Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Вадим Леонов. Основы православной антропологии: хрестоматия.
В 2013 году Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви был издан учебник протоиерея Вадима Леонова - «Основы православной антропологии». Появление этой книги стало отрадным событием не только в отечественном богословии, но и для светских наук, в которых существует множество ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека. Отец Вадим проделал огромный труд по отбору, сведению в единое смысловое пространство и систематизации множества богословских суждений святых отцов Церкви и современных православных мыслителей о природе и духовном призвании венца Божия творения. И как отмечает священник, «знание христианской антропологии в определенной степени необходимо каждому христианину, чтобы понимать и правильно проходить путь духовной жизни». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще один труд протоиерея Вадима Леонова. Это составленная им хрестоматия – «Основы православной антропологии». ***
Эта хрестоматия, выпущенная в свет Издательством Московской Патриархии, является органичным продолжением учебника протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». В ней представлены важнейшие фрагменты Священного Писания и Священного Предания Церкви, раскрывающие узловые и таинственные стороны учения о человеке. Совместное использование первой и второй книги, т.е. учебника и хрестоматии, может стать основой для глубокого изучения данного богословского направления как самостоятельно, так и в рамках специального богословского курса. Как отмечает автор, хрестоматии обычно создаются в учебных целях как пособия для изучения определенных дисциплин, хотя возможности использования этой книги могут быть шире. Данная хрестоматия способна помочь читателям не только обрести базовый уровень знаний по христианской антропологии, но и осмыслить свою жизнь в духовном плане, увидеть ее в свете христианского учения.
В предисловии автор пишет: «Когда-то Декарт сформулировал важное утверждение: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек как существо мыслящее может размышлять о себе самом, а точнее — мыслить самого себя. Самосознание — первейший атрибут человека, и плод этой работы — знание о себе, знание о человеке. В этом аспекте стремление к этому знанию — онтологическая потребность человеческой души. Светские гуманитарные науки, такие как психология, педагогика, социология, медицина и др., переживают определенный кризис, проявляющийся в том, что, изучая человека, исследователи не могут отыскать в нем человеческую сущность — разгадать тайну человечности, описать ту реальность, которая делает человека человеком.
И вот поэтому взоры не только ученых, но и многих людей, стремящихся познать себя, обращаются к христианству, где достоинство человека выражено в удивительном святоотеческом утверждении: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. В Евангелии человек призывается к достижению предельных высот бытия: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) и открывается путь к этому восхождению. Любая работа в данном направлении привлекает внимание. Изучение православной антропологии начинается с усвоения божественного Откровения о человеке. Ибо кто еще может нам подробно и глубоко раскрыть тайны бытия человека, как не Тот, Кто его создал, — Бог. Действительно, важнейшей темой Священного Писания, святоотеческого богословия, богослужебных песнопений, иконографии и т. д. является человек пред Лицом Божиим.
Однако если мы захотим вникнуть в содержание и воспользоваться хоть в малой мере богооткровенным сокровищем Церкви, то увидим, что оно рассыпано бесценным бисером во всем Священном Предании. И чтобы самому обобщить и осмыслить его, не хватит человеческой жизни. Данная хрестоматия рассматривается как подспорье на этом пути. При ее создании использовались три принципа. Во-первых, авторитетность. Все опубликованные тексты в первой и во второй частях, а содержат они Священное Писание и Святоотеческое богословие соответственно, являются неотъемлемыми составляющими Священного Предания Церкви и по сей день служат важнейшими источниками православного антропологического учения. Тексты Священного Писания рассказывают нам о создании человека, грехопадении, о жизни человека на земле в допотопное и послепотопное время, о заповедях, которые даны были человеку и другие аспекты, касающиеся христианской антропологии.
Вторая часть книги содержит труды святых отцов, таких как святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Палама, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Преподобные отцы – Макарий Египетский, Иоанн Кассиан Римлянин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и Серафим Саровский. Из трудов этих отцов взяты сочинения, в которых говорится о смысле воплощения Бога Слова, об устроении человека, о страстях, опустошающих человека, о подвижнической жизни и многое другое. Также для данной хрестоматии специально был сделан перевод Первого нравственного слова прп. Симеона Нового Богослова, где компактно изложены важнейшие антропологические воззрения выдающегося православного подвижника.
В текстах третьей части, которая содержит Современное богословие, представлены примеры, иллюстрирующие то, как церковное наследие используется в современном православном богословии. Для этого выбрано несколько достаточно ярких и содержательных работ известных авторов. Это преподобный Иустин (Попович), митрополит Амфилохий (Радович), архиепископ Феодор (Поздеевский), протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский. Авторитетность этой части хрестоматии, по словам автора, уступает двум предшествующим. В этих работах обозначен ряд сложных богословских направлений, а те ответы, которые предлагаются авторами, отнюдь не исчерпывающи и не однозначны. Кроме того, сожалеет автор, в хрестоматии мало представлены современные иностранные православные авторы. В рамках данного издания решить эту задачу практически невозможно. Но надеемся, что знакомство с фрагментами работ выбранных автором исследователей (особенно Нелласа Панайотиса и Жан-Клода Ларше) даст возможность читателю ясно представить направление, в котором развивается современное православное учение о человеке.
Второй принцип данной книги - это ее достаточность. Хрестоматия, по словам автора — это не антология, поэтому цель создать всеобъемлющий сборник не преследовалась. Были выбраны тексты, где предпринимаются попытки целостного изложения учения о человеке или раскрываются какие-то важные антропологические вопросы. Часто одна и та же мысль высказывается многими святыми отцами, поэтому вполне достаточно привести авторитетное мнение одного из них, чтобы усвоить общий ход святоотеческих рассуждений. Еще один принцип, по которому составлялась хрестоматия, - это ее перспективность. Через собранные на ее страницах тексты можно, по словам автора, не только познакомиться с основами православной антропологии, но и увидеть ее главные векторы движения: область познанного, непознанного и непознаваемого.
В хрестоматии представлены различные примеры богословской мысли не только в содержательном, но и в методологическом плане. Антропология — одно из самых неразработанных богословских направлений и при этом самый востребованный ныне раздел богословия. Человечество ждет и жаждет услышать ответ на загадку о человеке, и Церковь способна его дать. Помимо текстов, вошедших в состав данной хрестоматии, автор не оставляет вниманием еще несколько известных сочинений, не вошедших в ее состав. Это трактат «О природе человека», написанный на рубеже IV и V вв. епископом Немесием Эмесским, труд дореволюционного исследователя В. И. Несмелова «Наука о человеке», труд Н. К. Гаврюшина «Русская религиозная антропология» (в двух томах), работа А. С. Позова «Основы древнецерковной антропологии» (в двух частях). Несомненно, очень интересной антропологической работой является труд святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». Но все эти сочинения не вошли в настоящую книгу, однако о них автор кратко рассказывает в предисловии книги.
*** Как свидетельствует протоиерей Вадим Леонов, антропологическая тема сейчас является одной из ведущих для богословия Православной Церкви. Автор же адресует хрестоматию прежде всего тем, кто делает первые шаги на пути познания богооткровенного учения Церкви. Если эта книга поможет вам хоть в малой мере понять самого себя, значит, наш труд не был напрасным. Кроме того, настоящее издание может быть рекомендовано богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам богословских учебных заведений. Хрестоматия также будет понятна и полезна широкой аудитории. Читатель сможет не только обрести базовый уровень знаний по христианской антропологии, но и осмыслить свою жизнь в духовном плане, увидеть ее в свете православного учения. Книга адресована всем, кто хочет приблизиться к тайнам бытия человека, воспользоваться Божественным Откровением для преображения своей души.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!