У книжной полки. 23 апреля

23 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

От Пасхи до Троицы: Воскресные Апостольские и Евангельские чтения с краткими толкованиями.

 

Период от праздника Пасхи до дня Святой Тро­ицы является важнейшим с литургической точки зрения. В эти дни Церковь вспомина­ет события новозаветной истории, ставшие основополагающими в деле нашего спасе­ния: Славное Христово Воскресение и рождение Новозаветной Церкви. Воскресенья между двумя этими праздниками посвящены раскрытию глубо­чайших догматических тем: победе над смертью, исцелению человеческой природы от греха, действованию в мире Святого Духа. А раскрываются все эти тему в Священном Писании: в четырех Евангельских книгах и книге Апостол. Воскресные Апостольские и Евангельские чтения с краткими толкованиями - От Пасхи до Троицы – представлены в книге с одноименным названием. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В этой книге даются Апостольские и Евангельские чтения, звучащие в храме в воскресные дни в период между Пасхой и Троицей, на церковнославянском и на русском языках с краткими пояснениями, а также приво­дятся размышления на тему каждого воскресного Евангельского чтения. Первым делом автор-составитель Николай Посадский напоминает нам, что слово «евангелие» по-гречески зна­чит «благовестие», и обращено оно ко всем людям. Изначально этим словом обозначалась сама христианская проповедь: Идите по всему миру, — запо­ведует Христос апостолам после Своего Славного Воскресения, — и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16,15). Позднее так стали называть четыре первые Книги из 27 Книг Нового Завета, возвещающие добрую и радостную весть о Господе на­шем Иисусе Христе, пришедшем во плоти, претерпевшем крестную смерть, воскрес­шем и положившем начало воскресению из мертвых, уготовавшем нам вечное бла­женство на небе.

А вот что пишет автор-составитель о праздновании Пасхи: «Еврейское слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». В Ветхозаветной Церкви так был назван праздник, установ­ленный в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавле­ния их от рабства. В Новозаветной Церкви празднуется Пасха как знамение того, что Сам Сын Божий через Воскресение из мерт­вых перешел от мира сего к Отцу Небесно­му, от земли на небо, освободив и нас от веч­ной смерти и рабства диаволу и даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1,12). Праздник Пасхи установлен и праздно­вался уже в апостольской Церкви. Он берет свое начало с самого времени Воскресения Христова, когда апостолы торжествовали победу своего Учителя над смертью. Уче­ники Христовы заповедовали праздновать этот праздник каждый год всем верующим».

По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха поистине есть праздников праздник и тор­жество из торжеств, почему празднуется она особенно светлым и торжественным обра­зом, и богослужение его отличается особым величием, оно проникнуто чувством радости о Воскресшем. Пасха Христова выражает нам великую любовь Создателя к нам. Святитель Григорий Палама говорит, что боговоплощение — явление Бога в мир, Господа нашего Иисуса Христа, — это ве­ликая тайна, еще больший акт любви Божией, чем творение мира. Когда мы при­нимаем крещение, то переживаем новое рождение водой и Духом. Господь дару­ет нам покаяние. Мы приносим покаяние, и Он прощает нам грехи наши. Господь со­единяется с нами в таинстве причащения Тела и Крови Христовых. Поэтому в одном этом нашем исповедании «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей свя­той веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

По словам автора-составителя, Евангельское чтение, положенное в самый день Светлого Христова Воскресения, представляет собой возвышенное учение о Лице Иисуса Христа, Его Божестве, Его Божественном отношении к миру и человеку и Его воплощении для спасения людей. Хотя оно буквально не говорит о Воскресении Христовом, но излагает истину Воскресения: Воскресший по воле Своей, силой собственной явил Себя во всей ясности Богом истинным, и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых (Рим. 1, 4). В знак того, что слава Воскресшего Господа рас­пространилась по всем народам, Евангелие во время ночной пасхальной службы воз­вещается на разных языках. Свет нашей души - Христос, - открывая нам через Свое слово наше греховное состояние, показывает путь к жизни вечной и делает нас способными к принесению благих плодов, тогда как Его благодатный свет начинает сиять в наших сердцах и согревать нас своей теплотой. Ощущение этого света открывает умственному оку веры неизмери­мую глубину Божественных тайн, а вместе с этим взамен сердца развращенного даруется сердце новое (см.: Иер. 32, 39).

Вторая Неделя по Пасхе, второе пасхальное воскресенье (а это как раз сегодня) — восьмой день после Славного Христова Воскресения. Этот день — окончание торжества Светлой седми­цы, издревле он составлял особый праздник, как бы замену самого пасхального дня, отчего и был назван Антипасхой, что значит «вместо Пасхи». С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Хри­стова, потому что в этот восьмой день Сам Господь возобновил, как бы обновил, радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам. Отсюда Неделя Антипасхи получила еще название новой, то есть первой, — дня обновления или просто обновления. С доброй целью, говорит святитель Гри­горий Богослов, почитается день обновле­ния, а с ним и новые благодеяния. Но по­чему не назван днем обновления первый воскресный день? День Воскресения Христова — день спасения, а день обновле­ния - воспоминание спасения.

Также это воскресенье называется Не­делей апостола Фомы в память об увере­нии апостола Фомы, произошедшем как раз в восьмой день после Славного Христова Воскресения. Этому событию и посвяще­но Евангельское чтение этого дня. А вот Апостольское чтение рассказывает о чудесах, совершавшихся ру­ками апостолов в первые дни существова­ния Церкви и о гонении на них со стороны архиерея и саддукеев. Однако чем сильнее была вражда иу­деев против учеников Христовых, тем яв­ственнее становились чудеса, и они мужественно пропо­ведовали Воскресение Христа из мертвых. В третье Пасхальное воскресенье, или Неделю святых жен-мироносиц, Право­славная Церковь напоминает нам о погре­бении Господа Иисуса Христа Иосифом и Никодимом и о подвиге святых жен, име­нуемых мироносицами, последовавших Богочеловеку во время Его земной жиз­ни. Они, бывшие свидетельницами Его страданий и погребения, стали благовестницами Светлого Христова Воскресения, явившись апостолами для самих апосто­лов Христовых. Этим женщинам, а также Иосифу Аримафейскому и Никодиму посвящено евангельское чтение этого дня. Апостольское чтение расска­зывает о первой смуте внутри юной Церк­ви и об избрании семи диаконов.

Четвертое пасхальное воскресенье на­зывается Неделей о расслабленном. В этот день Святая Церковь предлагает Евангель­ское чтение об исцелении расслабленного, лежавшего при купальне Вифезда, нахо­дившегося в болезни тридцать восемь лет. Этот расслабленный символически изображает все человечество, находившееся под властью греха и смерти в течение долго­го времени и получившее исцеление через Воскресение Христово. Одновременно этот расслабленный в песнопениях дня уподобляется душе каждого христианина, страждущей грехами, исцелить которую может лишь Христос, победивший смерть. В пятое воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает беседу Иисуса Христа с женой самарянской. Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, вспо­минается в эту пятую Неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы Воскресшего Спаси­теля, ибо после беседы с Господом самарян-ка и сограждане ее, самаряне, убедились, что Беседовавший есть истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4,42).

В шестое воскресенье по Пасхе Святая Церковь вспоминает дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному. Это­му событию посвящено и евангельское по­вествование дня. Смысл его заключается в том, что Христос Своим Славным Воскресением исцеляет всех, на­ходящихся во тьме греха и смерти. Те же, кто не желает избавиться от рабства своим страстям, и видя, остаются слепы. Седьмое воскресенье по Пасхе являет­ся первым воскресным днем после отдания праздника Светлого Христова Воскресения. Оно предшествует празднику Святой Тро­ицы, когда вспоминается сошествие Свято­го Духа на апостолов и рождение Христи­анской Церкви, главой которой является Воскресший Господь. Именно поэтому в это воскресенье прославляются святые отцы I Вселенского Собора, утвердившие фунда­ментальный догмат, на котором стоит Цер­ковь, — о единосущии Сына с Отцом, Его вечности и Божественной природе. Еван­гельское чтение этого дня посвящено первосвященнической молитве Спасителя, которую Он произнес перед Своими стра­даниями за мир. В этой молитве Господь мо­лился за апостолов и за всю Церковь, кото­рую им предстояло собрать из всех народов.

 

*** Последнее, восьмое воскресенье по Пасхе называется праздником Святой Троицы или днем сошествия Святого Духа на апосто­лов, потому что в этот день вспоминается излияние Святого Духа в виде огненных языков, почивших на ближайших учени­ках Спасителя — на Пресвятой Богороди­це, двенадцати апостолах, братьях Христо­вых и женах-мироносицах. Еще этот день называется днем рождения Христианской Церкви. Евангельское повествование дня посвящено обетованию скорого ис­полнения ветхозаветных пророчеств о ни­спослании Святого Духа, размышлением о действии Которого и завершается эта книга. Так от воскресения к воскресению, проживая каждую Неделю со Святой Церковью, читатели вспоминают основополагающие события новозаветной истории, произошедшие в период от Пасхи до дня Святой Троицы. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать