У книжной полки. 22 августа

22 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Возрастная психология для социальных педагогов: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей.

 

Ответить на вопрос «Что такое психология?», сегодня смогут многие люди, хотя не все совсем точно понимают, что же изучает эта наука: Кто-то скажет, что он изучает явления сознания, кто-то – поведение человека, кто-то – процессы переработки информации, наконец, нашу душу. Но есть еще и возрастная психология – термин, понятный больше педагогам да социологам. Тем, кто хочет более полно изучить эту тему, и в особенности студентам педагогических вузов, мы предлагаем книгу, в которой представлен анализ психологической и педагогической литературы, пос­вященной рассмотрению возрастных особенностей становления личности. Характе­ристика всех возрастных этапов в жизни человека - от зачатия до старости и смер­ти — соотнесена с учением о человеке в православной традиции мировосприятия. А книга так и называется - «Возрастная психология для социальных педагогов: Учеб. посо­бие для студентов пед. специальностей». ***

Это учебное пособие предназначено для профессиональной подготовки социальных педагогов и подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика». Отличительной особенностью данного пособия является анализ учебной литературы по возрастной психологии и психологии развития личности, а также педагогической литературы, посвященной возрастному подходу к воспитанию с позиций православной антропологий. Данный курс является интегрированным, так как включает нескольких программ психолого-педагогической направленности. Он построен на базисных курсах основ православной антропологии, возрастной психологии, психологии развития личности, возрастной и православной педагогики, акмеологии, геронтологии.

Основные теоретические положения всех вышеназванных учебных курсов в предлагаемом пособии соотносятся с учением о человеке в православной традиции мировосприятия. Предпринятая авторами пособия попытка такого рода соотнесения имела целью решение (пусть частичное) проблемы разобщенности светского и духовного содержания образования в современных гуманитарных и социальных учебных курсах. Это разделение препятствует становлению профессионализма будущих специалистов в контексте исповедуемой ими религии. Потребность такого рода учебной лите­ратуры актуализируется и в процессе профессиональной подготовки специалистов в православно ориентированных учебных заведениях. В этой связи и был разработан курс возрастной психологии, отражающий наряду с основными положениями этой науки еще и ведущие положения православного учения о человеке.

Основу данного пособия составили лекции по возрастной психологии, прочитанные Татьяной Владимировной Скляровой студентам Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и курс лекций «Психология возрастного развития человека», разработанный Натальей Витальевной Носковой для студентов Алтайского государственного университета. При собирании и систематизации материала авторы постарались учесть пожелания студентов. Осмыслить тематику психологии детства помогали собственные дети - Анна, Семен, Марьяна и Александра. Говоря о возрастной психологии, авторы отмечают, что это «область науки, изучающая закономерности психического разви­тия человека и его психологические особенности на различных воз­растных ступенях. В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а, следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего ново­образования.

Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что дви­жет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости. Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление разви­тия в онтогенезе. Начало системным исследованиям в возрастной психологии, по словам авторов, было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие. Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определенные воз­растные периоды его жизни. Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека.

Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимуществен­но наблюдением) с имеющимися теориями психического развития. В решении этой задачи, по мнению авторов, следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки». Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребенка, что детальный анализ фактов важ­нее теории. Вместе с тем сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии» Вильям Джеймс пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана по­мочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребенка и особенности его развития. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации) или в связи с инди­видуальными особенностями (например, одаренность).

Вместе с тем, как отмечают издатели, для специалиста любой профессии, работающего с людьми, рано или поздно становится актуальной проблема определения сущнос­ти человека. Для этого профессионалу необходимо уметь выразить свою мировоззренческую и философскую позицию, в которой раскрывался бы смысл жизни человека. Мировоззренческая позиция специалиста определяет и стиль его профессиональной деятельнос­ти, те подходы, приемы и методы, которые он использует в своей работе. В этой связи первостепенное значение приобретают именно ценностные ориентации человека - что для него является смыслом жизни, к чему он стремится сам и в первую очередь желает своему ближнему. В современной науке все большую актуальность приоб­ретают аксиологические принципы. Для верующего человека все реалии его земной жизни имеют иную перспективу восприятия - в плане Вечности. Как написал отец Василий Зеньковский, «нельзя так жить, как если б не было смерти, но и нельзя так воспитывать, как если б не было смерти».

По словам авторов, в сознании христианина смерть не зачеркивает того, что в этой жизни сопряже­но с вечностью. Поэтому и отношение к собственной жизни, а также к жизни окружающих его людей верующий человек определяет ис­ходя из собственной веры. Это обстоятельство непременно отража­ется на стиле его профессиональной деятельности. Исповедующий православие врач, педагог, социальный работник, журналист, юрист и представитель других профессий имеет иную аксиологическую базу своей профессиональной деятельности. В этой связи становит­ся актуальной проблема конфессиональной специфики профессио­нальной подготовки, что должно отразиться на содержании учебных курсов гуманитарных и социальных дисциплин.

В данном учебном пособии предпринята попытка ознакомления студентов, обу­чающихся социальным и педагогическим специальностям, с возраст­ными особенностями развития личности, рассмотренными в контек­сте православной традиции мировосприятия. Завершая рассмотрение жизненного цикла человека и основных задач, которые стоят в каждом возрасте земной жизни личности обратимся к определению смысла жизни в православном учении о человеке. «Человек не обречен на небытие и уничтожение; он призван к преодолению стихии земного существования и к вечной жизни, в которой приобретает безусловное оправдание и смысл весь пройденный им жизненный путь. Пребывая в вере во Христа, в смиренном уповании на беспредельную благость Божию, чело­век в последний решающий момент жизни становится открыт для вечности и достигает переживания такого внутреннего величия и мира, которыми освещается вся его минувшая, сознательно прожи­тая жизнь».

 

*** Эта книга, вышедшая в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, адресована социальным педагогам, может быть использована психологами, социальными работниками, студентами педагогических и духовных учебных заведений, родителями, специалистами служб семьи, священнослужителями. Рассмотрение с психолого-педагогических позиций возрастных этапов человеческой личности может быть востребовано всеми, кто пытливо вглядывается в человеческую жизнь и соотносит ее с учением в православной традиции мировосприятия.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать