Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Захария (Захару). Сокровенный сердца человек. Духовные беседы.
«Предлагая миру свое учение, Святая Церковь желает помочь человеку обрести глубокое сердце, которое является духовным центром личности. По слову Священного Писания, каждый из нас сотворен уникальным образом, и Бог ищет встречи с человеческим сердцем, чтобы, вселившись в него, явить Себя человеку. Царство Божие находится внутри нас (Лк. 17,21), и сердце есть поле брани — оно должно быть очищено от всякой нечистоты и посвящено Господу. Больше всего хранимого храни сердце твое, — говорит премудрый Соломон, — потому что из него источники жизни (Притч. 4,23). Источник жизни — в сердце, и тот, кто ищет живого Бога, стремится возжечь в нем благодатный огонь». Такими словами начинается книга архимандрита Захарии (Захару) – «Сокровенный сердца человек. Духовные беседы». Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергеевой Лавры и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Автор книги - архимандрит Захария (Захару), духовник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Англии. Монастырь был основан архимандритом Софронием (Сахаровым), рядом с которым отец Захария находился более двадцати лет. Им были переведены книги отца Софрония на греческий язык и написана книга «Христос как путь нашей жизни», посвященная богословию старца Софрония. Отец Захария свободно говорит на русском, греческом, французском и английском языках. Много выступает с лекциями в разных странах. Настоящая книга представляет собой сборник бесед архимандрита Захарии со священниками и диаконами в Америке. В ней он делится своим аскетическим опытом и отвечает на многие важные вопросы духовной жизни. Книга может быть полезна самому широкому кругу читателей.
По словам архимандрита Захарии, смыслом жизни и самой главной заботой человека должно быть обнаружение и раскрытие им своего глубокого сердца, так чтобы на него снизошло великое и неизреченное благословение видеть святого Бога. «Сердце, - говорит отец Захария, - это храм, в котором происходит встреча с Господом. Оно жаждет познать Бога и не успокоится до тех пор, пока Он не придет в него. Но Господь, Бог Ревнитель, не довольствуется только частью нашего сердца, Он ищет его целиком, говоря: «Сын мой! Отдай сердце твое Мне», Он заповедует нам любить Его всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем помышлением. Да, Бог больше нашего сердца, и мы не можем вместить Его полноту, но все-таки, если нам удается обратиться к Нему всем существом, Он возрождает нас нетленным семенем Своего слова, запечатлевает Своим именем и постоянным благодатным пребыванием делает сердце сияющим. Оно тогда становится нерукотворным святилищем Божества, в котором отражается Его образ, пребывает Его имя, слышится Его голос. Говоря другими словами, человек тогда достигает цели, ради которой пришел в мир.
Беда нашего времени, - по мнению отца Захарии, - в том, что мы живем, думаем, говорим и даже молимся Богу без сердечного участия. Дом Отца нашего Небесного есть сердце, в котором почивает Дух Божий. Только когда в сердце отобразится Христос — мы станем цельными, подобными совершенной Ипостаси Сына и Слова Божия, создавшего и искупившего нас Своею драгоценною кровью. Рождение свыше творит нас детьми Божиими и богами по благодати. Однако до тех пор, пока мы, лишенные силы духовной, находимся в плену страстей, отвлекающих от пребывания в сердце и соблазняющих суетными вещами мира сего, мы не можем удостоиться сего рождения. Согрешив и лишившись славы Божией, мы удалились от Отца Небесного на страну далече, стали рабами диавола. Грех отвлекает наш ум от животворящего созерцания Бога. Нечистые страсти, став нашей второй природой, утвердили свое владычество над нами, и теперь, чтобы искоренить их и избавиться от живущего в нас закона греховного, надо отвратиться от этого безбожного ада и вернуться в Отчий дом.
Заповеди Христовы — единственный путь, ведущий к вечной радости в Царстве Небесном, — должны вселиться в наше сердце, очищенное от греха и пламенеющее любовью к Богу и ближнему. Вернуться домой из далекой и враждебной страны совсем нелегко, страшен глад душевный в сердце, разоренном грехом. Если в сердце есть благодать, то человек бывает ею утешен и способен переносить с радостью самые тяжелые испытания и скорби, но если сердце ожесточено и не ведает божественного утешения, то тогда человек может испытывать безрадостные и мучительные состояния. Нет большего несчастья, чем бесчувственное и окамененное сердце, неспособное отличить светлый путь Божиего промысла от путей мира сего, ведущих во мрак. Напротив, блаженны люди, избранные сосуды Божественной благодати, которые просвещены пророческим духом и ясно видят и свет Божественный, и тьму мирскую.
Как говорит отец Захария, нас могут пугать трудности борьбы за очищение, но ничто не должно остановить от этого подвига, ведь Сам Бог, ищущий человеческое сердце, благосклонно взирает на то, как мы боремся. Живительны обращенные к Богу слова праведного Иова: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?..» Мы ощущаем непостижимого Бога, стоящего у дверей сердца и говорящего: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Более того, Он и нас побуждает неотступно стучать в двери Его милосердия. «Стучите, — говорит Господь, — и отворят вам». И вот когда отверзаются двери и Божией милости, и нашего сердца, происходит величайшее чудо бытия: человеческое сердце и Дух Божий становятся едины — наступает пир божественный.
Устремляясь духовному совершенству, мы последовательно проходим эти три этапа. Сначала человек живет и действует без участия сердца, водимый гордыми и тщеславными помыслами. По сути это есть состояние прелестное, падшее, когда, ничего не понимая и не чувствуя, человек предпочитает поклоняться и служить твари паче Творца. Пребывая вне своего сердца, он не способен оценивать вещи как должно, так как не понимает козней врага. У глупого, как говорится в притче, нет разума, чтобы стать мудрым: он живет вне своего духовного центра — сердца — и потому остается неопытным и бесплодным. Будучи двоедушным, таковой не может следовать путем Господним без преткновений. На втором этапе человек приходит в себя, начинает думать о себе смиренно и тем привлекает благодать. Сердце его становится живым. Смиренные мысли, рождаясь внутри самого человека, просвещают его ум; становится ясно, какие мысли должно отвергать, а какие принимать, чтобы всегда быть угодным Господу.
Под действием благодатной памяти смертной человек начинает понимать, что прожил свои дни бессмысленно, что жизнь его — непрерывная череда падений и предательств Бога, что смерть грозит уничтожить все сущее в его сознании. Ни ангелы, ни люди не удовлетворяют жажду духа, ищущего вечность. Он желает освободиться от тленных пристрастий, и если теперь уверует и обратится ко Христу, то найдет свое сердце и познает, что Христос верующему в Него дарует великую милость. Входя в общение с Духом воскресшего из мертвых и царствующего вовеки Иисуса Христа, верующий начинает видеть и безутешно оплакивать свою духовную нищету. Он чувствует свою удаленность от вечной жизни, и ему становится страшно, потому что с ним нет Бога. Но страх, подобный этому, укрепляет сердце к борьбе с грехом и рождает твердую решимость всегда стремиться к вечному, а не к земному.
Далее, из опыта собственной жизни он убеждается, что страх Господень есть действительно начало премудрости. Страх хранит нас от чрезмерного дерзновения пред Богом, помогая не думать о себе более, нежели должно думать, но думать скромно, ведь мы — существа ограниченные. Другим средством найти свое сердце является таинство исповеди, во время которого мы со стыдом открываем сердце пред духовным отцом. Христос спас нас на кресте, претерпев стыд и поношение, и если мы, оставляя все мирское, не считаемся с тем, как нас судит людская молва, а переживаем стыд за свои грехи пред Богом, то становимся смиренными сердцем. Такой стыд Бог приемлет как благоугодную жертву и дарует нам очищающую и обновляющую благодать, так что мы дерзаем предстоять Ему в молитве. Существует немало способов и духовных упражнений, помогающих пробудить сердце, очистить и расширить его, став подобными Христу. Об этом и говорит автор со своими собеседниками и с читателями данной книги.
*** Как отмечает автор, сердце святых угодников Божиих «всегда откликалось на зов Божий молитвой: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить Тебя, Спасителю мой». Бог учит нас быть Его устами, свидетельствуя всему миру истину о Нем, пришедшем спасти человека и паки грядущем судить мир по правде и милости. И мы от всей души стараемся все делать так, чтобы встретить желаемого Господа достойно, зная, что Он любит чистых сердцем и относится к ним как Своим друзьям. О том, как очистить свое сердце, говорит автор книги «Сокровенный сердца человек».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!