У книжной полки. 21 марта

21 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Павел Лизгунов, Зиновий Чесноков. Пример безграничного смирения.

 

25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о канонизации подвижников благочестия Глинской пустыни схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схимитрополита Серафима (Мажуги) как месточтимых святых. На следующий год, 21 августа за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы (Глинская пустынь) был совершен чин прославления подвижников, несших монашеское послушание в этой обители. Святые отцы своей жизнью исполнили завет Христов, обращенный ко всем христианам: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11, 29). С кротостью сердечной они любили Господа и ближних; а в смирении черпали силу нести «иго Христово», свой крест, с которым они шли за Христом. «Пример безграничного смирения» мы видим в лице старца Андроника (Лукаша), которому посвящена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. ***

Книга «Пример безграничного смирения» вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серия «Подвижники благочестия XX века». Она знакомит нас с житием и душеполезными наставлениями подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша), отошедшего ко Господу 21 марта 1974 года. В книге собрано множество сведений о прозорливости и чудесах этого великого старца XX века. Всю свою жизнь отец Андроник служил Богу и людям с любовью и горячим усердием, принимая гонения и скорби с величайшим смирением. Книга является совместным трудом священника Павла Лизгунова и Зиновия Чеснокова, предисловие к ней написал схиархимандрит Гавриил (Бунге), православный швейцарский богослов. К этому предисловию мы сейчас в частности и обратимся.

«Найти настоящего биографа, - пишет отец Гавриил, — редкая удача. Сколько было канонизировано святых в лоне Церкви, но в памяти остались лишь те, чьи имена и жития до шли до нас. Поэтому я с особенным удовольствием представляю новую книгу священника Павла Лизгунова и Зиновия Чеснокова, где авторы собрали рассказы о святых старцах, живших совсем недавно. Эта книга представляется мне чрезвычайно актуальной сегодня по следующим причинам. Отец Андроник был одним из старцев, населявших Глинскую пустынь в первой половине XX века — то есть в один из наиболее трагичных периодов русской истории. После Октябрьской революции 1917 года монастыри один за другим закрывались, монахов разгоняли. Многие погибали в лагерях. Глинскую пустынь, вновь открывшуюся во время Второй мировой войны, повторно закрыли в 1961 году, и братии пришлось искать убежища на Кавказе, на самой границе Советского Союза.

Таким образом, институт монашества был упразднен, монастыри, за редким исключением, — разрушены. Означало ли это гибель русского монашества как такового? Отнюдь нет! Потому что людям удалось уничтожить только то, что создавалось человеческими руками. А монашество не было делом рук человеческих, оно — дар Духа Святого, ниспосланный Церкви в самом начале ее истории, то есть в те времена, когда равноапостольный Константин Великий признал за ней право на существование. Раннехристианское монашество с самого начала обрело свое абсолютное, боговдохновенное воплощение, можно сказать свою икону, в лице преподобного Антония Великого. После него множество других старцев являли этот совершенный образ, каждый по-своему, в собственной неповторимой манере. В лоне православного монашества столетие за столетием воплощался этот образ монаха, его «икона», в многочисленных благодатных подвижниках, именовавшихся у греков герондами, а у русских — старцами».

Зачастую в советское время, старцами были, по словам отца Гавриила, «монахи, изгнанные из своих монастырей, вырванные из привычного устава монастырской жизни и вынужденные селиться в глухих местах, порой даже нелегально. Но невзирая на это, они сохраняли в себе саму сущность богоданного монашества. И, по моему глубокому убеждению, - говорит отец Гавриил, - именно таким вот «живым иконам» мы обязаны нынешним возрождением монашеской жизни. Но пример этих святых отцов — еще и напоминание всем нам: недостаточно восстановить монастыри и позолотить купола новопостроенных храмов! Это, безусловно, необходимо, но куда важнее дело еще более трудоемкое — возрождение жизни духовной. И неоценимую помощь в этом может оказать обстоятельное изучение житий и наставлений святых отцов советского периода».

Представителем этого времени был и старец Андроник, житие и наставления которого доказывают, что в любые времена и при любых обстоятельствах можно исполнить заповеди Христа, взять крест свои и идти за Господом. Как пишет отец Павел Лизгунов, «схиархимандрит Андроник с детства не отличался блестящими дорованиями, ценимыми миром. Он не имел знатного происхождения, большого роста и силы, особых способностей к учебе. Однако он имел смирение, кротость и молитвенность, мало заметные миру, но ясно ведомые Богу. В ранней юности он был призван Господом в святую обитель, где под руководством опытных старцев, в трудах и молитвах сумел заложить прочное основание для дома своей души, которое в последствии не смогли поколебать и разрушить никакие бури».

Видя его преуспеяние и настрой, Господь с ранних лет повел его путем скорбей. Он изведал армейское служение и плен у неприятеля. После уничтожения родной обители был в послушании у святителя, который достраивал дом его души. Затем пришла пора особо тяжких испытаний. Старец понес на себе тот крест, который несли его страна и Церковь. Он пережил два тяжелых заключения в бесчеловечных условиях советских лагерей, в промежутках между которыми скитался по стране без хлеба и крова. В лагерях он продолжал служить Богу, свидетельствовать о Христе – и кто знает, сколько людей обратились к вере, видя его жизнь? Затем Господу было угодно воздвигнуть его на свещник. Во время Великой Отечественной войны был возрождена Глинская пустынь, куда вскоре и вернулся отец Андроник. В годы тяжких испытаний он сумел сохранить и преумножить в себе качества, заложенные в него родительским воспитанием и жизнью в святой обители.

В этот период отец Андроник предстает перед нами духоносным подвижником, прозорливым старцем, чудотворцем, к которому за помощью едут со всей России. Благодаря ему и его сподвижникам монастырь становится одним из немногих островков истинного христианства, куда стремятся все жаждущие слышания слова Божия». Как отмечает автор, Зиновий Чесноков, «главная забота батюшки была направлена на пастырское окормление вверенных ему прихожан. Его истинная, основанная на исполнении Христовых заповедей любовь к Богу проявлялась в деятельной любви, сочувствии людям, подобно ему претерпевавшим гонения в советское время. Батюшка был врачом человеческих душ и прекрасно знал, что малые раны делаются большими, точно также как большие легко делаются малыми, если о них позаботиться надлежащим образом. Вверивших ему свои души, он направлял на прямой путь, ведущий ко спасению без уклонений и распутий, предлагая советы людям в зависимости от тех жизненных ситуаций и условий, в которых они жили. К каждому он подходил индивидуально.

По свидетельствам духовных чад, отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов. Часто в беседах с духовными чадами он цитировал примеры и поучения из этих книг. Сам он к чтению таких творений относился очень внимательно и вел тетрадку, в которой записывал самые нужные и полезные святоотеческие поучения на разные случаи жизни, а затем размножал эти записи и раздавал своим духовным чадам. Авторам книги удалось найти одну из таких тетрадей, которая называется «Наставления батюшки, собранные им из Святоотеческих творений и Священного Писания». В нее вошли не только собственные высказывания старца, но и многочисленные наставления святых отцов, и новозаветные и богослужебные тексты. Старец работал над ней в период с 1950 по 1956 годы. Тематика поучений старца разнообразная, но все их объединяет то, что они касались совершенствования в каждом человеке той или иной добродетели или способствовали искоренению пороков. Из этой тетради, а также из писем отца Андроника, авторы выбрали отдельные наставления, которые и предлагают читателям на страницах этой книги.

 

*** По словам Зиновия Чеснокова, «преподобный Андроник (Лукаш) был поистине святым, и еще живы те люди, которым посчастливилось общаться с ним при жизни. В тяжелое время гонений XX столетия он укреплял в вере, а также духовно и молитвенно поддерживал православных верующих. Тихость и скромность нрава батюшки привлекали к нему любовь и доверие окружающих». В этой книге представлены наставления старца Андроника, а также его жизнеописание, которое, как надеются авторы, впоследствии сможет послужить основой для составления полноценного жития этого святого человека. А житие, в свою очередь, представит нам духовно-нравственный портрет преподобного Андроника, возгревающий в читателе ревность и подающий ему пример подлинно христианской жизни и пример безграничного смирения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать