У книжной полки. 23 мая

23 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Три старца. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиархимандрит Иона (Игнатенко), протоиерей Николай Гурьянов. Духовные уроки, поучения и молитвы.

 

Всем известное слово "старик", сегодня употребляется с некоторым пренебрежением, с каким относятся, к сожалению, к пожилым и немощным людям. А есть другое слово - "старец" - слово полузабытое, ушедшее в тень нашей памяти, скрывшее от повседневной суеты свой смысл. Кто это? Старый, умудренный жизненным опытом человек? Или тот, кому ведомо некое тайное знание? На протяжении веков старцы были хранителями духовной культуры Православия, живым Преданием Церкви. Они совершали свое служение на протяжении веков в разных уголках мира, однако больше всего потрудились на Русской земле. О трех из них рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве «Ковчег» и называется «Три старца. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиархимандрит Иона (Игнатенко), протоиерей Николай Гурьянов. Духовные уроки, поучения и молитвы». ***

В этой книге собраны рассказы, воспоминания, по­учения и молитвы трех старцев наших времен. Тысячи людей устремлялись в Печоры, в Одессу, на остров Залит (Талабск), чтобы узнать волю Божию. услышать духовный совет, получить помощь в житейских нуждах и исцеление от болезней. Открывает книгу жизнеописание старца Иоанна (Крестьянкина), который, по словам одного священника, шестьдесят лет «окормлял всю Россию». Будущий старец родился в 1910 году и был восьмым и последним ребенком в семье. С детства он рос в церкви: в возрасте шести лет был понома­рем, затем исполнял обязанности иподиакона. Владыка Елецкий Николай (Никольский), услышав, что его двенадцатилетний иподиакон хочет быть монахом, сказал: «Сначала окон­чишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно бу­дешь монахом».

Так и получилось: в 1929 году он окончил бухгалтерские курсы, работал бухгалтером в Орле, а с 1932 года — в Москве, на маленьком предприятии. В эти годы его духовно окормлял последний Оптинский старец игумен Иоанн (Соколов). С 1944 года отец Иоанн начал служить псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В октябре отец Иоанн сдал экстерном экзамены за курс семинарии и на празд­ник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября 1945 года патриархом Алексием I он был рукоположен в сан священника в том же храме Рождества, где и остался служить. В 1947 году иерей Иоанн начал учебу на за­очном секторе возрождаемой Московской Ду­ховной академии, но за полгода до окончания в ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревност­ное пастырское служение он был арестован и получил семь лет исправительно-трудовых лаге­рей с отбыванием наказания в лагере строгого режима.

После возвращения из лагеря отец Иоанн продолжил священническое служение - в Псковской, а затем в Рязанской епархии. 10 июля 1966 года принял монашеский постриг с именем святого Иоанна Богослова. В 1967 году иеромонах Иоанн был назначен по благословению Святейшего патриарха Алек­сия на служение в Псково-Печерский мона­стырь, где он нес подвиг старчества до самой своей кончины — без малого сорок лет. Все эти годы со всех концов России и даже Зарубежья к отцу Иоанну стекались верующие люди. Скончался архимандрит Иоанн в своей келье через полчаса после причащения святых Христовых Тайн 5 февраля 2006 года, в воскресенье, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, у ног которых он воспитывался и одним из которых был он сам. В этот сборник вошли поучения великого старца, сохраненные его духовными чадами

Продолжает книгу жизнеописание и духовные поучения схиархимандрита Ионы (Игнатенко). Отец Иона (в миру Владимир Афанасьевич Игнатенко) родился в самом центре Украины, на благодатной Елисаветградской земле. Его матери Пелагеи было сорок пять лет, когда родился девятый ребенок, Владимир. Отец Иона часто рассказывал своим духовным чадам о тяжелом крестьянском труде и крестьянском благочестии. «Мать отцу и отец матери никогда не изменяли, потому что были с Богом, нас воспитывали в труде и молитве, — рассказывал отец Иона. — Жили очень бедно, но радостно, с Богом, под По­кровом Пресвятой Богородицы». В 1930-х годах семью раскулачили: в семье была лошадь и две коровы. Как вспоминал отец Иона: «Новая власть пришла нас раскуркуливать. Семью из одиннадцати человек! Ка­кие же мы кулаки?.. Одна из причин раскулачивания была в том, что мы не скрывали своей веры в Бога, посещали церковь».

В 1937 году Владимир Игнатенко окончил четырехлетнюю школу, и с этого времени уже не учился, а начал трудиться, чтобы се­мья могла выжить в трудные и голодные вре­мена. Во время Великой Отечественной войны его вместе с оборонным предприятием вывез­ли в тыл. После войны был трактористом, шахтёром, работал на нефтяных промыслах в Грузии. Услышав, что в Абхазии живут монахи-отшельники, святые подвижники, он пешком, по Военно-Грузинской доро­ге, ушел на Кавказ, и год жил в горах с мона­хами. А потом ему стала часто сниться мать. Один из старцев сказал отцу Ионе, что это она молится о сыне, тоскует, ищет. И благословил вернуться домой. Впервые Владимир Игнатенко пришел в Одесский Свято-Успенский патриарший муж­ской монастырь в 1964 году. Год этот для обители особенный — 24 декабря 1964 года преставился преподобный Кукшa Одесский. Почитатели старца Ионы видели в этом промысел Божий — на смену одному старцу пришел другой.

Правда, в монастырь его сперва не взяли (продолжались гонения на Церковь, и Одесский монастырь находился под угрозой закрытия). Только в 1971 году Владимир был принят в число братии, а 8 апреля 1979 года был пострижен в монашество в честь святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. 22 февраля 1990 года отец Иона был посвящен в священнический сан, а спустя 3 года – стал игуменом и одним из духовников обители. Любовь, кротость, смирение, всепрощение, незлобие, непамятозлобие, неосуждение, необидчивость — все это с Божией помощью приобрел старец за годы пребывания в обители и все это он передавал своим духовным чадам. Тысячи людей считали его духовным отцом, еще тысячи устремлялись к дверям его ке­льи, чтобы узнать волю Божию у истинного старца, получить от него исцеление и духовный совет. И всех, кто обращался к нему, отец Иона наставлял, принимал, вразумлял, вымаливал, учил жить всегда с Богом, благодарить Бога — и за скорбь, и за радость. Он стал опорой и совестью Православия на Украине, особенно в Одессе.

Завершает книгу жизнеописание старца Николая (Гурьянова), который родился 24 мая 107 лет назад (по иным сведениям — 26 мая 1910 года) недалеко от места Ледового побоища, в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской епархии, в купеческой семье. Вспоминая о старце, Галина Чинякова рассказывает: «По всей вероятности, отец Николай в молодости был не из легких людей, с харак­тером. Действием благодати Божией, которая горячих утишает, а излишне мягких укрепляет, всех преобразуя в меру возраста Христова, в старости он исполнился истинной, всепро­щающей, всеобъемлющей любовью Христо­вой. Мягкая кротость, унаследованная от мате­ри, сочеталась в нем с отцовской суровостью и твердостью. В 1928 году Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум, через год - первый курс Ленинградского Педагогического института, из которого юношу исключили за резкое высказывание против закрытия храма.

Вернувшись на родину, с 1929-го по 1934 год Николай служил псаломщиком в церкви и преподавал математику, физи­ку и биологию в школе. В 1930-х годах его арестовали, он отбыл заключение в ленинградских «Крестах», был сослан в лагерь под Киевом и затем на поселе­ние в Сыктывкар. После лагеря Николай Гурьянов снова работал учителем. Во время Великой Оте­чественной войны он не был мобилизован из-за болезни ног, поврежденных в заклю­чении. После оккупации Гдовского района Николай Алексеевич попал в Прибалтику и поступил в Виленскую Духовную семинарию. 8 февраля 1942 года был рукоположен в сан диакона и через неделю 15 февраля, в праздник Сретения Господня, — во иерея. В те годы духовником отца Николая был Псково-Печерский старец, иеросхимонах Симеон (Желнин). Во время одной из бесед с батюшкой Николаем отец Симеон трижды назвал остров: «Талабс, Талабс, Талабс». В Псковскую епархию батюшку перевели в 1958 году и, по его личной просьбе указом владыки Иоанна (Разумова) назначили насто­ятелем храма во имя святителя Николая на Уединенном острове Талабск (более известном ныне по названию рыболовецкого колхоза имени Залита). Здесь он жил больше сорока лет до самой своей праведной кончины 24 августа 2002 года.

 

*** Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное — необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена». Именно так жили старцы 20 века, о которых рассказывает данная книга, и для нас они также являются примером истинной веры и любви к Богу и людям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать