У книжной полки. 24 апреля

24 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игумен Нектарий (Морозов). С надеждой на Встречу.

 

Встреча человека с Богом — всегда таинство, уди­вительное и непостижимое. Это главная встреча в жизни, и от того, состоялась ли она, точнее, заме­тил ли ее человек, зависит все — и самая жизнь эта, земная, и в еще большей степени — жизнь будущая. Все Евангелие наполнено картинами, примерами таких встреч — и радостных, спасительных, как для плачущей у ног Христа блудницы или пришедшей к колодцу самарянки, и бедственных, гибельных, как для тех книжников и фарисеев, сердца которых разрывались от злобы и зависти, когда они слышали обличающий их глас Спасителя. Но точно так же открыты подобные примеры и кар­тины нашему взору и сегодня. Особенно — взору внимательного, любящего свою паству священника. Такому, как игумен Нектарий (Морозов), новую книгу которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «С надеждой на Встречу». ***

Сборник эссе игумена Нектария (Морозова) — плод нескольких лет его публицистической деятельности на порталах «Православие.ru» и «Православие и мир». В повседневных моментах жизни автор открывает для себя свидетельства близости и милости Божией, размышляет о возникающих внутренних вопросах, извлекает небольшие, но очень важные духовные уроки. Наблюдения, мысли, житейские истории - всё это о главном: о родстве человека с Богом, о преодолении препят­ствий на пути к Нему, о повседневном внутреннем труде над собой. В предисловии книги отец Нектарий отмечает, что священнику, любящему свою паству, постоянно приходится видеть: как обретает Бога человек, как зарождается в нем новая, христианская жизнь, такая светлая, такая необычная.

Кроме того, ему случается нередко видеть и другое: как эта жизнь постепенно угасает и как отходит человек не только и не столько в действительности от Церкви, сколько от Того, Кто его туда привел, Кто есть Самое главное в ней. От чего это зависит — движение «к» и движение «от», приближение и удаление? Можно вновь сказать, - размышляет отец Нектарий, - что это таинство, что причины этого движения заключены в сердце человека, глубоко сокровенны в нем. И это правда. Но... Не зная тайн чужого сердца, разве не должны мы знать тайны сердца собственного? Разве могут быть они сокрыты и от нас?» Опираясь на свой опыт — и священнический, и «просто человеческий» — автор говорит: «Мне кажется, что всем нам — верующим, церковным людям — очень важно вглядеться в себя и понять: как, с чем, почему при­шли и приходим к Богу лично мы, чего ищем, чего просим у Него?»

Как отмечает автор, когда-то каждый из нас слышал и дивных чудесах, совершаемых Богом. Кто-то из нас и в своей жизни видел эти чудеса. Придя в храм, измученные и ослабленные, мы отогреваемся вблизи Бога, обретаем отраду, успокоение. «Но вот наступает в жизни каждого из нас такой момент, когда становится очевидно: как Господь восходил в Иерусалим, идя навстречу Своим страданиям (см.: Мк 10, 32-34), так и нам надо пойти за Ним и вместе с Ним пострадать, доказать свою вер­ность Ему. Пострадать в борьбе со своими страстями, привязанностями, любовью к земному благополучию. Пострадать от восстающих на нас людей. Мы вдруг видим, что … путь к покою истинному ле­жит через многие скорби, величие Царства достигает­ся через смирение и уничижение себя, слава — через то, чтобы считать себя последним. Видим, что для того чтобы вкусить вечное блаженство, необходимо прежде испить горчайшую чашу бедствий земного жития».

И вот тогда зачастую оказывается, что наши души, умы пригвождены к земле, и мы не можем отказаться удовольствий мира сего. Так происходит движение «от». «Я думаю, - говорит отец Нектарий, - если мы ищем благополучия земного, то легко можем отпасть, лишившись его. Если ищем благ духовных, то и это делает нашу верность Христу иллюзорной: слишком часто каждому из нас приходится испытывать оскудение в себе духов­ных переживаний и чувств, ощущать свое бесплодие и никчемность, холодность и опустошенность, и этого не избежать никак. Но если ищем Самого Бога и приходим к Нему про­сто потому, что хотим быть с Ним, если Он для нас дороже, чем все, что мы могли бы от Него получить, то есть надежда на то, что окажемся в испытании вер­ными, не отпадем, не отойдем, не обратимся вспять». И будет радостно нести свои крест, данный нам Самим Богом. И Крест, по словам священника, станет также местом нашей встречи со Христом. Встречи, которую нельзя пропустить.

Об этом размышляет отец Нектарий на страницах этого сборника. Он говорит об Источнике жизни вечной и нестареемой, о вере, как величайшем даре, который дал нам Господь, о правильной расстановке приоритетов, о том, как наша слабость претворяется в силу, и о том, чему радуется священник на исповеди. И еще о много-многом другом. Говорит он и о пасхальной радости, которая почему-то со временем оскудевает в наших сердцах. Как отмечает автор, «Сердце живет этой радостью, которой ждешь целый год, к которой пробираешься, пробиваешься, продираешься сквозь все искушения и трудности (из коих главное и главная — ты сам) всю святую Четыредесятницу. Живет... Но с болью, сжимаясь от предчувствия, столько раз уже пережитого, чувствует: радость эта уходит, сжимается, тает. Словно солнышко, вначале такое ласковое, теплое, скрывается за тучами, и все, что играло, переливалось в его свете еще совсем недавно, сереет, блекнет. И понимаешь: еще немного— и ты ее опять потеря­ешь, и все будет как прежде, как обычно — без нее. Без радости Пасхи». Далее автор предлагает задуматься о том, почему так происходит? Размышления на эту тему вы также найдете на страницах книги.

А еще автор напоминает нам о том, что одно из имен Бога есть Утешитель. В частности, отец Нектарий пишет: «Период пения Цветной Триоди очень насыщенный — не так, как Триоди Постной, но по-своему, иначе. Сначала — ощущение пребывающей в наших сердцах пасхальной радости, потом Вознесение, в котором и расставание, и пребывание с нами «во все дни до скончания века», затем — ожидание исполнения обетования об «облечении силою свыше». И при этом какое-то неуловимое, до конца не понятное «скучание». Только когда раздается наконец за всенощной в субботу вечером «Царю Небесный, Утешителю…», когда подхватывает знакомые, такие родные слова весь храм, становится вдруг ясно — вот, по чему скучала душа: по этой молитве. По утешению. По нему она на самом деле всегда скучает.

Многое должно нас утешать. Наша вера. Любовь Божия. Молитва как таковая. Чтение Священного Писания. Причащение Святых Христовых Таин. Должно. Но, положа руку на сердце, разве редко бывает так, что мы… привыкаем? К вере. К тому, что Господь нас любит. Молимся, читаем Евангелие и святых отцов так же привычно. Так же привычно причащаемся. Человек такое чудное существо: может привыкнуть ко всему. Привыкает к плохому и уже не так им тяготится. Привыкает к хорошему и перестает радоваться и благодарить. И живет очень часто — вот так по привычке, по инерции. И то, что должно быть содержанием бытия, становится фоном. Но рано или поздно Господь попускает встряску, искушение — внешнее, когда уязвляют и ранят нас какие-то заставляющие испытывать скорбь обстоятельства. Или незаметное постороннему глазу, но изнутри буквально съедающее наше сердце». И вот тогда мы вспоминаем об Утешителе. Каким образом приходит к нам утешение? Об этом также размышляет автор.

А еще он предлагает задуматься о том, что разделяет Бога и человека, и вообще каково расстояние между нами и Богом? «Не между нашей греховностью и испорченностью и Его святостью и совершенством. Не между нашей огра­ниченностью и ничтожеством и Его величием и все­могуществом. Не между нашим неразумием и Его премудростью. Нет. Между нами и Им — какое рас­стояние, его как измерить? Многие святые отцы, как отмечает автор, говорят, что нет никого и ни­чего ближе нам, чем Господь. Кто-то из них даже упо­требляет такое сравнение: «Знаешь, как близок воздух к нашему телу? А Господь к нам еще ближе!» И порой мы действительно это ощущаем, в какие-то особые моменты: иногда совершенно неожиданно, нечаянно, иногда же, наоборот, ощущение это приходит, когда мы сознательно призываем Его имя в своей скорби. Но чаще всего мы чувствуем, что есть что-то, что нас от Бога отделяет, какое-то расстояние, какая-то преграда». О том, что это за расстояние, что это за преграда, говорит игумен Нектарий (Морозов).

 

*** По словам отца Нектария, «время от времени в жизни каждого из нас бывает, наверное, момент, когда хочется оглянуться и под­вести некоторые итоги, дать, по крайней мере, самому себе отчет: что успел ты в жизни хорошего и важ­ного сделать. Или хотя бы так: что с нами в жизни важного, хорошего произошло? … Многое происходило, но что из этого выделить, что на первое место поставить, не всегда сразу поймешь: одно с другим спорит, соревнуется, соперничает. Впрочем, нет, есть то, с чем ничего в ряд не станет. Встреча. Самая главная в жизни. Решающая. Поворотная. Встреча с Богом». Этому главному событию и посвящена книга игумена Нектария (Морозова) «С надеждой на Встречу».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать