У книжной полки. 21 декабря

21 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Александр Богатырев. Из грек в варяги.

 

Писателя Александра Богатырева, автора книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, волнует все, что происходит в стране. Он пишет о серьезных, подчас трагических проблемах современной России, однако у читателя не возникает чувства безысходности и уныния. На примере своих героев писатель показывает нам, что путь к добру открыт всегда, и дело только за нашим выбором. Никакие внешние политические, социальные или экономические преобразования не спасут человека, если он не изменится сам. «Избавляйся с Божией помощью от грехов, — говорит автор, — и трудись на своем месте в меру данных тебе талантов. И этого не просто довольно, но предостаточно». Об этом свидетельствуют рассказы и очерки Александра Богатырева, составившие книгу, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Из грек в варяги». ***

Этот сборник, по словам издателей, вместил в себя написанное автором за полтора десятка лет творческого труда. Это — книга судеб людских, с кем свела автора жизнь, работа (а он — кинодокументалист и писатель), и книга паломничеств. А вместе с тем — и книга раздумий: о современном мире, об ответственности человека перед близкими, перед историей, перед Богом. Как отмечает автор предисловия Людмила Разумовская, «в одном из рассказов о путешествии на Алтай Александр Богатырев описывает невероятной красоты гору Белуху, которая могла бы стать «символом горнего мира», как Синай или Арарат, но, увы, после разгрома православия на Алтае она стала местом поклонения язычников и разного рода богоборцев: от последователей Рериха до практикантов всевозможных оккультных учений. И как жаль, говорит автор, что это «дивное творение Божие» не может стать горой славы Его: «в ее окрестностях одни ждут анти­христа, другие совершают свои опасные радения...»

Но «прошли годы, и автору показали фотографию той же горы, но на ее фоне уже стояла маленькая православная часовенка — и как же все преобразилось! «Я с трудом узнал знакомую гору - пишет Богатырев. Маленькая часовня — и огромная гора. Но как изменился весь пейзаж! И сама Белуха уже не поражает могучей дикой красотой. Она словно подобрела. И очертания ее стали мягче. И я смог со спокойной душой сказать: "Горе имеем сердца!"» Думается, - отмечает Людмила Разумовская, - этот эпизод глубоко символичен. Когда строится часовенка — на земле ли или в душе человека — и зажигается в ней неугасимая лампадка, преображается все: и природа, и сердце человеческое, оно становится иным. Че­ловек продолжает жить в мире (в миру), он пишет прозу, стихи рассказы, публицистику, переводит, снимает фильмы, путеше­ствует, как Александр Богатырев, но в его душе уже горит лампада и освещает все, к чему прикасается его душа, и в этом тайна Бога и человеческого сердца.

Так и автор о себе пишет: «Сочинял всегда, - но всерьез говорить о писательстве можно только после воцерковления». Как определить литературный жанр, в котором работает писатель? Может быть, он летописец, ибо он запечатлевает свое время во многих его и трагических, и благодатных проявлениях? Или миссионер, ибо пробуждает в душах читателей жажду духовного преображения? Или просветитель, ибо свет Христов, сияющий в людях, описываемых Богатыревым, «просвещает всех»? А может быть, он просто любит Господа и Его Церковь, и от избытка этой любви глаголят, не умолкая, его уста?.. В конце восьмидесятых Александр Богатырев совместно с Александром Сидельниковым создали фильм о Русском Севере. Экспедиции на Вологодчину и в Архангельскую область стали потрясением для авторов фильма. Они увидели прекрасный, потрясающий Русский Мир, почти полностью разоренный трагической исто­рией нашей страны в XX веке. Виды разрушенных церквей и монастырей, вымерших и умирающих деревень мучительной болью отозвались в душе. «После этого все делал с сокрушением сердечным», — говорит Богатырев. И это еще одна основополагающая черта его творчества.

Без этого сердечного сокрушения нет русского писателя и христианина. Боль за порушенную жизнь, духовную прежде, а затем и телесную, пронизывает многие рассказы и публицистические статьи автора. Вот поездка в Ямало-Ненецкий округ. Проблема, с которой столкнулся ненецкий народ, была не просто болезненной, - разработка месторождений газа грозила катастрофой. Газ — деньги — жизнь, вернее, не-жизнь. «С вертолета, — пишет автор, — было вид­но, во что превращается тундра от шрамов, оставляемых техникой. И условиях вечной мерзлоты тонкий поверхностный слой, сдира­емый гусеницами вездеходов, практически не восстанавливает­ся. Остается ледяная пустыня. Ни оленям, ни людям, для которых оленеводство — основа жизни, не остается места. Говорить об этом открыто в ту пору решались не многие». А в беседе с ненецкой поэтессой Богатырев попросил написать об этой экологической катастрофе стихи, но вдруг сам от лица израненной земли начал импровизировать монолог. «Мне больно от острых гусениц, сдирающих с меня кожу, от буров, вонзающихся и мою плоть. Нефть — это моя кровь. Я истекаю кровью, и ледяной панцирь покрывает мое умирающее тело. Последним своим вздо­хом умирающая земля грозит заморозить всех, кто ее убивает...»

Можно сказать, - отмечает Людмила Разумовская, православное самосознание — антилиберально. Оно предлагает изменять не внешний мир, но внутренний. Писательское кредо Богатырева исходит из понимания основополагающего значения для человека его веры, которая «без дел мертва». Дела же веры — преображение ума и сердца — стяжание, по слову батюшки Серафима, Духа Святого, то есть, смирения, кротости, милосердия, сострадания и любви. Поэтому возможность преображения, восстановления души человеческой, а вместе с этим и преображения жизни всегда остается в сфере духовной свободы человека. Но никакие преобразования не спасут человека, если он не изменится сам. Политика, экономика — не панацея, главная наша беда - духовная, и жизнь не повернется к лучшему, пока народ вновь не обретет веру и покаяние.

Православное отношение к человеку являет собой высочайшее уважение к его личности как к «образу Божию» и, несмотря на все грехопадения человека, не уничтожает полностью его достоинства, данного ему Богом. Отсюда — традиционное для русской литературы сочувствие писателя ко всем «малым» сим, грешникам, «даже и к злодеям» (вспомним: пушкинское — «милость к падшим», гоголевское — сострадание «к маленькому человеку»). Следование этой традиции составляет важнейшую черту в произведениях Александра Богатырева. Сейчас никого уже не удивишь передвижениями по земно­му шару, границы мира открыты для всех желающих запечатлеть себя на всех исторических «фонах» погибших или еще живых цивилизаций. Но даже и при таких современных возможностях гео­графия поездок Александра Богатырева ошеломляет: от Алтая до Святой Земли, от Ямала до Грузии и Абхазии, от Америки до Иордании и Египта, от Русского Севера до Европы и Азии...

И вся матушка Россия, с ее бесчисленными восстановленными или восстанавливающимися монастырями и храмами, с ее чудными «несвятыми святыми» батюшками и матушками. И всюду возрождающаяся православная жизнь, которая так согревает и радует верующее сердце. Читая о встречах писателя с самыми разными людьми: с веру­ющими или пока не очень, или с людьми других исповеданий, душа испытывает и назидание, и радость, и утешение. И как не умилить­ся, например, рассказу о мусульманине-узбеке, которого святитель Николай «в богоспасаемом Самарканде» спас от нападавших на него волков и после сказал ему только одно простое слово, чтобы тот больше не смеялся над верующей русской соседкой Ниной... И если читая о «богоспасаемом Самарканде» мы невольно улыбаемся при этом, то наша улыбка вовсе не отрицает того факта, что и Самарканд, и Пекин, и Дели, и любое место на земле спасаемо Богом, как и любой человек призван Им ко спасению".

 

*** По словам Людмилы Разумовской, «Юмор у Александра Богатырева, который сопутствует многим рассказам писателя, — добрый, легкий, свободно дышащий, никогда не уничижающий человека и, порой, даже ласковый. Примирения со злом у него нет, как нет и желания «разрушить до основанья» лежащий во зле мир. Есть мудрость зрелого человека, понимающего, что борьба со злом происходит в сердце каждо­го человека, и от его победы или поражения зависит наша общая жизнь на земле — ее благоустроение или хаос. И если зажжется маленькая лампадка в душе человека, прочитавшего эту книгу, задача писателя, вероятно, будет исполнена».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать