У книжной полки. 20 июня

20 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ. Творения: в 2-х книгах. Книга 1.Статьи и заметки. Книга2. Проповеди, обозрения, послания. Тверь. 2004.

 

И вновь обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников и исповедников Российских. Их жизнь, наполненная страданиями и скорбями, являет нам, современным христианам, пример жертвенной любви к Богу и ближним. Их стойкое стояние за веру даже до смерти дает духовную поддержку в испытаниях, выпадающих и на нашу долю. Одним из выдающихся столпов Русской Церкви, воплотивших в своей жизни христианский идеал, стал священномученик Андроник (Никольский). Весь его жизненный путь до дня мученической кончины и все творения этого святого выражают духовный смысл человеческой жизни, руководство к спасению личному и своего народа. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию двухтомное издание Творений священномученика Андроника, архиепископа Пермского, которое выпущено в свет Издательством Булат. ***

В это издание, состоящее из двух томов, вошли статьи и заметки, проповеди, обращения и послания, написанные замечательным архипастырем – священномучеником Андроником. Предваряет собранные сочинения наиболее полное на сегодняшний день житие Владыки, составленное игуменом Дамаскиным (Орловским). При этом стоит отметить, что не только житие, но и труды святителя, а среди них есть и путевые заметки, и беседы, и письма, помогут читателям воссоздать образ этого святого, прославленного в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. И не только воссоздать образ, но представить ту церковную ситуацию в России, которая сложилась в предреволюционные годы прошлого столетия.

В предисловии книги отец Дамаскин пишет: «Священномученик Андроник относится к категории архиереев-подвижников и евангельски бескомпромиссных продолжателей апостольского дела, вполне воплотивших в своей жизни целостный христианский идеал. Он хорошо знал окружающую его жизнь, знал ее на практике. Он сам старался вносить в нее свет христианского учения, и потому описание нравственных и духовных недугов, от которых страдало и страдает до сих пор русское общество, сделано им с исключительной точностью, как духовным врачом, не только издали наблюдавшим больного, но и непосредственно лечившим его, почему и средства, предлагаемые им, бесспорны. Можно жить, - говорит отец Дамаскин, - не особенно отдавая себе отчета в том, для чего и почему мы живем и кто мы такие, но для всякого народа и для всякого человека наступает час, когда необходимость ответить на эти вопросы становится равнозначной вопросу жизни и смерти. Священномученик Андроник, внося свет евангельских идеалов в народную жизнь, сделал попытку ответить на них.

Из жития, представленного в книге, мы узнаем, что священномученик Андроник (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье псаломщика Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево. С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе. Первоначальное образование получил в Угличском Духовном училище, поступив туда 9 лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. Окончив ее по первому разряду, Владимир поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении он изъявил желание принять монашество, случай в те времена нечастый, свидетельствующий о большой решимости и твердости характера юноши. На втором курсе в день своего рождения он был пострижен в монашество с именем Андроник, а 6 августа того же года — рукоположен во иеродиакона.

По окончании Академии он принимает сан иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию. Через год - становится преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на Северном Кавказе в Осетии. Там отец Андроник сразу располагает к себе местное население. По словам игумена Дамаскина, безусловное доверие крестьян к миссионерам, жажда христианского просвещения, повседневное общение с этими простыми людьми на их родине среди цветущих лугов и пастбищ — все это доставляло молодому преподавателю огромную радость. Великое счастье понести труд апостольский среди жаждущего христианского просвещения народа. Здесь обозначилось ясно, что при бескорыстном миссионерском служении простое сердце само отзовется на призыв слова Божия. Общение с крестьянами действовало на молодого пастыря вдохновляюще. Среди детей он сам становился ребенком. И хотелось прожить в этом месте всю жизнь, трудясь на ниве народного просвещения.

Но в 1897 году он неожиданно получает телеграмму о своём назначении миссионером в Японию, куда и отправляется вдвоем с архимандритом Сергием (Страгородским). Путешествие в Японию заняло несколько месяцев, и оно произвело на отца Андроника огромное впечатление. Свидетельством тому служат путевые заметки, которые читатели найдут в первом томе этого издания. Ехали миссионеры через Италию, Грецию и Северную Америку. Везде, где приходилось останавливаться, они посещали древние христианские святыни, катакомбы и гробницы мучеников, молились у мощей святителя Николая Мирликийского, побывали на развалинах древнего Колизея, прославленного множеством замученных в нем христиан. Молитва на камнях Колизея, политых мученической кровью, сравнение жизни первомучеников-христиан с жизнью вокруг и собственной, всегда недостойной, вдохновляли на подвиг, на верность Матери Церкви.

Стоя в катакомбах у гробов мучеников, приникая душой к этим святыням, как было и самому не вдохновиться на подвиг. «Здесь, на костях мучеников, создалась и окрепла церковная жизнь, — писал отец Андроник, - здесь, среди скорбей и страданий изгнанников, проявилась вся сила веры Христовой; здесь исповедники веры создали непреодолимую стену и победили гордый мир славной победой духа над плотию… Поучительно проходить по этим местам минувшей сильнейшей скорби для первых исповедников веры Христовой, ничего не имевших за собой, кроме этой самой веры… Чувствуется, что вот отсеки человек самоволие и угождение себе, заботу о себе помимо Бога, поверь и скажи себе раз навсегда: «Бог нам прибежище и сила», скажи так, чтобы навсегда хранить в сердце это слово, — и начнется иная жизнь: жизнь ясная, жизнь хождения по ясным путям Божьим».

Отец Андроник давно уже жил этой верой, положив свое упование в Боге. И упование не посрамляло. Радостью духовной насыщено было для него это время, радостны были встречи с людьми, в особенности с православными, с теми, кто все земное оставил ради Христа, подобно архиепископу Николаю (Касаткину), под чье начало отец Андроник поступил, прибыв в Японию. Удивительно ему было видеть среди японской паствы результаты благодатных трудов одного человека. Помощь Божия тут была явная. По приезде отец Андроник сразу окунулся в миссионерскую деятельность. Японцы поразили отца Андроника простотой восприятия учения Христова и силой веры. Впоследствии он, вспоминая год, проведенный в Японии, признавался, что нести служение среди такого народа было для него большим счастьем. Но напряженная деятельность и неблагоприятный климат привели к расстройству его здоровья, и ему пришлось вернуться в Россию.

В течении 6 лет отец Андроник являлся ректором Уфимской Семинарии, а в 1906 году был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину. Но опять климат южной азиатской страны резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через 2 года Синод по его прошению отозвал Владыку обратно в Россию, назначив его епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Дальнейший подвижнический труд истощил епископа Андроника физически до крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его в достаточно «благополучную» в те времена Пермскую епархию - на Урал. Так на Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, а спустя 4 года здесь принял он мученическую кончину. Произошло это 20 июня 1918 года.

 

*** Читая житие и сочинения священномученика Андроника, невольно погружаешься в соприкосновение с духовным миром святого, который смог сохранить в годы атеистического террора высочайшую духовную силу и нравственную чистоту. В трудах архиепископа читатели найдут материалы его о миссионерской деятельности, о целях, задачах «Союза Русского народа», о церковно-народной жизни в первой четверти ХХ века, в том числе по вопросам школы и образования и многое другое. Будучи человеком бескрайней эрудиции и духовного видения, архиепископ Андроник оставил нам свое слово, бесценное духовное наследие, которое нашло свое отражение и на страницах этого двухтомного издания.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать