У книжной полки. 2 января

2 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Катехизические беседы в Кронштадтском Андреевском соборе.

 

Знать свою веру и жить по вере - призвание и священный долг каждого крещеного человека. Лишь познающий ее способен любить, дорожить, хранить и передавать другим это бес­ценное сокровище. Необходимость духовного просвещения людей словом веры хорошо осознавали все святые отцы и многие проповедники, в том числе и святой праведный Иоанн Крон­штадтский, который с самого начала своего пастырского служения проводил с народом катехизические беседы, наставляя в истинах православной веры и церковной жизни. Тексты катехизических бесед были составлены и произнесены им в Андреевском соборе города Кронштадта в первые годы его пастырского служения и впоследствии одобрены и изданы указом духовной консистории. В настоящее время эти беседы вышли в свет в Издательстве Отчий дом в книге, которая так и называется – «Катехизические беседы в Кронштадтском Андреевском соборе». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

В просветительском служении Церкви катехизация имеет важнейшее значение. Катехизация - это наставле­ние в вере и оказание необходимой помощи человеку в со­знательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в приобщении к христианскому образу жизни. Преемство веры, заповеданное Христом Спасителем Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20), сохраняется как непреложное правило введения в Церковь новых ее чле­нов. И Церковь призвана сохранять и передавать веру, продолжать дело Христа во исполнение слов Его: Кто бу­дет веровать и креститься, спасен будет; а кто не бу­дет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

Пренебрегать осуществлением катехизации как веропреемства сегодня - значит забыть важность Божествен­ного повеления и Предания Церкви, а такое забвение уже привело Россию в XX веке к духовной катастрофе, в ре­зультате чего целые поколения людей оказались оторван­ными от веры и церковной жизни. Отступление от веры привело к великим скорбям и страданиям наш народ, о которых пророчески предупреждал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В настоящее время возникла острая необходимость обучения крещеных людей основам православного веро­учения, так как за последнее столетие христианское образование в нашем отечестве оказалось практически разрушенным.

Большая часть нынешних «христиан» бывает в церкви, образно говоря, всего три раза в жизни: при крещении, вен­чании и отпевании. Чтобы исправить это плачевное состо­яние, необходимо проводить духовно-просветительскую работу с людьми, готовящимися принять Таинство Кре­щения, и с теми, кто уже крестился. Необходимо повсе­местно возрождать практику огласительных и катехизи­ческих бесед о вере и церковной жизни, понимая, что все наши бедствия есть следствие ослабления духовной жиз­ни. Это сейчас осознают все неравнодушные к судьбам лю­дей, Церкви и отечества пастыри и миряне. Катехизация, подобно солнечному лучу, должна проникать во все слои общества, охватывать всех, чьи сердца ищут живой веры в Бога, подобно тому как Евангельское благовестив про­никло во все концы вселенной.

Основная задача катехизации - пробудить сердце чело­века, чтобы он, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить свои прежние греховные при­вычки и начал путь богоугодной жизни. Достижение этой цели во многом зависит от личных и духовных качеств самого катехизатора, его ревности и искреннего желания привести людей ко Христу. Слу­шающие должны видеть в нем живой пример исполнения Евангельских заповедей, пример любви и заботы о ближ­них, которому сразу захотелось бы последовать. Митропо­лит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Человеку, чтобы уверовать, важно увидеть в глазах верующего че­ловека свет вечной жизни». Такой свет исходил от отца Иоанна Кронштадтского, а пример его жизни во Христе, слова проповедей и поучений пробуждали и покоряли де­сятки тысяч людей, которые по его примеру вставали на путь спасения.

«Особенная черта его личности — светлый взгляд и всегда как бы освещенное изнутри лицо. Влияние отца Иоанна при жизни необыкновенно было глубоко и сильно, он захватил верхи и низы общества, от царских палат до лачужек бедняков и казематов преступников, и простер его до последних пределов земли» (из воспомина­ний очевидца - епископа Михея (Алексеева). «Он зажег священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния ты­сячи опустошенных сердец; он возвратил Богу и в огра­ду Церкви тысячу гибнущих чад; он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности отца Иоанна успели увидеть, оценить и полю­бить до самозабвения красоту священства...» (из воспоми­наний священномученика Иоанна Восторгова).

Беседы, которые представлены на страницах этой книги, не содержат красивых слов и оригинальных выражений, но отличаются ясностью и глубиной мысли, опирающейся на библейский текст и святоотеческие тво­рения. Составлены они ясно и доступно для понимания даже простыми людьми. Умение сказать просто о вещах сложных и трудных для восприятия - это особый дар, ко­торым при исключительной богословской учености обла­дал отец Иоанн. Святые Церкви, жившие под водитель­ством Духа Божьего, - наши лучшие учителя. В каждом слове Кронштадтского пастыря чувствуется особенная сила как отражение силы его собственного духа. Первые четыре беседы посвящены учению о Боге - Пресвятой Троице, которое, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «так важно и судьбоносно, что в вере христианской нет ничего важнее и возвышеннее это­го учения».

Это учение, до конца непостижимое для чело­веческого ума, излагается им просто и понятно. Как говорит святой Иоанн, «учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касаю­щиеся веры, если взять их вместе, — в сравнении с познанием единого Бога, в Троице покланяемого, — то же, что едва заметная точка: потому что Бог есть Источник всякой премудрости и знания и — познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства. Мы назы­ваемся христианами, как всякий знает, от веры во Христа, Сына Божия Единородного, а всяк... исповедали Сына, и Отца иматъ, по словам святого Иоанна Богослова (1 Ин. 2, 23), имеет и Духа Святого, о котором Господь сказал: Дух Господень на Мне (Лк. 4, 18).

Значит, кто веру­ет во Христа, тот непременно верует во Святую Троицу: в Отца и Сына и Святого Духа. Без ис­поведания Пресвятой Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, ни Таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без уче­ния о Святой Троице Страшный Суд, воскресе­ние мертвых, воздаяние каждому по делам (ср.: Рим. 2, 6) в будущей жизни были бы для нас пу­стыми словами. Все это необходимо допускает­ся только тогда, когда мы веруем в Бога Отца, Который есть предвечная Любовь и Правда; в Бога Сына как Искупителя человеков и — в Бога Духа Святого как Освятителя и Утешителя ве­рующих. Так важно это учение». Поэтому беседа о Пресвятой Троице и открывают эту книгу. В последующих беседах также доступно излагается о Боге Творце и Промыслителе мира, о грехопадении, об искуплении рода человеческого Христом Спасителем. По­этапно проводя слушателей по пути познания основ право­славной веры, отец Иоанн призывает активно включиться в жизнь Церкви, участвовать в ее Таинствах с тем, чтобы по-настоящему встать на путь покаяния, доброделания и спасения души.

 

*** Беседы катехизического содержания святого праведного Иоанна Кронштадтского, впервые изданные в 1859 году, и сегодня могут принести неоценимую пользу в деле духовного просвеще­ния. Они отличаются простым, ясным и подробным изложением глубочайших истин православной веры. В каждом слове Крон­штадтского пастыря чувствуется особенная сила как отражение силы его собственного духа, ведь пример его жизни во Христе, его проповеди и поучения пробуждали и обращали на путь спа­сения десятки тысяч людей. Эта книга будет полезна как тем, кто только начинает свой путь христианина, так и тем, кто давно находится в церковной огра­де: священникам, катехизаторам, миссионерам и всем право­славным христианам, желающим лучше узнать свою веру и при­общиться к святоотеческому наследию.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать