будет говорить студент Николай Иванович Звездинский», - отмечали и жители Посада, и братия монастыря. «Какие же блестящие и интересные проповеди стал он говорить, еще будучи студентом Академии! Какой красивый голос у него, какая прекрасная дикция! Мне довелось слышать его только один раз за всенощной под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, но до сих пор словно звучит в моих ушах его голос», - вспоминала Евгения Леонидовна Четверухина.
За годы учения в академии Звездинский утвердился в выборе монашеского пути. Его духовником был известный старец-затворник Алексий (Соловьев). В сентябре 1908 года Николай отправился в Зосимову пустынь просить благословения на постриг; и уже 26 сентября за всенощной был пострижен в монашество с именем Серафим – в честь Саровского Чудотворца. Меньше чем через месяц, инока Серафима посвятили в иеродиакона, а на летний праздник Казанской иконы Божией Матери – в иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии, где «покорил сердца учащихся и словом, и примером подвижнической жизни. «Я молился за каждого своего ученика, - вспоминал Владыка. - Вынимал за каждого частицу на проскомидии, и это, видимо, чувствовали они своими душами». Годы спустя воспитанники вспоминали, какое глубокое впечатление производил на них светлый, тихий, благодатный иеромонах.
Через два года молодого преподавателя перевели в Московскую семинарию. Здешние воспитанники были взыскательнее во вкусах и в суждениях. Жизнь здесь проходила все время среди народа. Мир с его шумом и суетой пытался поглотить и нарушить внутреннюю тишину. И все же проповеди отца Серафима, его благоговейное служение, подвижническая жизнь не укрылась от глаз учеников, снискали ему авторитет и почтительное уважение. В Москве духовным прибежищем для него стал Чудов монастырь, настоятелем которого был кроткий и молитвенный архимандрит Арсений (Жадановский), ставший отцу Серафиму и другом, и наставником. После того, как о. Арсений был рукоположен во епископа Серпуховского, настоятелем монастыря стал архимандрит Серафим (Звездинский). По словам издателей, «епископ видел в нем сомолитвенника и друга, братия - пример монашеского жития, прихожане - пастыря и учителя. И здесь отец Серафим стал известен своими проповедями: его называли «московским Среброустом». Говорил он проповеди каждое воскресенье, и слово его согревало сердца людей любовью к Богу и Церкви».
В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван в Москву. А 3 января следующего года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима. Напутствуя его на труды архиерейские, Святейший сказал: «Иди путем апостольским. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды по трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной». Так и служил Владыка Серафим, согревая свою пасту любовью и молитвой. Дар образной, доступной пониманию любого человека проповеди раскрылся в эти годы во всей полноте. Епископ Серафим проповедовал очень много, и каждая проповедь - неповторимый образ, всегда новый, научение покаянию, вере, верности Христу...
*** В 1922 году епископ Серафим Звездинский был арестован. Началось его изнурительное тюремное заточение – Лубянка, Бутырка, Таганка. Далее два года ссылки в Зырянском крае на вольном поселении и разрешение жить в Дивееве. Осенью 1927 года обитель закрыли, и снова начались скитания – ссылки, этапы, тюрьмы. Последние дни своей жизни святитель провел в Омской тюрьме и был расстрелян 26 августа 1937 года. Подвигом своей жизни Владыка в полноте раскрыл данное ему при монашеском постриге имя Серафим (огненный), сохранив в сердце своем огненную любовь ко Христу и запечатлев верность Ему своею мученическою кончиною.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!