У книжной полки. 22 июня

22 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Владимир Зоберн. На алтарь Победы. Воевали, верили, победили.

 

22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории нашей страны, день начала Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Что принес с собою народам фашизм, временно придавивший своим сапогом ряд европейских государств, терзавший и заливавший кровью нашу Родину? Слезы и кровь, разрушение и смерть – вот следы его временного пребывания. К сожалению, сегодня все меньше говорят о подвиге нашего народа в этой Великой войне, забывают, что такое Отечество и любовь к нему, и не понимают откуда рождается готовность умереть, отстаивая его святыни и независимость. Напомнить о великом прошлом нашей Родины призвана новая книга Владимира Зоберна, выпущенная в свет Издательством Эксмо к 75-летию начала Великой Отечественной войны. Она называется - «На алтарь Победы. Воевали, верили, победили». ***

«На алтарь Победы» — книга о судьбах верующих людей, жизнь которых разделилась на до и после войны. В первой части книги, которая называется – «Верующие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - представлены рассказы очевидцев, ветеранов, приведены документы из Журнала Московской Патриархии военного времени. Читатели встретятся с такими авторами, как митрополит Николай (Ярушевич), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Здесь же автор-составитель говорит о символах Великой Победы, прослеживает ее христианские параллели, озвучивает три главных мифа о Церкви в годы войны. И напоминает о том, что «все войны развязывают великие люди, вызывающие духов злобы, а заканчивают ее маленькие люди, хранящие в сердце свет и добро. В итоге именно им Бог дает Землю».

По воспоминаниям одного из авторов Журнала Московской Патриархии, «в первый же день войны, 22 июня 1941 г., Святейший Патриарх Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, в котором выразил полную уверенность в том, что русский народ, не раз выдерживавший тяжкие испытания, и на сей раз, с Божьей помощью, развеет в прах фашистскую вражью силу. В этом послании, как и в других последующих, глава Русской Церкви благословлял всех православных на защиту священных границ нашей родины и призывал каждого стоять на своем посту и в тяжкий час испытания послужить отечеству всем, чем каждый может. «Тут есть, — говорилось в первом послании, — дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства». Указывая на совершенные фашистами разорения наших национальных и религиозных святынь и на другие их преступления, Первосвятитель в своих посланиях зажигал в сердцах верующих пламенное патриотическое чувство и священную ненависть к врагу. Своим горячим благородным сердцем он откликался на подвиги партизан и призывал русских людей оказывать им всяческую поддержку в борьбе за правое дело.

Брошенные в сердца людей семена патриотизма дали богатые всходы: это чувство поднялось волной и выразилось не только на поле боя с врагом, но и в организованных сборах средств на укрепление обороны нашей родины, на создание особой танковой колонны им. Димитрия Донского и на другие военные цели. Вместе с посланиями Патриарха Сергия, ленинградский митрополит Алексий (впоследствии Святейший Патриарх) слал к своей пастве послания, согретые пламенным патриотическим чувством. Он призывал всех людей в минуту общей опасности объединиться в главном стремлении: чем бы то ни было помочь в общему делу защиты отечества. Он звал добровольцев на фронт, призывал каждого к полной готовности и жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой родины... Он говорил, что у всех нас должна быть теперь одна дума, одна молитва: «Дал бы Бог победить коварного и злобного врага, сокрушить фашизм, несущий горе и разорение всему человечеству, вернуть всех нас к светлой жизни, к радостному творческому труду».

Обращаясь к рассказам очевидцев, прочитаем еще один из них. Принадлежит он митрополиту Питириму (Нечаеву), который о Войне воспоминает следующее: «Очень хорошо помню тот воскресный день, когда я вышел со службы около двенадцати часов. Накануне мы с Толей Алешиным договорились, что поедем к нам на дачу, я позвонил ему из автомата, чтобы уточнить, где и когда встречаемся, а в ответ услышал: «Куда? Когда? Война началась!» – «Да что ты! – удивился я. – Не сходи с ума. Какая война?» Тем не менее это действительно была война. С ее началом в какие-нибудь полтора-два часа лицо Москвы изменилось. В лицах прохожих появилось какое-то новое, трагичное выражение, – но это был трагизм не страха, а удивления. Я тогда, еще только выйдя из церкви, заметил это, но ничего не понял».

Тогда «сразу появился замечательный гимн: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» – мы до сих пор его поем. Как у Гоголя, последние строки повести «Тарас Бульба»: «Нет такой силы, которая одолела бы русскую силу». Или у Толстого, при всем моем критическом отношении к нему, верно сказано: «Побеждает дух армии». Именно такой настрой был тогда. И первым, кто призвал к этому, был митрополит Сергий, будущий патриарх. Голос Русской Церкви прозвучал совершенно легально через московское центральное радио. После первых объявлений о переходе нацистами границы и бомбардировке Киева Москва посуровела, улицы опустели, люди стали серьезнее. Потом с неба посыпались настоящие бомбы. Но и в эти первые, самые тяжелые месяцы войны Москва оставалась мужественной, спокойной, паники не было.

В русском народе особое отношение к солдату, и каждый русский человек в душе солдат. Мне, - вспоминает Владыка Питирим, - очень хотелось на фронт, но меня туда не взяли. Осенью мы, школьники, принимали участие в строительстве укреплений – у меня с тех пор обморожены руки и ноги и поврежден позвоночник. Трудно было 17 октября – тогда, казалось, началась некоторая нервозность, волнение, но и оно стабилизировалось, а когда 6 декабря пошли сибирские полки, тихоокеанская пехота – тут уже на улицах был праздник. Значимы были даты: 6 декабря – день памяти Александра Невского. Волоколамск освободили 19 декабря – на Николая Чудотворца. Тогда люди пошли в церковь. Народ наш, - отмечает Владыка, - был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной в партбилет, – об этом я по прошествии 50 лет могу свидетельствовать, поскольку совершал таинства над многими старичками-генералами. В кругу моих знакомых было много замечательных людей.

Наша армия-победительница, по словам митрополита Питирима, - была православной армией. Последний год призыва был 1926, а как правило до 1930 года крещение в русских семьях считалось обязательным. Прошли годы коллективизации, годы великого строительства социалистической индустрии, годы ликвидации безграмотности – и в то же время – годы концлагерей, миллионов жертв. Но 1945 г. – это был действительно всенародный праздник, когда любого солдата в гимнастерке подкидывали вверх, осыпали цветами, зацеловывали «вусмерть», как говорится, напаивали до полного бесчувствия – это было торжество единства, торжество русского национального подъема. Великая Отечественная война, - заключает Владыка, - была тем оселком, тем критерием, которым было проверено наше национальное самосознание».

Во всех войнах русский народ проявлял величайший патриотизм. Об этом свидетельствуют материалы, собранные во второй части книги с названием - «Верующие в войнах за Россию». Здесь автор вспоминает события прошлых веков: Смутное время, Русско-турецкие, русско-японскую войны, отечественную войну 1812 года и гражданскую войну. Читатели познакомятся с записками о Русско-японской войне 1904-1905 гг. отца Митрофана Сребрянского в его «Дневнике полкового священника», с рассказами участника Белого движения митрополита Вениамина (Федченкова). Замечательны также «Рассказы о подвигах солдат и офицеров в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.» священномученика Серафима (Чичагова). В Приложении даны рассказы писателей о героизме русских воинов: «Молебен на передовой» Леонида Зурова, «Жизнь и смерть» Бориса Зайцева, «Новобранец 1812 года» Ивана Лажечникова.

 

*** 75 лет назад фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Тем, кто не знал или забыл о том, что это такое, автор-составитель книги советует для начала послушать гимн Александра Александрова «Священная война», написанный чуть ли не на следующий день после ее объявления. И даже послушать несколько раз. А еще – прочитать эту книгу. Она напомнит всем, кто забыл - о великом прошлом России, чтобы русские люди знали, кому обязаны своей жизнью, чтобы любили Родину и умели побеждать благородством, мужеством и верой в Бога. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать