Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игумен Митрофан (Гудков). Избави, Господи, душу мою от гнева.
Святые отцы еще со времен премудрого Соломона много внимания уделяли обузданию страсти гневливости. Так, в притчах Соломона говорится: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». А по словам преподобного Антония Великого, «Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия». Позже, в 19 веке, архимандрит Фотий (Спасский), стойкий воин за чистоту православной веры, об угашении гнева писал: «Когда начинается в тебе движение гнева, тогда сотвори на себе крестное знамение, непрестанно умом твоим призывай Господа Иисуса в помощь утолити гневную бурю. И вскоре души смущение утихнет и будет тишина благодатная внутри сердца твоего...» Ту же цель, т.е. угашение гнева, ставил перед собой игумен Митрофан (Гудков), составитель книги «Избави, Господи, душу мою от гнева». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница, в серии «Даруй, Господи, мне зрети мои прегрешения». ***
Предваряет данное издание слово клирика храма Державной иконы Божией Матери в Чертаново - священника Виктора Гусева, который говорит следующее: «Как часто мы раздражаемся на кого-то! Нам это кажется так естественно — ведь он говорит сущий вздор! Как здесь можно смолчать?! Так же быстро наше раздражение перерастает в гнев и даже в ярость. Сколько в таком состоянии сказано лишних слов, сколько сделано напрасных, поспешных и вредных дел! Сколько совершено страшных и непоправимых поступков! Раздражение подкарауливает нас на каждом шагу, сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы так свыклись с ним, что считаем его естественным, - а как же может быть иначе! И порой даже не представляем, что можно и нужно бороться с этим устроением души - чуждым и несвойственным истинной человеческой природе».
Как отмечает автор предисловия, «гнев является одной из восьми страстей. Он - родитель множества грехов. Он, как и любой грех, совершает три основных действия. Во-первых, гнев разрушает самого человека, впавшего в гнев. По словам Марка Подвижника, эта страсть «опустошает всю душу, приводит ее в смятение и омрачает и человека делает подобным зверю». Во-вторых, гнев отрывает нас от других людей. И это понятно: вряд ли кто-нибудь из нас захочет вступать в тесные отношения с человеком гневливым. И последнее и главное - гнев отрывает нас от Бога. Ведь, поддаваясь этому греху, мы приводим свою душу в такое состояние, которое несовместимо с Богом. Недаром некто из святых сказал: «Когда человек поддается гневу, Дух Божий отходит от него». Кстати, современная психология говорит о том же. Она утверждает, что когда человек находится под влиянием какой-либо сильной эмоции (гнева, например), то у него нарушаются процессы восприятия и мышления.
Теперь, - говорит отец Виктор, - подумаем: если в какой-то ситуации человек неправильно ее воспринимает и не может нормально думать, да к тому же если он «отогнал» от себя Бога, - что хорошего, правильного, конструктивного может он сделать в этой ситуации? Необходимо учесть еще одно свойство греха: если мы повторяем его и добровольно отдаемся ему, то тем самым мы укрепляем этот грех в себе, сами даем ему силу и власть действовать в нас. И может наступить такое состояние, когда грех уже сам действует в человеке, помимо его воли, не подчиняясь ему. Опыт наших святых показывает, что если человек долго согрешал вольно, то потом он и невольно будет согрешать. Как просто и как страшно: казалось бы, ничего особенного не происходит — ну, очередной раз человек поддался раздражению, — а ведь тем самым он укореняет гнев в себе и постепенно сам себя делает рабом этой страсти. Ведь всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).
Как же вырваться из этого греховного плена и рабства? Об этом и рассказывает данная книга. Она содержит удивительные свидетельства жизни — творения святых отцов. Ведь наши с вами прославленные ныне предки настолько возлюбили Христа и настолько захотели быть с Ним, что все силы и время своей жизни посвятили тому, чтобы, во-первых, избавить себя от всего, что мешает человеку быть с Богом (прежде всего - от грехов и страстей), а во-вторых, стяжать такое устроение души, которое позволило бы им сродниться с Богом, навсегда «прилепиться» к Нему. Вся книга разделена на три части. Первая называется «Гнев людской». В ней собраны извлечения из книг «Добротолюбие» и «Лествицы», поучения святителей Иоанна Златоуста и Феофана Затворника, а также современных подвижников благочестия, которые рассматривают страсть гнева.
Для примера, прочитаю поучения некоторых святых отцов, которые взяты из книги «Добротолюбие». Так, по слову преподобного Нила Синайского, «Гнев - неистовая страсть - легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного - мерзостное воскурение, псалмопение гневливого — неприятный звук». О силе и опасности гневливого состояния говорит преподобный Антоний Великий: «Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни». А по словам преподобного Исидора Пелусиота: «Пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит».
Во второй части, которая называется «Подрезай крылья гневу», собраны советы святых отцов и церковных писателей по искоренению страсти гневливости, а также предлагаются примеры кротости и смирения святых. Вот, например, что говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Господь всегда кротко и тихо беседовал; таким образом и нас побуждает к кротости и научает, чтобы мы, беседуя с кем-либо и убеждая, не досадовали и не раздражались. Человек раздражительный не только ни в чем преуспеть не может, но и делает других еще более недоверчивыми. Поэтому надобно удерживаться от гнева, а в своих словах удостоверять других не только не с гневом, но и не криком, ибо крик — пища гнева. Итак, будем обуздывать этого коня, да так, чтобы не ниспровергнуть (разум); обрежем крылья гневу — и зло не поднимется высоко».
По словам святителя, «Гнев есть сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека на вид неприятным и постыдным. Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного. Гнев есть какое-то опьянение или, лучше сказать, хуже опьянения. Но только постараемся не кричать — и мы найдем сами лучший путь любомудрия. Посему Павел внушает подавлять не только гнев, но и крик, говоря: всяк гнев и клич да возмется от вас (это в послании к Ефесянам. 4, 31). Будем же, - учит нас святой отец, - повиноваться этому учителю всякого любомудрия и, когда гневаемся на кого-либо, помыслим о собственных своих согрешениях. Будем стараться всегда говорить кротко, чтобы, соделавшись смиренными сердцем, обрести своим душам покой и в настоящей, и в будущей жизни».
В третьей части книги представлены беседы из «Творений святителей Василия Великого и Григория Богослова о страсти гневливости». По словам святителя Василия, эта страсть была изучена им на опыте, но не в самом себе, а совне. Святой отец, «находясь в спокойном состоянии» наблюдал «неблагообразное смятение одержимых сею страстью», и на самОм деле познал всю «верность изречения, что муж ярый неблагообразен» (Прит.11,25). «Эта страсть, - говорит святитель, - как скоро однажды отринет внушения рассудка и овладеет душою, делает уже человека совершенным зверем и не дозволяет ему быть человеком, лишив его помощи разума». Как объяснить это зло, как излечить эту болезнь духа, и говорят великие отцы-каппадокийцы в заключительной части книги.
*** Как отмечает в предисловии священник Виктор Гусев, «Писания святых отцов содержат уникальный и бесценный опыт жизни. Это опыт тщательнейшего и глубочайшего познания природы человека. Это опыт победоносной борьбы со страстями. Это опыт падений и величайших восхождений духа. Это опыт единения, общения с Богом, опыт богооткровений. Это - оставленное в назидание нам описание опытно проверенного, достоверного и доступного для нас пути восхождения к Богу». Будем надеяться, что этот опыт будет воспринят нашими читателями и поможет в борьбе со страстями, которые мешают нам соединиться с Богом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!