Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Преподобный Алексий Зосимовский.
Преподобный Алексий Зосимовский, наставляя духовную дочь, говорил: «Избрать путь жизни самой труднее всего. При вступлении в жизнь нужно молить Господа, чтобы Он управил твой путь. Он, Всевышний, всякому дает крест сообразно со склонностями человеческого сердца». «Скорби, - отмечал старец, - это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество». Тому, кто унывал, он нередко советовал: «За все неприятности и невзгоды благодари Бога». Кроме того прп. Алексий наставлял: «Если будешь верить в Промысл Божий, поручишься ему, то обретешь великий мир». За наставлениями к старцу люди ехали со всей России, и всех он принимал и утешал. Каким был жизненный путь старца и чем он привлекал к себе народ, расскажет эта небольшая книга, выпущенная в свет Издательством Сретенского монастыря. Она называется – «Преподобный Алексий Зосимовский». ***
Эта книга из серии «Люди Божии» составлена известной современной писательницей Ольгой Рожнёвой. Она посвящена преподобному Алексию (Соловьеву), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен старец Алексий Архиерейским Собором Русской Церкви в 2000 году, память его совершается сегодня, 2 октября. В этой книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы.
О жизни святого в книге говорится следующее: иеросхимонах Зосимовой пустыни, прп. Алексий родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника. Мальчика при крещении нарекли в честь великомученика Феодора Тирона. Отец будущего старца протоиерей Алексей Соловьев был потомственным священником. Незаурядные способности и высокие нравственные качества позволили ему окончить духовное училище первым по списку, продолжить образование в семинарии, а затем и в духовной академии, которую он окончил со степенью магистра и в должности профессора. Помимо служения в храме протоиерей Алексий был благочинным, преподавал в гимназии и в академии. За сорокалетнюю педагогическую деятельность ему было пожаловано потомственное дворянство.
Мать будущего старца Мария Федоровна Протопопова родилась в семье священника с Пятницкого кладбища отца Федора и была женщиной глубоко верующей, доброй и милосердной. Помимо семьи она приняла на себя заботу о рано осиротевших брате и сестре. Своих детей у нее было десять: две девочки и восемь мальчиков. Мария Федоровна рано ушла из жизни от холеры, когда ее сыну Федору было всего восемь лет. Мать детям заменили бабушка и няня Татьяна, которую старец вспоминал с особенной любовью. Главная же забота о детях легла на плечи отца. Своей лаской и нежностью он добивался от них открытости и послушания. Личность и образ жизни протоиерея Алексия Соловьева стали примером для всех его детей и оказали большое влияние на духовное становление будущего старца.
Начальной грамоте Федор учился у диакона, а затем и священника соседнего храма отца Павла Смирнова. Когда малыша везли на санках к учителю, ему давали с собой бутылочку с чаем и конфету. Чай Федя выпивал сам, а конфету всегда отдавал Аннушке, маленькой дочке отца Павла, на которой потом и женился. Как отмечал духовный сын и биограф старца протоиерей Илия (Четверухин), Федор «с малых лет отличался серьезностью, не шалил, уклонялся от веселого общества и шумных развлечений, был очень привязан к отцу, заботился о нем». Мальчик любил играть на рояле, исполнять церковные песнопения, пел в церковном хоре. Особенно он любил ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль» и всегда плакал от умиления, слушая их. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу.
В тринадцать лет, во время учебы в духовном училище, Федор получил серьезную травму: когда отрок звонил на колокольне, язык колокола ударил его и он потерял сознание. В результате Федор ослеп на один глаз. Это происшествие сильно повлияло на подростка, который и без того отличался замкнутостью и углубленностью. По окончании училища Федор поступил в Московскую семинарию. Учеба давалась ему нелегко, отнимала почти все время. В этот период он ничего не читал для развлечения. Молодой человек и раньше всячески сторонился мирской жизни, а теперь совсем избегал ее. Он всегда отказывался от приглашений друзей-семинаристов пойти с ними на вечеринку.
В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию. После семинарии юноша не пошел в духовную академию, потому что не чувствовал в себе особого призвания к богословской науке. Он хотел служить Господу в скромном звании приходского диакона. Через год молодой выпускник семинарии женился на Анне Павловне Смирновой и был рукоположен в диаконы. Тогда же митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. После назначения молодые супруги поселились в церковном деревянном доме. Началось знакомство с приходом, в котором насчитывалось всего восемнадцать домов, утопавших в зелени садов тихих переулков. Первые годы его пребывания в Толмачах были самыми благодатными.
Прихожанам и настоятелю отец Федор пришелся по душе своей скромностью, отзывчивостью, почтительным отношением к старшим, благоговейным служением и великолепным голосом. Отец Феодор любил петь вместе с хором. Он имел тонкий, чуткий, совестливый характер. Молодой диакон был очень усерден к своим церковным обязанностям. В храме он проводил практически все время — приходил первым, а уходил последним. Перед уходом обязательно обходил не спеша весь храм и молился, кладя поклоны перед каждой иконой. Епископ Виссарион (Нечаев), в то время священник Николо-Толмачевской церкви, вспоминал: «Хотел я было как-нибудь прийти раньше диакона, но, когда бы я ни пришел, он всегда оказывался раньше меня». Семейная жизнь отца Феодора также складывалась благополучно. Жена Анна Павловна, кроткая и добрая, очень любила своего супруга, и окружила его вниманием, боясь чем-либо обеспокоить.
Через год молодые супруги радовались рождению сына Михаила. Однако на пятом году супружества горе вошло в их дом. В январе 1872 года Анна умерла от скоротечной чахотки. Для отца Феодора это был страшный удар. Уход супруги еще больше отгородил его от земных радостей. Архиепископ Арсений (Жадановский) писал об отце Феодоре: «Овдовев, он задумался оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили отца Алексия не бросать сына, сначала воспитать его, а потом уже и приводить в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и раздумья он согласился и в течение 25 лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына». Все эти годы в тиши одного из глухих переулков Замоскворечья, в скромном немноголюдном толмачевском приходе, постепенно возрастал будущий великий старец-подвижник, к которому потом потянулось множество скорбящих и обездоленных людей со всех концов необъятной России.
После того как сын отца Феодора окончил Московское техническое училище и женился, путь в монастырь для батюшки был открыт. Его желанием было найти уединенный монастырь, куда бы не проникала житейская молва и где бы иноки действительно спасались в трудах, простоте и молитве. Но по Промыслу Божию будущий старец оказался в Зосимовой пустыни. Настоятель обители, отец Герман (Гомзин) при первой беседе с ним, спросил: «А что есть самое главное для инока?» — «Смирение», — ответил ему отец Федор. От этого ответа просияло лицо игумена, и он тихо сказал: «Да, он из наших». 30 ноября 1898 года отец Феодор был пострижен в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
*** Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни, близок сердцу каждого православного христианина, особенно он был дорог тем, кто знал его при жизни, его ученикам и последователям, кто избрал для себя путь подвижничества и прославлен ныне в лике святых. Их воспоминания о судьбе угодника Божия, подвизавшегося в России на рубеже эпох, а также наставления старца, собраны на страницах этой небольшой книги. Надеемся, что она расширит круг почитателей благодатного подвижника и, несомненно, окажется полезной в их духовном укреплении.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!