У книжной полки. 20 февраля

20 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Горение ко Христу. Духовный преемник праведного Иоанна Кронштадтского, новгородский протоиерей Александр Ильин.

 

В январе 1954 года настоятелем одного из древнейших храмов Новгорода - Николо-Дворищенского собора – стал протоиерей Александр (Ильин). Переживший и большевистскую «стужу», и хрущевскую «оттепель», он стоит в одном ряду с наиболее глубокими и духоносными священниками первой половины ХХ века. Став наследником великой пастырской традиции, заложенной св. прав. Иоанном Кронштадтским, отец Александр воплотил в своей жизни главное условие и цель христианского спасения – единение с Господом и непрестанное Богообщение благодаря ежедневному причащению Святых Таин, умной молитве, чтению Слова Божия, строгому воздержанию и чистоте. Он имел необычайное, горячее, глубокое горение ко Христу, поэтому опыт его духовной жизни чрезвычайно ценен сегодня для православных христиан. О нем рассказывает книга, которая так и называется – «Горение ко Христу. Духовный преемник праведного Иоанна Кронштадтского, новгородский протоиерей Александр Ильин». ***

В эту книгу вошло жизнеописание протоиерея Александра Ильина, составленное по его воспоминаниям, а также размышления священника, его советы духовным чадам. Предваряя воспоминания, отец Александр пишет: «Земная жизнь моя приближается к своему пределу. Взор невольно обращается назад, в прошлое, в улетевшие, подобно тени, дни и годы; и вперед, где за порогом смерти раскрывается дверь вечности… Прошлое… Оно невозвратимо… Только там, в глубине души, в памяти, в подсознательной области оно проходит, как живая картина: детство, учение, жизнь в скорбях, мимолетных радостях… А над всей внешней нитью – рука Божия, всемогущая, премудрая, неизреченно любящая… Она живит, ведет, хранит, поднимает, озаряет, вливает силу, влечет невыразимой любовью к блаженной вечности».

«Не внешнее течение жизни и отдельные ее моменты, а вот эти дивные дела Божии в малом, в жизни бедного странника, ничтожного червя земного встают живой картиной в моей памяти, поскольку они были доступны моему убогому разуму или открывались мне через ближних. В них чертились пути земной жизни, открывалась завеса вечности, являлась любовь и слава Отца Небесного через Единородного Сына действием Святаго Духа Утешителя. «Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим» (Пс. 106:8). Желание мое, чтобы эти воспоминания дел Божиих были моим завещанием детям моим, друзьям моим; кого Господь соединил союзом Своей любви в Духе Святом, особенно в Божественном Причащении, подвиге покаяния, посильном хранении Его святых заповедей».

Из следующего далее рассказа отца Александра о себе читатели узнают, что родился он в 1895 году в деревне Глинки Тверской губернии. Его родители, Иван Ильич и Ксения Феоктистовна, происходили из семей бывших крепостных крестьян. Иван Ильич обучился в Петербурге токарному делу и проработал в городе 40 лет. Его отличала высокая духовная жизнь: он неопустительно соблюдал посты и праздники, имел дар слезной молитвы, был очень милостив и отзывчив к ближним, в работе аккуратен и усерден, дома за работой пел молитвы. Ксения Феоктистовна жила в деревне и вела хозяйство со своими дочерьми. Имея милующее, доброе сердце, она охотно принимала нищих в своем доме и ухаживала за ними. В семье было 7 детей.

До восьми лет Саша жил в деревне Глинки с матерью. Мальчик был на редкость серьезным ребенком, постоянно носил в сумке за плечами Святое Евангелие и никогда не смеялся, как это свойственно ребятишкам. Размеренно и тихо протекало его детство в кругу смиренной крестьянской семьи, в посильных трудах, помощи старшим и духовном воспитании. В 1903 году отец взял младшего сына в Петербург, где уже жили и учились два его старших брата. Один из братьев и подготовил Александра в Петербургскую Духовную семинарию, куда юноша был принят в 1910 году сразу во второй класс. В 1915 году Ильин окончил Духовную семинарию, и был принят в Петербургскую Духовную академию без экзаменов. На следующий год его призвали в армию, и на фронте он пробыл год. В 1918-м - венчался и в том же году был снова отправлен в армию, где прослужил до лета 1922 года.

В конце февраля в Петрограде, Александр Ильин был рукоположен во диакона, а в сентябре этого же года - во иерея с назначением к Пятницкой церкви Торжка, где прослужил 14 лет до 27 августа 1936 года. В этот день он был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими и направлен в лагерь на 5 лет. В эти годы ему пришлось пройти три лагеря: Карагандинский, Томск-Асинский, Севжелдорлаг - Коми ССР, где он после освобождения был оставлен на работе по найму без права выезда. В начале 1944 года по болезни отцу Александру, наконец, дали выезд, и он вместе с семьей уехал в город Аркадак Саратовской области. Все, что было дано перенести, батюшка принимал с полной покорностью воле Божией, как заслуженное за свои грехи.

В январе 1949 года его перевели в Ленинградскую епархию с назначением настоятелем и благочинным в город Лугу. А в январе 54 года - в Новгород настоятелем собора во имя святителя Николая на Ярославовом Дворище. После смерти любимой матушки Александры священник стал часто болеть и много думал о смерти. По строго аскетическому образу жизни он давно был монахом. В его жизни все было очень мерно. Кушал он немного, словно ребенок, в основном, растительную пищу, мясного не вкушал и совершенно не употреблял спиртного. Можно сказать, что вся его жизнь была постом. Никто никогда не видел его в гневе, в раздражении, вышедшим из себя. Отец Александр был крайне молчалив, ровен, лишь по необходимости отвечал на вопросы. Стержнем внутренней жизни батюшки были смирение, рассуждение, мера, непрестанная молитва и, самое главное, соединение с Господом в Таинстве Святого Причащения.

Отец Александр, опираясь на богатейший опыт Святой Церкви за 2000 лет Ее бытия, был убежденным сторонником необходимости частого Причащения не только для монашествующих, но и для простых мирян. «В этом Таинстве, - говорил он, – средоточие жизни, как всей Церкви, так и каждого члена Ея. В нем – непрерывное питание жизни христианина во Христе (Ин. 6:53), начатой от Святого Крещения, когда человек привился к Телу Церкви Христовой. В новой жизни идет процесс постепенного возрастания в меру мужа совершенного, к цели бесконечного развития и совершенства. Мы, живые частицы Его Тела, живем только в единении с Ним и непрестанно, ежедневно питаемся Хлебом Вечной Жизни. Отпавший от тела член умирает, так и христианин, удаляющийся от Причащения, умирает через живущий в нем грех.

«Все любим жизнь, но в нас нет истинной жизни без Источника Жизни, Иисуса Христа», свидетельствует святой Иоанн Кронштадтский. Источник этой жизни чистой, вечной, мы имеем в Святой Церкви, в Причащении Святых Таин. Только в неразрывном единении двух сторон: постоянного общения с Господом в Святом Причащении и непрерывном личном подвиге внимания к себе, исправления, хранения себя, – может нормально идти и развиваться жизнь во Христе, в свое время имеющая перейти в вечную жизнь в Царстве Господа нашего Иисуса Христа», говорит отец Александр. Эти и другие мысли о Святом Таинстве он изложил в своей кандидатской диссертации на тему: «Причащение Святых Таин в жизни православного человека», которую защитил в 1958 году. Это была исключительная по глубине понимания святоотеческой традиции и по широте охвата материала работа. На долгие годы она служила бесценным пособием для нескольких поколений духовных пастырей. Фрагменты этой работы вошли и в данную книгу.

 

*** В этой книге представлены воспоминания и размышления священника, истинного носителя Святого Духа, о своей жизни и о духовной жизни, которые издателям книги представляются одинаково полезными, как мирянам, так и их пастырям. Знакомство с личностью протоиерея Александра Ильина, сохранявшего монашеское устроение в миру, но понимавшего проблемы и скорби именно христиан-мирян, также видится издателям особенно своевременным. «Может быть, - пишет сам священник, - излагаемое здесь будет кому-нибудь малыми уроками жизни к укреплению веры, надежды, любви, мужества в подвиге исполнения заповедей Господа. Тогда можно было бы считать не напрасным этот малый труд, когда от этих уроков будет польза нам на пути спасения и прославится имя Божие». Этими словами отца Александра мы и завершаем нашу программу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать