У книжной полки. 23 августа

23 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Вадим Леонов. Основы православной антропологии: хрестоматия.

 

В 2013 году Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви был издан учебник протоиерея Вадима Леонова - «Основы пра­вославной антропологии». Появление этой книги стало отрадным событием не только в отечественном богословии, но и для светских наук, в которых существует множество ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека. Отец Вадим проделал огромный труд по отбору, сведению в единое смысловое пространство и систематизации множества богословских суждений святых отцов Церкви и современных православных мыслителей о природе и духовном призвании венца Божия творения. И как отмечает священник, «знание христианской антропологии в определенной степени необходимо каждому христианину, чтобы понимать и правильно проходить путь духовной жизни». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще один труд протоиерея Вадима Леонова. Это составленная им хрестоматия – «Основы православной антропологии». ***

Эта хрестоматия, выпущенная в свет Издательством Москов­ской Патриархии, является органичным продолжением учебника протоиерея Вадима Леонова «Основы пра­вославной антропологии». В ней представлены важнейшие фрагменты Священного Писания и Свя­щенного Предания Церкви, раскрывающие узловые и таинствен­ные стороны учения о человеке. Совмест­ное использование первой и второй книги, т.е. учебника и хрестоматии, может стать основой для глубокого изучения данного богословского направления как самостоятельно, так и в рамках специального богословского курса. Как отмечает автор, хрестоматии обычно создаются в учебных целях как пособия для изучения определенных дисциплин, хотя возможности использования этой книги могут быть шире. Данная хрестоматия спо­собна помочь читателям не только обрести базо­вый уровень знаний по христианской антропологии, но и осмыслить свою жизнь в духовном плане, уви­деть ее в свете христианского учения.

В предисловии автор пишет: «Когда-то Декарт сформулировал важное утверж­дение: «Я мыслю, следовательно, существую». Чело­век как существо мыслящее может размышлять о себе самом, а точнее — мыслить самого себя. Само­сознание — первейший атрибут человека, и плод этой работы — знание о себе, знание о человеке. В этом аспекте стремление к этому знанию — онтологи­ческая потребность человеческой души. Светские гуманитарные науки, такие как пси­хология, педагогика, социология, медицина и др., переживают определенный кризис, проявляющийся в том, что, изучая человека, исследователи не могут отыскать в нем человеческую сущность — разгадать тайну человечности, описать ту реальность, которая делает человека человеком.

И вот поэтому взоры не толь­ко ученых, но и многих людей, стремящихся познать себя, обращаются к христианству, где достоинство человека выражено в удивительном святоотеческом утверждении: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. В Евангелии человек призывается к достижению предельных высот бытия: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) и открывается путь к этому вос­хождению. Любая работа в данном направлении привлекает внима­ние. Изучение православной антропологии начинается с усвоения божественного Откровения о человеке. Ибо кто еще может нам под­робно и глубоко раскрыть тайны бытия человека, как не Тот, Кто его создал, — Бог. Действительно, важнейшей темой Священного Писа­ния, святоотеческого богословия, богослужебных песнопений, ико­нографии и т. д. является человек пред Лицом Божиим.

Однако если мы захотим вникнуть в содержание и воспользоваться хоть в малой мере богооткровенным сокровищем Церкви, то увидим, что оно рассыпано бесценным бисером во всем Священном Предании. И что­бы самому обобщить и осмыслить его, не хватит человеческой жиз­ни. Данная хрестоматия рассматривается как подспорье на этом пути. При ее создании использовались три принципа. Во-первых, авторитетность. Все опубликованные тексты в первой и во второй частях, а содержат они Священное Писание и Святоотеческое богословие соответственно, являются неотъемлемыми составляющими Священного Предания Церкви и по сей день служат важнейшими источниками православного антропологического учения. Тексты Священного Писания рассказывают нам о создании человека, грехопадении, о жизни человека на земле в допотопное и послепотопное время, о заповедях, которые даны были человеку и другие аспекты, касающиеся христианской антропологии.

Вторая часть книги содержит труды святых отцов, таких как святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Палама, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Преподобные отцы – Макарий Египетский, Иоанн Кассиан Римлянин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и Серафим Саровский. Из трудов этих отцов взяты сочинения, в которых говорится о смысле воплощения Бога Слова, об устроении человека, о страстях, опустошающих человека, о подвижнической жизни и многое другое. Также для данной хре­стоматии специально был сделан перевод Первого нравственного слова прп. Симеона Нового Богослова, где компактно изложены важ­нейшие антропологические воззрения выдающегося православно­го подвижника.

В текстах третьей части, которая содержит Современное богословие, представле­ны примеры, иллюстрирующие то, как церковное наследие исполь­зуется в современном православном богословии. Для этого выбра­но несколько достаточно ярких и содержательных работ известных авторов. Это преподобный Иустин (Попович), митрополит Амфилохий (Радович), архиепископ Феодор (Поздеевский), протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский. Авторитетность этой части хрестоматии, по словам автора, уступает двум предшествующим. В этих работах обозначен ряд сложных бого­словских направлений, а те ответы, которые предлагаются авторами, отнюдь не исчерпывающи и не однозначны. Кроме того, сожалеет автор, в хрестоматии мало представлены современ­ные иностранные православные авторы. В рамках данного издания решить эту задачу практически невозможно. Но надеемся, что знакомство с фрагментами работ выбранных автором исследователей (осо­бенно Нелласа Панайотиса и Жан-Клода Ларше) даст возможность читателю ясно представить направление, в котором развивается современное пра­вославное учение о человеке.

Второй принцип данной книги - это ее достаточность. Хрестоматия, по словам автора — это не антология, поэтому цель создать всеобъемлющий сборник не преследовалась. Были выбраны тексты, где предпринимаются попытки целостного изложения учения о человеке или раскрываются какие-то важные антропологические вопросы. Часто одна и та же мысль высказывается многими святыми отцами, поэтому вполне достаточно привести авторитетное мнение одного из них, чтобы усвоить общий ход святоотеческих рассуждений. Еще один принцип, по которому составлялась хрестоматия, - это ее перспективность. Через собранные на ее страницах тексты можно, по словам автора, не только познакомиться с основами православной антропо­логии, но и увидеть ее главные векторы движения: область познанного, непознанного и непознаваемого.

В хрестоматии пред­ставлены различные примеры богословской мысли не только в содер­жательном, но и в методологическом плане. Антропология — одно из самых неразработанных богословских направлений и при этом самый востребованный ныне раздел богословия. Человечество ждет и жаждет услышать ответ на загадку о человеке, и Церковь способна его дать. Помимо текстов, вошедших в состав данной хрестоматии, автор не оставляет вниманием еще несколько известных сочинений, не вошедших в ее состав. Это трактат «О природе человека», написанный на рубеже IV и V вв. епископом Немесием Эмесским, труд дореволюционного исследователя В. И. Несмелова «Нау­ка о человеке», труд Н. К. Гаврюшина «Русская религиозная антропология» (в двух томах), работа А. С. Позова «Основы древнецерковной антропологии» (в двух частях). Несомненно, очень интересной антропологической работой является труд святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». Но все эти сочинения не вошли в настоящую книгу, однако о них автор кратко рассказывает в предисловии книги.

 

*** Как свидетельствует протоиерей Вадим Леонов, антропологи­ческая тема сейчас является одной из ведущих для богословия Пра­вославной Церкви. Автор же адресует хрестоматию прежде всего тем, кто делает первые шаги на пути познания богооткровенного учения Церкви. Если эта книга поможет вам хоть в малой мере понять самого себя, значит, наш труд не был напрасным. Кроме того, настоящее издание может быть рекомендовано богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учеб­ных заведений. Хрестоматия также будет понятна и полезна широ­кой аудитории. Читатель сможет не только обрести базовый уровень знаний по христианской антропологии, но и осмыслить свою жизнь в духовном плане, увидеть ее в свете православного учения. Кни­га адресована всем, кто хочет приблизиться к тайнам бытия челове­ка, воспользоваться Божественным Откровением для преображения своей души.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать