У книжной полки. 23 января

23 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. Любовью назидая

 

Монашеское имя святителя Феофана вполне соответствует его призва­нию: по-гречески оно означает Богоявление. И действительно, жизнь его была посвящена проповеди о Боге и раскрытию глубоких смыслов Слова Божия. Открываешь его писания - и встре­чаешь удивительную ясность мысли святителя, исходившую из чистоты его сердца. Он обладал искренней, дет­ской (в Евангельском смысле) верой, которая сочеталась с глубоким умом, прекрасным духовным образованием и религиозным талантом. Об этом свидетельствуют его многочисленные творения, на основе которых составляются новые книги, разные по своей структуре. Взять к примеру, данную книгу. Она представляет собой сборник проповедей святителя Феофана, которые были сказаны архипастырем в праздничные дни. Книга вышла в свет в Издательстве «Правило веры» и называется «Любовью назидая». ***

По словам архимандрита Георгия (Тертышникова), «всю свою земную жизнь святитель Феофан отдал на служение Богу и людям. Он принадлежал к числу тех людей, имя которых пользовалось широкой известностью и глубоко чтилось во всех концах православной России. Как справедливо замечает святитель Феофан в одном из своих произведений, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела епископа Феофана – это, прежде всего, его многочисленные творения. Многообразны предметы и содержание творений Вышенского Затворника. Почти ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главная тема его творений – спасение во Христе».

В этом томе содержатся слова епископа Феофана на Господские и Богородичные праздники и на дни памяти святых. Дело проповедничества в пастырском служении святитель Феофан считал «обязательством, свыше ему предопределенным». Для него проповедь — «свя­щеннодейственные слова». «Слово есть могущест­венное средство помогать ближнему, — говорил он, — в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ему предает». По своему содержанию и основному направлению проповеднические труды Преосвященного Феофана имеют характер нравоучительный и назидательный. Поэтому, рассказывая о событиях земной жизни Гос­пода Иисуса, Его Пречистой Матери, апостолов, свя­тых, он обращается к области внутренней, сокровен­ной жизни людей, к сфере их духовно-нравственных состояний и сердечных движений.

Открывают издание две проповеди на Новый год. В одной из них святитель размышляет о времени и временном, о том, что Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас, и в настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей и будущее наше в руках Божиих. В частности святой автор пишет: «Все утешение и успокоение наше в Боге, в том, что Бог наш есть любовь бесконечная, есть наш Бог, а мы чада Его, и хочет нам одного добра, и не только хочет, но и все устрояет к тому, чтобы мы вкусили сего добра, и самые устроения свои промыслительные приводит в исполнение. Он объемлет нас своею попечительностию, ищет своими благодеяниями, преисполняет всяким добром. Мать забудет отроча, а Господь не забу­дет нас. Не довольно ли сей известности? Не ясно ли для ока веры, что все, что будет с нами, исходя от руки Господни, будет во благо нам?

Пусть не знаем мы определительно, что будет с нами впереди, но, зная одно, что с нами будет то, что Богу угодно, мы уверены, что с нами будет одно добро. И не лучше ли вместо всякого же­лания определить свое будущее желать одного, чтобы с нами было то, чего хочет Бог, и молиться об одном: буди воля Твоя, Господи, над нами! Это самый надежный руководительный свет во мраке будущего, узда для наших неопределен­ных желаний, пустых страхов и безотрадной безнадежности! Явшийся за сию котву упования и посреди сени смертной не убоится зла, и без страха встретит всякую скорбь, веруя, что она исходит от любви Божией к нам на очище­ние наше, как огненная ступень к совершенству в христианской жизни. Можно сказать, что незаблудно течет жизнь преданного в волю Божию. Как за руку ведет его Господь к своему пред­назначению и успокоивает его Своею любовию».

Далее продолжают сборник проповеди, посвященные празднику Крещения Господня. Стоит отметить, что святитель Феофан очень любил этот праздник, и в период своего затворничества, когда он перестал ходить с братией на богослужение и затворился в отдельном флигеле, то устроил в своей келии малую церковь во имя Крещения Господня, где и служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет — ежедневно. А потом, в 1894 году епископ Феофан мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного храма. То есть в день Богоявления. В этом издании представлено пять бесед, в которых святитель, поздравляя всех с праздником, говорит о сути Таинства Крещения, напоминает христианам, что они обещали Богу при крещении и предлагает поразмышлять, сдержали ли данное обещание.

В частности епископ Феофан наставляет: «Некогда, помянув об Иоан­не Крестителе, Господь с укором говорил иуде­ям: он был светильник, горяй и светяй, а вы других утех искать восхотели в час светения его. Вот каждогодно во Святой Своей Церкви и на нас наводит Господь свет Иорданского при Иоан­не Богоявления Своего. Не говорит ли Он нам чрез то: вот где свет горящий и светящий! Смот­рите же не восхотите иначе как радоваться в час светения Его. Блюдите убо, братие, како опасно ходите! Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасе­ния? Суемудрие глашает: ко мне идите, у меня свет. Но у него не свет, а только призрак света, и те, кои слушают его, нарицают свет тмою и тму светом. Мир зовет: ко мне идите, я дам вам мир! Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его, говоря: мир! мир! и где есть мир?

Князь мира обещает простор и жизнь, и силу, и довольство. Но у него нет ни силы, ни сво­боды, ни довольства, а только призрак их — и обольщенные им имя только имеют, что жи­вы, свободны и довольны, а на деле суть обумо­ренные, томимые лишениями рабы. Поспешите, братие, стяжать навык к разли­чению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление». Заключает эту проповедь святитель такими словами: «Господь Церкви повелел светло праздновать Свое Богоявление, а каж­дого из нас благоволит ввести в радость празд­нества только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради коих празднует Церковь, тот радуется, а кто не вкусил, вкуси прежде, и возрадуешься. Аминь».

 

*** Сегодня 23 января, в дни, когда мы еще продолжаем праздновать Крещение Господне, Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника, святого отца, «Богоявлению тезоименитого». В завершение программы предлагаю вам фрагмент стихотворения, которое посвятил памяти святителя преподобный Варсонофий Оптинский:

«… почил духовный великан,

Столп веры, истины глашатай и ревнитель,

Возлюбленный отец, наставник и учитель, —

Покинул нас великий Феофан,

Что утешением и радостью был нам!

Исполнилась его последняя година,

Почил он праведной, блаженною кончиной.

В великий светлый день Богоявленья

Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

Покорный высшему небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенья

В наш буйный век духовного растленья.

Воочию он миру показал,

Что в людях не погибли высшие стремленья

И не померк в их сердце идеал.

Незримый никому, в безмолвии глубоком,

Наедине с собой и с Богом проводил

Он время; но миру христианскому светил

Учением святым и разумом высоким».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать