Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ответить на вопрос «Что такое психология?», сегодня смогут многие люди, хотя не все совсем точно понимают, что же изучает эта наука: Кто-то скажет, что он изучает явления сознания, кто-то – поведение человека, кто-то – процессы переработки информации, наконец, нашу душу. Но есть еще и возрастная психология – термин, понятный больше педагогам да социологам. Тем, кто хочет более полно изучить эту тему, и в особенности студентам педагогических вузов, мы предлагаем книгу, в которой представлен анализ психологической и педагогической литературы, посвященной рассмотрению возрастных особенностей становления личности. Характеристика всех возрастных этапов в жизни человека - от зачатия до старости и смерти — соотнесена с учением о человеке в православной традиции мировосприятия. А книга так и называется - «Возрастная психология для социальных педагогов: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей». ***
Это учебное пособие предназначено для профессиональной подготовки социальных педагогов и подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика». Отличительной особенностью данного пособия является анализ учебной литературы по возрастной психологии и психологии развития личности, а также педагогической литературы, посвященной возрастному подходу к воспитанию с позиций православной антропологий. Данный курс является интегрированным, так как включает нескольких программ психолого-педагогической направленности. Он построен на базисных курсах основ православной антропологии, возрастной психологии, психологии развития личности, возрастной и православной педагогики, акмеологии, геронтологии.
Основные теоретические положения всех вышеназванных учебных курсов в предлагаемом пособии соотносятся с учением о человеке в православной традиции мировосприятия. Предпринятая авторами пособия попытка такого рода соотнесения имела целью решение (пусть частичное) проблемы разобщенности светского и духовного содержания образования в современных гуманитарных и социальных учебных курсах. Это разделение препятствует становлению профессионализма будущих специалистов в контексте исповедуемой ими религии. Потребность такого рода учебной литературы актуализируется и в процессе профессиональной подготовки специалистов в православно ориентированных учебных заведениях. В этой связи и был разработан курс возрастной психологии, отражающий наряду с основными положениями этой науки еще и ведущие положения православного учения о человеке.
Основу данного пособия составили лекции по возрастной психологии, прочитанные Татьяной Владимировной Скляровой студентам Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и курс лекций «Психология возрастного развития человека», разработанный Натальей Витальевной Носковой для студентов Алтайского государственного университета. При собирании и систематизации материала авторы постарались учесть пожелания студентов. Осмыслить тематику психологии детства помогали собственные дети - Анна, Семен, Марьяна и Александра. Говоря о возрастной психологии, авторы отмечают, что это «область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях. В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а, следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования.
Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости. Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе. Начало системным исследованиям в возрастной психологии, по словам авторов, было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие. Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определенные возрастные периоды его жизни. Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека.
Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития. В решении этой задачи, по мнению авторов, следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки». Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребенка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии» Вильям Джеймс пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребенка и особенности его развития. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одаренность).
Вместе с тем, как отмечают издатели, для специалиста любой профессии, работающего с людьми, рано или поздно становится актуальной проблема определения сущности человека. Для этого профессионалу необходимо уметь выразить свою мировоззренческую и философскую позицию, в которой раскрывался бы смысл жизни человека. Мировоззренческая позиция специалиста определяет и стиль его профессиональной деятельности, те подходы, приемы и методы, которые он использует в своей работе. В этой связи первостепенное значение приобретают именно ценностные ориентации человека - что для него является смыслом жизни, к чему он стремится сам и в первую очередь желает своему ближнему. В современной науке все большую актуальность приобретают аксиологические принципы. Для верующего человека все реалии его земной жизни имеют иную перспективу восприятия - в плане Вечности. Как написал отец Василий Зеньковский, «нельзя так жить, как если б не было смерти, но и нельзя так воспитывать, как если б не было смерти».
По словам авторов, в сознании христианина смерть не зачеркивает того, что в этой жизни сопряжено с вечностью. Поэтому и отношение к собственной жизни, а также к жизни окружающих его людей верующий человек определяет исходя из собственной веры. Это обстоятельство непременно отражается на стиле его профессиональной деятельности. Исповедующий православие врач, педагог, социальный работник, журналист, юрист и представитель других профессий имеет иную аксиологическую базу своей профессиональной деятельности. В этой связи становится актуальной проблема конфессиональной специфики профессиональной подготовки, что должно отразиться на содержании учебных курсов гуманитарных и социальных дисциплин.
В данном учебном пособии предпринята попытка ознакомления студентов, обучающихся социальным и педагогическим специальностям, с возрастными особенностями развития личности, рассмотренными в контексте православной традиции мировосприятия. Завершая рассмотрение жизненного цикла человека и основных задач, которые стоят в каждом возрасте земной жизни личности обратимся к определению смысла жизни в православном учении о человеке. «Человек не обречен на небытие и уничтожение; он призван к преодолению стихии земного существования и к вечной жизни, в которой приобретает безусловное оправдание и смысл весь пройденный им жизненный путь. Пребывая в вере во Христа, в смиренном уповании на беспредельную благость Божию, человек в последний решающий момент жизни становится открыт для вечности и достигает переживания такого внутреннего величия и мира, которыми освещается вся его минувшая, сознательно прожитая жизнь».
*** Эта книга, вышедшая в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, адресована социальным педагогам, может быть использована психологами, социальными работниками, студентами педагогических и духовных учебных заведений, родителями, специалистами служб семьи, священнослужителями. Рассмотрение с психолого-педагогических позиций возрастных этапов человеческой личности может быть востребовано всеми, кто пытливо вглядывается в человеческую жизнь и соотносит ее с учением в православной традиции мировосприятия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!