Аудио |
|
Скачать .mp3 |
От Пасхи до Троицы: Воскресные Апостольские и Евангельские чтения с краткими толкованиями.
Период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы является важнейшим с литургической точки зрения. В эти дни Церковь вспоминает события новозаветной истории, ставшие основополагающими в деле нашего спасения: Славное Христово Воскресение и рождение Новозаветной Церкви. Воскресенья между двумя этими праздниками посвящены раскрытию глубочайших догматических тем: победе над смертью, исцелению человеческой природы от греха, действованию в мире Святого Духа. А раскрываются все эти тему в Священном Писании: в четырех Евангельских книгах и книге Апостол. Воскресные Апостольские и Евангельские чтения с краткими толкованиями - От Пасхи до Троицы – представлены в книге с одноименным названием. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
В этой книге даются Апостольские и Евангельские чтения, звучащие в храме в воскресные дни в период между Пасхой и Троицей, на церковнославянском и на русском языках с краткими пояснениями, а также приводятся размышления на тему каждого воскресного Евангельского чтения. Первым делом автор-составитель Николай Посадский напоминает нам, что слово «евангелие» по-гречески значит «благовестие», и обращено оно ко всем людям. Изначально этим словом обозначалась сама христианская проповедь: Идите по всему миру, — заповедует Христос апостолам после Своего Славного Воскресения, — и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16,15). Позднее так стали называть четыре первые Книги из 27 Книг Нового Завета, возвещающие добрую и радостную весть о Господе нашем Иисусе Христе, пришедшем во плоти, претерпевшем крестную смерть, воскресшем и положившем начало воскресению из мертвых, уготовавшем нам вечное блаженство на небе.
А вот что пишет автор-составитель о праздновании Пасхи: «Еврейское слово «пасха» означает «прехождение», «избавление». В Ветхозаветной Церкви так был назван праздник, установленный в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства. В Новозаветной Церкви празднуется Пасха как знамение того, что Сам Сын Божий через Воскресение из мертвых перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив и нас от вечной смерти и рабства диаволу и даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1,12). Праздник Пасхи установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он берет свое начало с самого времени Воскресения Христова, когда апостолы торжествовали победу своего Учителя над смертью. Ученики Христовы заповедовали праздновать этот праздник каждый год всем верующим».
По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств, почему празднуется она особенно светлым и торжественным образом, и богослужение его отличается особым величием, оно проникнуто чувством радости о Воскресшем. Пасха Христова выражает нам великую любовь Создателя к нам. Святитель Григорий Палама говорит, что боговоплощение — явление Бога в мир, Господа нашего Иисуса Христа, — это великая тайна, еще больший акт любви Божией, чем творение мира. Когда мы принимаем крещение, то переживаем новое рождение водой и Духом. Господь дарует нам покаяние. Мы приносим покаяние, и Он прощает нам грехи наши. Господь соединяется с нами в таинстве причащения Тела и Крови Христовых. Поэтому в одном этом нашем исповедании «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей святой веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.
По словам автора-составителя, Евангельское чтение, положенное в самый день Светлого Христова Воскресения, представляет собой возвышенное учение о Лице Иисуса Христа, Его Божестве, Его Божественном отношении к миру и человеку и Его воплощении для спасения людей. Хотя оно буквально не говорит о Воскресении Христовом, но излагает истину Воскресения: Воскресший по воле Своей, силой собственной явил Себя во всей ясности Богом истинным, и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых (Рим. 1, 4). В знак того, что слава Воскресшего Господа распространилась по всем народам, Евангелие во время ночной пасхальной службы возвещается на разных языках. Свет нашей души - Христос, - открывая нам через Свое слово наше греховное состояние, показывает путь к жизни вечной и делает нас способными к принесению благих плодов, тогда как Его благодатный свет начинает сиять в наших сердцах и согревать нас своей теплотой. Ощущение этого света открывает умственному оку веры неизмеримую глубину Божественных тайн, а вместе с этим взамен сердца развращенного даруется сердце новое (см.: Иер. 32, 39).
Вторая Неделя по Пасхе, второе пасхальное воскресенье (а это как раз сегодня) — восьмой день после Славного Христова Воскресения. Этот день — окончание торжества Светлой седмицы, издревле он составлял особый праздник, как бы замену самого пасхального дня, отчего и был назван Антипасхой, что значит «вместо Пасхи». С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, потому что в этот восьмой день Сам Господь возобновил, как бы обновил, радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам. Отсюда Неделя Антипасхи получила еще название новой, то есть первой, — дня обновления или просто обновления. С доброй целью, говорит святитель Григорий Богослов, почитается день обновления, а с ним и новые благодеяния. Но почему не назван днем обновления первый воскресный день? День Воскресения Христова — день спасения, а день обновления - воспоминание спасения.
Также это воскресенье называется Неделей апостола Фомы в память об уверении апостола Фомы, произошедшем как раз в восьмой день после Славного Христова Воскресения. Этому событию и посвящено Евангельское чтение этого дня. А вот Апостольское чтение рассказывает о чудесах, совершавшихся руками апостолов в первые дни существования Церкви и о гонении на них со стороны архиерея и саддукеев. Однако чем сильнее была вражда иудеев против учеников Христовых, тем явственнее становились чудеса, и они мужественно проповедовали Воскресение Христа из мертвых. В третье Пасхальное воскресенье, или Неделю святых жен-мироносиц, Православная Церковь напоминает нам о погребении Господа Иисуса Христа Иосифом и Никодимом и о подвиге святых жен, именуемых мироносицами, последовавших Богочеловеку во время Его земной жизни. Они, бывшие свидетельницами Его страданий и погребения, стали благовестницами Светлого Христова Воскресения, явившись апостолами для самих апостолов Христовых. Этим женщинам, а также Иосифу Аримафейскому и Никодиму посвящено евангельское чтение этого дня. Апостольское чтение рассказывает о первой смуте внутри юной Церкви и об избрании семи диаконов.
Четвертое пасхальное воскресенье называется Неделей о расслабленном. В этот день Святая Церковь предлагает Евангельское чтение об исцелении расслабленного, лежавшего при купальне Вифезда, находившегося в болезни тридцать восемь лет. Этот расслабленный символически изображает все человечество, находившееся под властью греха и смерти в течение долгого времени и получившее исцеление через Воскресение Христово. Одновременно этот расслабленный в песнопениях дня уподобляется душе каждого христианина, страждущей грехами, исцелить которую может лишь Христос, победивший смерть. В пятое воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает беседу Иисуса Христа с женой самарянской. Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, вспоминается в эту пятую Неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы Воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарян-ка и сограждане ее, самаряне, убедились, что Беседовавший есть истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4,42).
В шестое воскресенье по Пасхе Святая Церковь вспоминает дарование Иисусом Христом зрения слепорожденному. Этому событию посвящено и евангельское повествование дня. Смысл его заключается в том, что Христос Своим Славным Воскресением исцеляет всех, находящихся во тьме греха и смерти. Те же, кто не желает избавиться от рабства своим страстям, и видя, остаются слепы. Седьмое воскресенье по Пасхе является первым воскресным днем после отдания праздника Светлого Христова Воскресения. Оно предшествует празднику Святой Троицы, когда вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Христианской Церкви, главой которой является Воскресший Господь. Именно поэтому в это воскресенье прославляются святые отцы I Вселенского Собора, утвердившие фундаментальный догмат, на котором стоит Церковь, — о единосущии Сына с Отцом, Его вечности и Божественной природе. Евангельское чтение этого дня посвящено первосвященнической молитве Спасителя, которую Он произнес перед Своими страданиями за мир. В этой молитве Господь молился за апостолов и за всю Церковь, которую им предстояло собрать из всех народов.
*** Последнее, восьмое воскресенье по Пасхе называется праздником Святой Троицы или днем сошествия Святого Духа на апостолов, потому что в этот день вспоминается излияние Святого Духа в виде огненных языков, почивших на ближайших учениках Спасителя — на Пресвятой Богородице, двенадцати апостолах, братьях Христовых и женах-мироносицах. Еще этот день называется днем рождения Христианской Церкви. Евангельское повествование дня посвящено обетованию скорого исполнения ветхозаветных пророчеств о ниспослании Святого Духа, размышлением о действии Которого и завершается эта книга. Так от воскресения к воскресению, проживая каждую Неделю со Святой Церковью, читатели вспоминают основополагающие события новозаветной истории, произошедшие в период от Пасхи до дня Святой Троицы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!