У книжной полки. 23 июня

23 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Захария (Захару). Сокровенный сердца человек. Духовные беседы.

 

«Предлагая миру свое учение, Святая Церковь желает помочь человеку обрести глубокое сердце, кото­рое является духовным центром личности. По слову Священного Писания, каждый из нас сотворен уни­кальным образом, и Бог ищет встречи с человечес­ким сердцем, чтобы, вселившись в него, явить Себя человеку. Царство Божие находится внутри нас (Лк. 17,21), и сердце есть поле брани — оно должно быть очищено от вся­кой нечистоты и посвящено Господу. Больше всего хранимого храни сердце твое, — говорит премудрый Соломон, — потому что из него источники жизни (Притч. 4,23). Источник жизни — в сердце, и тот, кто ищет живого Бога, стремится возжечь в нем благодатный огонь». Такими словами начинается книга архимандрита Захарии (Захару) – «Сокровенный сердца человек. Духовные беседы». Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергеевой Лавры и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Автор книги - архимандрит Захария (Захару), духовник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Англии. Монастырь был основан архимандритом Софронием (Сахаровым), рядом с которым отец Захария находился более двадцати лет. Им были переведены книги отца Софрония на греческий язык и написана книга «Христос как путь нашей жизни», посвященная богословию старца Софрония. Отец Захария свободно говорит на русском, греческом, французском и английском языках. Много выступает с лекциями в разных странах. Настоящая книга представляет собой сборник бесед архи­мандрита Захарии со священниками и диаконами в Америке. В ней он делится своим аскетическим опытом и отвечает на многие важные вопросы духовной жизни. Книга может быть полезна самому широкому кругу читателей.

По словам архимандрита Захарии, смыслом жизни и самой главной заботой человека должно быть обнаружение и раскрытие им своего глубокого сердца, так чтобы на него снизошло великое и неизреченное благословение видеть святого Бога. «Сердце, - говорит отец Захария, - это храм, в котором происходит встреча с Господом. Оно жаждет познать Бога и не успо­коится до тех пор, пока Он не придет в него. Но Господь, Бог Ревнитель, не довольствуется только частью нашего сердца, Он ищет его целиком, говоря: «Сын мой! Отдай сердце твое Мне», Он заповедует нам любить Его всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем помышлением. Да, Бог больше нашего сердца, и мы не можем вместить Его полно­ту, но все-таки, если нам удается обратиться к Нему всем существом, Он возрождает нас нетленным се­менем Своего слова, запечатлевает Своим именем и постоянным благодатным пребыванием делает серд­це сияющим. Оно тогда становится нерукотворным святилищем Божества, в котором отражается Его об­раз, пребывает Его имя, слышится Его голос. Говоря другими словами, человек тогда достигает цели, ради которой пришел в мир.

Беда нашего времени, - по мнению отца Захарии, - в том, что мы живем, дума­ем, говорим и даже молимся Богу без сердечного участия. Дом Отца нашего Небесного есть сердце, в котором почивает Дух Божий. Только когда в серд­це отобразится Христос — мы станем цельными, подобными совершенной Ипостаси Сына и Слова Божия, создавшего и искупившего нас Своею драго­ценною кровью. Рождение свыше творит нас детьми Божиими и богами по благодати. Однако до тех пор, пока мы, ли­шенные силы духовной, находимся в плену страстей, отвлекающих от пребывания в сердце и соблазняю­щих суетными вещами мира сего, мы не можем удо­стоиться сего рождения. Согрешив и лишившись славы Божией, мы удалились от Отца Небесного на страну далече, стали рабами диавола. Грех отвлекает наш ум от животворящего созерцания Бога. Нечис­тые страсти, став нашей второй природой, утвердили свое владычество над нами, и теперь, чтобы искоре­нить их и избавиться от живущего в нас закона гре­ховного, надо отвратиться от этого безбожного ада и вернуться в Отчий дом.

Заповеди Христовы — единственный путь, ведущий к вечной радости в Царстве Небесном, — должны вселиться в наше сердце, очи­щенное от греха и пламенеющее любовью к Богу и ближнему. Вернуться домой из далекой и враждебной стра­ны совсем нелегко, страшен глад душевный в сердце, разоренном грехом. Если в сердце есть благодать, то человек бывает ею утешен и способен переносить с радостью самые тяжелые испытания и скорби, но если сердце ожесточено и не ведает божественного утешения, то тогда человек может испытывать безра­достные и мучительные состояния. Нет большего не­счастья, чем бесчувственное и окамененное сердце, неспособное отличить светлый путь Божиего про­мысла от путей мира сего, ведущих во мрак. Напро­тив, блаженны люди, избранные сосуды Божествен­ной благодати, которые просвещены пророческим духом и ясно видят и свет Божественный, и тьму мирскую.

Как говорит отец Захария, нас могут пугать трудности борьбы за очище­ние, но ничто не должно остановить от этого по­двига, ведь Сам Бог, ищущий человеческое сердце, благосклонно взирает на то, как мы боремся. Живи­тельны обращенные к Богу слова праведного Иова: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и об­ращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?..» Мы ощущаем непостижимого Бога, стоящего у дверей сердца и говорящего: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Более того, Он и нас побуждает неотступно стучать в двери Его ми­лосердия. «Стучите, — говорит Господь, — и отво­рят вам». И вот когда отверзаются двери и Божией милости, и нашего сердца, происходит величайшее чудо бытия: человеческое сердце и Дух Божий стано­вятся едины — наступает пир божественный.

Устремляясь духовному совершенству, мы последовательно про­ходим эти три этапа. Сначала человек живет и действует без участия сердца, водимый гордыми и тщеславными помысла­ми. По сути это есть состояние прелестное, падшее, когда, ничего не понимая и не чувствуя, человек пред­почитает поклоняться и служить твари паче Творца. Пребывая вне своего сердца, он не способен оцени­вать вещи как должно, так как не понимает козней врага. У глупого, как говорится в притче, нет разума, чтобы стать мудрым: он живет вне своего духовного центра — сердца — и потому остается неопытным и бесплодным. Будучи двоедушным, таковой не может следовать путем Господним без преткновений. На втором этапе человек приходит в себя, начи­нает думать о себе смиренно и тем привлекает бла­годать. Сердце его становится живым. Смиренные мысли, рождаясь внутри самого человека, просве­щают его ум; становится ясно, какие мысли долж­но отвергать, а какие принимать, чтобы всегда быть угодным Господу.

Под действием благодатной памяти смертной человек начинает понимать, что прожил свои дни бессмысленно, что жизнь его — непрерывная чере­да падений и предательств Бога, что смерть грозит уничтожить все сущее в его сознании. Ни ангелы, ни люди не удовлетворяют жажду духа, ищущего веч­ность. Он желает освободиться от тленных пристра­стий, и если теперь уверует и обратится ко Христу, то найдет свое сердце и познает, что Христос веру­ющему в Него дарует великую милость. Входя в общение с Духом воскресшего из мерт­вых и царствующего вовеки Иисуса Христа, верую­щий начинает видеть и безутешно оплакивать свою духовную нищету. Он чувствует свою удаленность от вечной жизни, и ему становится страшно, потому что с ним нет Бога. Но страх, подобный этому, укрепляет сердце к борьбе с грехом и рождает твердую реши­мость всегда стремиться к вечному, а не к земному.

Далее, из опыта собственной жизни он убеждается, что страх Господень есть действительно начало премуд­рости. Страх хранит нас от чрезмерного дерзнове­ния пред Богом, помогая не думать о себе более, неже­ли должно думать, но думать скромно, ведь мы — су­щества ограниченные. Другим средством найти свое сердце является та­инство исповеди, во время которого мы со стыдом открываем сердце пред духовным отцом. Христос спас нас на кресте, претерпев стыд и поношение, и если мы, оставляя все мирское, не считаемся с тем, как нас судит людская молва, а переживаем стыд за свои грехи пред Богом, то становимся смиренными сердцем. Такой стыд Бог приемлет как благоугодную жертву и дарует нам очищающую и обновляющую благодать, так что мы дерзаем предстоять Ему в мо­литве. Существует немало способов и духовных упраж­нений, помогающих пробудить сердце, очистить и расширить его, став подобными Христу. Об этом и говорит автор со своими собеседниками и с читателями данной книги.

 

*** Как отмечает автор, сердце святых угодников Божиих «всегда откликалось на зов Божий молитвой: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить Тебя, Спасителю мой». Бог учит нас быть Его устами, свидетельствуя всему миру истину о Нем, пришедшем спасти человека и паки грядущем судить мир по правде и милости. И мы от всей души стараемся все делать так, чтобы встретить желаемого Господа достойно, зная, что Он любит чистых сердцем и относится к ним как Своим друзьям. О том, как очистить свое сердце, говорит автор книги «Сокровенный сердца человек».

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать