У книжной полки. 22 февраля

22 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Сретение Господне. Святое Богоявление. Воздвижение Креста Господня. Вознесение Господне.

 

Радость Праздника – какая она? Что переживаем мы и чувствуем, когда приходим в храм на праздничное богослужение и вливаемся во всеобщее торжество? Думаю, что каждый из нас выразит свои чувства по-разному, но соединять их будет одно: это дух празднуемого события! Уже не раз в нашей программе мы рассказывали вам о произведениях митрополита Вениамина (Федченкова), в которых Владыка излагает свои личные впечатления и настроения при праздновании того или иного события, рассказывает просто и без прикрас, доступно для всякого читающего их человека. Немало своих размышлений архипастырь посвятил теме двунадесятых праздников, теме праздничных богослужений Православной Церкви. Эти размышления составили несколько книг, публикацию которых осуществляет Издательство Правило веры. И сегодня на нашей книжной полке одна из них. Она называется - «Сретение Господне. Святое Богоявление. Воздвижение Креста Господня. Вознесение Господне». ***

Издательство Правило веры выпустило серию книг митрополита Вениамина (Федченкова), посвященных двунадесятым праздникам. Они имеют как общие задачи написания, так и схожее построение повествования. Пастырская забота Владыки была в том, чтобы по­казать, что события двунадесятых праздников и Святой Пасхи являются ключевыми в Божием домостроительстве спасения человека. При этом в своем изложении, - опираясь на богослужебные тексты и творения святых отцов, - он вживается в действия участников проис­ходящего: Богородицы, Предтечи, ангелов, апостолов и других, в их мысли и переживания, старается своим повествованием и читателя сделать соприсутствующим на совершающемся событии. Записывая свои размышления от предпразднства и до отдания праздника, Владыка отмечает, что в само время празднования совершившееся воспринимается по-особому: глубже и ярче.

Автор вплетает в текст свои воспоминания, беседует с читателем живо, эмоцио­нально, доверительно, и от этого сложное становится и понятным, и близким. Повествование он начинает, как правило, со «своих мыслей» о значении и смысле праздника, вспоминая при этом личные впечатления и настроения при праздновании в разные годы. Вот, например, как начинает митрополит Вениамин описание праздника Сретения Господня, отдание которого мы празднуем сегодня, 22 февраля. «Хороший это праздник! И мне бы хотелось дать ему такое именование, которое выразило бы основное чувство от него. Иногда бывает радость сильная; иногда - как бы восторг; иногда созерцание славы Божией. А теперь - как бы МИРНОЕ чувство охватывает душу. И вспоминается седален 1-го гласа, который поется при введении постригаемого в монашество в храм. Приведу его целиком. «Объятия Отча отвёрсти ми потщися, блудне иждих моё житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищав­шее мое сердце не презри. Тебе бо Господи во умилении зову: согреших Ти, спаси мя».

Этот седален, - говорит Владыка, - особенно первые слова его об «объятиях Отеческих», припоминается мне, во-первых, потому, что праведный старец Симе­он сподобился взять на свои руки, в свои объятия Самого Богомладенца Иисуса. Во-вторых, потому, что по существу Сам Бог благодатно «обнимает» в лице Симеона все человечество, как и говорится от лица Господа: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит». В-третьих, потому, что этим словом «объятия» Сам Господь, в притче о блудном сыне, благоволил назвать чувства отца к грешному , но раскаявшемуся сыну: «=когда он был еще далеко, увидел его отец... и сжалился; и, побежав, пал ему на шею (то есть обнял его) и целовал его» (Лк. 15, 20). Этот образ Отца Небесного - нежнее выражает чувство любящего сердца.

Вот почему, - отмечает автор, - мне и хотелось бы этим словом начать объяснение праздника Сретения: мы — находимся «в объятиях Отчих». Как дитяти отрадно находиться в объятиях матери или отца, и оно протягивает к ним свои слабые ручки, так и человеку немощному хочется быть в объятиях Божиих... Когда вчувствуешься в это любезное и нежное слово, тогда поймешь силу люб­ви Божией; и сердцу нашему сладостно будет, как дитяти на груди матери: мир, успокоение войдет в душу нашу; найдено теплое место уте­шения». Следующее размышление Владыки касается самого названия праздника. Здесь он пишет следующее: «Встреча... Это слово - хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно: встречаются равные. А здесь - более подходящее славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, - людей, встречающих Бога. Об этом слове мне и хочется теперь говорить.

Не замечали ли мы, что при всякой встрече - особенно если близкие люди долго не виделись - чувствуется повышенная РАДОСТЬ? Почти всегда улыбаются, точно нашли что потерянное дорогое. Восклицания... Приветствия, целования, обнимания. А если в доме встретились, то начинается суетливая забота: чем бы угостить гостя дорогого?.. И все это с охотою, с радостью. Потом разговоры внимательные... Но вот проходит первый порыв встречи, и чувства на­чинают входить в русло спокойствия... Улыбка заменяется серьезностью, восторги - деловыми отношениями, радость - будничными делами. «Праздник» встречи ушел. И жизнь вошла в русло подвига. Я много раз наблюдал это; и всегда интере­совал меня вопрос: почему люди радуются при встрече?»

По мнению автора, «первая встреча есть первое ОБЩЕНИЕ душ. Значит, общение дает радость. О чем же все это говорит? Человек создан для РАДОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, а не для жизни в одиночку. Это — радость люб­ви к другим. Но так как сил надолго для такой сильной радости еще не хватает, то скоро она слабеет и почти тухнет...» Другое объяснение этой радости такое. «Вот мы живем с человеком, - пишет Владыка, - иногда и очень близким и хорошим, но недостаточно ценим его. А стоит лишь «потерять» его или разлучиться на время, - мы уже ощущаем эту потерю как лишение, как отрыв дорогого, как убыток, как изъятие части нашего «я». Но когда встретим, точно неожиданно потерянное «найдем», — тогда восполняется наше лишение. Вот какие чувства бывают при встрече». А «если мы, - как предлагает автор, - вдумаемся в славянское слово «сретение», тогда присоединится еще и новое впечатление, и радость соответственно увеличится; и в нее привнесутся новые элементы: почитания, БЛАГОГОВЕНИЯ, восторга.

А сверх всего еще и ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ за милость встречи: «сподобился», «слава Богу!» Наконец, если мы встречаем наших спасителей, освободителей, то уже будут и новые восприятия; но об этом будем говорить особо. А теперь перенесем все эти наши размышления к празднику Сретения Господня: нет ли чего сродного им здесь? Да, и теперь ощущается радость у Симеона и Анны: «Наконец-то дождались». «Сподоби­лись». Радуется старец. Берет на руки... Об­нимает Младенца... А Анна, как более горячая [эмоциональная] женщина, несмотря на свои 84 года, не сдерживается и начинает направо и налево, «всем чающим» пришествия Мессии-Утешителя проповедовать о Нем: вероятно, воз­бужденно, восторженно говорить, убеждать; не может удержать своей радости в себе.

Вот, - говорит Владыка, - как можно бы, как думается, изложить первые чувства встречавших. А следовательно, и у нас должны быть подобные же настроения на празднике. Человечество, удаленное от Бога за непо­слушание, теперь снова видится с Ним; и ра­дуется! Особенно — потому, что оно принято так ласково, милостиво: это изображается при­нятием Богомладенца на руки Симеоном, в его объятия. Для таких случаев есть и особое слово: «подался», то есть «пошел» на приглашающие, зовущие руки, «по — дал» Себя старцу. Луч­шие люди тосковали о Боге, желали быть опять вместе с Ним в общении. И сподобились! Как же не радоваться?!" Этой радостью напитаны все размышления автора, посвященные двунадесятым праздникам, в частности «Сретения Господня. Святого Богоявления. Воздвижения Креста Господня. Вознесения Господня».

 

***Отдельная часть повествования книги посвящена рассмотрению богослужебных текстов, при этом митрополит Вениамин объясняет и подкрепляет каждую подробность события выписками из богослужебных песнопений. Наряду с этим он вслушивается в свои ощущения и обозначает «благодать праздника»: например, благодать Славы, торжества - на Преображение, жертвенная и победная благодать — на Вход Господень в Иерусалим, надземная благодать - на Вознесение и т.п. Завершают описание праздника дополнительные главы: выписки из Слов святых отцов на данный празд­ник; подробное описание иконы праздника, заметки о праздничном Евангелии и исторические справки. Судя по датам, эти записи велись в течение многих лет - с 1919 по 1956 год и отражают глубокие и точные размышления Владыки. Общее обозрение всех праздников постепенно создает у читателя полноту понимания Божиего домостроительства и потому делает его сознательным участником празднуемого события.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать