У книжной полки. 2 октября

2 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. Псалом Давида 118-й : Толкование беседовательное.

 

Замечательные труды преосвященного Фео­фана по изъяснению слова Божия — одно из важнейших его духовно-просветительских дел. Святитель смотрит на слово Божие не только как на источник теоретических религиозных знаний, но и как на живое и действенное руко­водство в нравственной жизни. В нем не только Божественное откровение, но и действитель­ная благодатная сила, «яже к животу и благо­честию». Несравненный знаток и комментатор Свя­щенного Писания, он оставил нам просто и до­ступно изложенные труды, непревзойденные по проникновенной глубине понимания священного текста и по полноте и широте его изъяснения. Среди них — толкование сто восемнадцатого псалма. Это толкование вошло в книгу, которая вышла в свет в Издательстве Правило веры. Она называется – «Псалом Давида 118-й: Толкование беседовательное». ***

О своих толкованиях святитель писал издателю: «...толкование называю беседовательным. Потому что вношу многое, что не ожидается от толкования, а скорее от беседы». Подобно древним святым отцам и учите­лям Церкви, часто их же словами, святитель постоянно преподает читателям нравственные уроки, вводит в созерцание и оценку различных состояний внутренней духовной жизни христиа­нина. Это живая проповедь о путях к нравствен­ному совершенству. В предисловии преосвященный автор отмечает: «Сто восемнадцатый псалом отличается от других псалмов такими видными особенностями, которых нельзя не заметить с первого же раза. Количество стихов сказывается само собою; у нас один этот псалом составляет целую кафиз­му.

Прочитавший этот псалом со вниманием, по словам святителя, не может не заметить и другой еще особенности — именно той, что всякий из 176 стихов говорит что-ни­будь о законе Божием, означая его только раз­ными именами. То и другое может быть еще не так важно, но тому нельзя уже не дивиться, что, — как находят лица, много потрудившиеся в изучении Писания, — в таком количестве стихов … нет изрече­ний слабых и нет совершенно тождественных повторений. Есть похожие один на другой сти­хи», но в каждом из них «указывается особая какая-либо черта закона или какой-либо оттенок той же черты. Равным образом, очень простые на вид изре­чения, когда поближе станешь всматриваться в них, открывают взору ума вход в глубину Бо­жественного законоположения.

Как отмечает автор, есть и еще одна особенность этого псалма; в переводах греческом и славянском, как и во всяком другом, ее не видно, а в подлиннике еврейском она прямо бросается в глаза. Это то, что псалом располо­жен по алфавитному акростиху, и притом не так, чтобы каждый стих начинался новою буквою, следующею за начальною буквою предыдущего стиха, например, чтобы первый стих начинался с а, второй с б, третий с г; но каждою буквою начинаются восемь стихов подряд, потом другие восемь стихов начинаются следующею буквою. Таким образом, восемь стихов первых начина­ются с а, восемь следующих с б и так далее. Всего в еврейской азбуке 22 буквы. Положив на каждую по восьми стихов, выйдет 176 стихов. Столько их и есть в псалме. Эта последняя особенность, по мнению святителя, более всего наво­дит на решение вопроса о происхождении и на­значении этого псалма.

Один толковник, пишет святой Феофан, приво­дит мнение еврейских ученых, что святой пророк Давид составил псалом этот для обучения сына своего Соломона, которого готовил в преемники себе, закону Божию и молитве. Зигабен дела­ет выписку из Оригена, в которой послед­ний свидетельствует, что евреи имели обычай заставлять детей своих, вместе с алфавитом, заучивать и этот псалом. Соединив то и другое, мы полагаем, что святой пророк Давид под ко­нец своих дней, после стольких опытов в жизни, из которых ни один не проходил у него без того, чтоб он не поставлял себя в прямое отношение к Богу и закону Его, разумно прошедши все нравственно-религиозные состояния и уразумев все их при свете лица Божия, возымел благую мысль передать Соломону всю свою духовную опытность, так, однако ж, что при этом имел во внимании и детей всех отцов, не своего только времени, но и всех последующих родов.

Бла­женный Феодорит пишет об этом псалме сле­дующее: «Божественный Давид много различ­ных перемен имел в жизни: и бегством спасался от врагов, и в бегство обращал врагов, впадал в горести и потом вел жизнь радостную, проходил путь божественный и претыкался в шествии, и снова следовал Божественным законам. Все это собрал он воедино в настоящем псалме, и все молитвы, какие при каждом обстоятельстве при­носимы были им Богу, приводя в один стройный состав, предложил людям единое полезное уче­ние, и в сказанном им показывает, как можно преуспевать в деятельной добродетели». Однако, как далее отмечает святитель, этот псалом не только «для детского чтения и изучения», как думают некоторые, но он необходим и взрослым, и особенно многоученым. Об этом автор говорит так: «..псалом этот изучался в детстве, а руководство давал на целую жизнь, и составлял не только руководство, однажды навсегда законченное из­учением, но и предмет для постоянного размыш­ления, и средство для всегдашнего углубления в тайны законоположения Божия».

По словам святителя, «изречения псалма просты по форме, но не просты по со­держанию. Начните разбирать повнимательнее, - говорит святой отец, - и вы всегда найдете нечто новое, назидательное, влекущее волю вслед стезей Божиих. Блажен­ный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование сего псалма, будучи поражаем его глубиною. «Сколько раз, — говорит он, — просили меня дать толкование его; и я брался было, но всегда отступал, видя, что это превышает мои силы, ибо, чем псалом этот кажется проще, тем оказывается на деле глубже; так что я и сказать не могу, сколько он глубок. В других псалмах есть темноты; этот же так ясен, что только читай или слушай: толковать нечего. А между тем я не могу сказать, смогу ли что сделать и теперь, приступая к беседам о нем».

После этих слов, по мнению автора, «сомнения быть не может, что если и мужи ученые будут брать себе по стишку из этого псалма и поучаться в нем размышлением в продолжение дня, то это будет очень похоже на прорывание земли в том месте, где скрыто сокровище. Ройся только — найдешь. В каком бы кто возрасте духовном ни находился, вся­кий узрит должное и полезное себе. Так, святой Афанасий Великий, минуя все внешние соприкосновенности этого псалма, смотрит на него оком глубокого пустынника и говорит: «В псалме сем святой пророк описы­вает житие святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем святые одерживают победу: закон, словеса Божий, терпение, помощь свыше и, наконец, что последует за трудами — награ­ды, венцы, воздания».

Святой Амвросий пишет, что «и другие псалмы содержат нравственные уроки, но те суть, как звезды, рассеянные по небу, а этот, как солнце, изливающее в полдень обильный свет». Такое богатство псалма и расположило святителя Феофана «посвятить размышлению о нем достойное время и, что Бог пошлет, предложить то вни­манию богобоязненных и ревнующих о спасении своем христиан, в той уверенности, что это хоть какую-нибудь принесет им пользу». Ведь каждый стих этого псалма, по словам святого, это «молитвенные обращения к Богу. Каждый стих есть молитва, но все об одном — об исполнении закона Гос­подня. Душа, сознавшая, что спасение только в Боге чрез исполнение святой Его воли, беседу­ет с Богом, моля Его просвещать, вразумлять, укреплять, избавлять от искушений внутренних и неприятностей внешних, восстановлять от па­дений, избавлять от врагов — словом, даровать ей, по милости Своей, быть благоугодною Ему. Повсюду идет речь теплая, обращенная к Богу прямо от сердца».

 

*** Сто восемнадцатый псалом, по словам издателей, это особенное про­изведение. В нашей Святой Церкви положено читать его на каждой повседневной полунощнице, когда, по словам святителя Феофана, «освеженная сном мысль бывает способнее и живее воспринимать, и глубже проникать». По оценке блаженного Феодорита, «псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совер­шенной добродетели усовершить в ней, живущих в рассеянии возбудить к тщанию, упадающих в духе воодушевить, нерадивых исправить — од­ним словом, против различных человеческих немощей дать всякого рода врачевство». Окончив толкование 118 псалма, преосвященный сообщал своему духов­ному чаду: «Что так написалось — это милость Божия. Кто со вниманием прочитает, у того со­берется много мыслей, обнимающих с разных сторон настоящую христианскую жизнь и под­крепляющих на нее. Благодарение Господу, что дал так написать».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать