Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монахиня Таисия (Карцева). Русские святые.
Жития святых были любимым чтением на Руси. Сотни лет грамотная Русь всех сословий набожно читала, а неграмотная слушала жития святых, находя в них неисчерпаемый источник нравственного назидания и церковно-исторического познания. Человек современный в массе своей не много знает о святых, чаще он, как носитель определенного имени, помнит, что оно есть в святцах, иногда имеет представление о месте, где жил святой, о социальном статусе чтимого Церковью святого. Однако понятия подвижничества, чина святости, прославления и почитания неведомы для большинства, они не составляют духовного содержания человека конца второго тысячелетия от Рождества Христова. А между тем, «святые угодники Божии ведут нас своими примерами ко Христу», - так писала монахиня Таисия, насельница православного монастыря под Парижем, в предисловии к составленному ею собранию житий русских святых. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этого труда, выпущенное в свет издательством «Пальмира» под названием – «Русские святые». ***
Настоящее издание представляет собой составленное во второй половине XX века собрание житий русских святых, в том числе малоизвестных подвижников, исповедников и новомучеников. Собранные житийные повествования посвящены 1000-летию русской святости, и по словам издателей, являются истинно духовным чтением. Содержательность этого собрания отводит ему заметное место в кругу житийной литературы. В первую книгу вошли жития святых, память которых почитается в первой половине года – с января по июнь, а перед всем корпусом житий вставлены вне месяцеслова жития св. апостола Андрея Первозванного и учителей словенских, братьев Кирилла и Мефодия. Во вторую книгу вошли жития святых, память которых почитается во второй половине года — с июля по декабрь, а также справочные дополнения к изданию.
Изложение житий и сохранившихся сведений из жизни подвижников веры и благочестия собраны в книгу для духовного чтения монахиней Таисией (Карцевой). Монахиня Таисия (в миру Татиана Георгиевна Карцева) родилась в России, в Сувалкской губернии. Жизнь ее прошла в эмиграции, во Франции, где в 1944 г. она стала послушницей, а в 1946 г. приняла иноческий постриг, с наречением имени Таисия, в православном Казанском скиту под Парижем. С 1952 г. и до конца своих дней матушка Таисия была насельницей Покровской женской обители, состоящей, как и Казанский скит, в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В свободное от монастырского послушания и богослужений время русской монахиней собирались из доступных ей источников свидетельства о святых, в земле Российской просиявших. И с Божией помощью рукотворно переписывались.
Созданная ее трудами книга была напечатана по благословению преосвященного Лавра, архиепископа Сиракузского и Троицкого, в типографии Свято-Троицкого монастыря (в Джорданвилле) Русской Православной Церкви Заграницей. Когда стало возможным издавать духовную литературу в России, труд матушки Таисии был переиздан в Троице-Сергиевой лавре. Живое предание о русской святости было услышано всеми чадами Русской Православной Церкви как в рассеянии и изгнании, так и в самой России. А сама матушка Таисия умерла на девяносто девятом году жизни. Перед своей кончиной она соборовалась, причастилась Святых Таин, тихо и мирно, во время чтения канона Пресвятой Богородице, отошла ко Господу в своей келье. А составленные ею жития, оставаясь верными церковной письменной традиции идущей от древних патериков, отвечают духу нашего времени. История создания книги отражает духовное единство русских православных христиан вне зависимости от государственных границ и церковных юрисдикции.
Как говорится в предисловии книги, «на Руси с первых времен после святого Крещения при равноапостольном святом князе Владимире была воспринята церковная традиция почитания святых, показавших и реально осуществивших различные пути и способы стяжания благодати Святого Духа. Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение. Мученические акты. патерики, лимонарии, синаксари, прологи, Четьи-Минеи, переведенные с греческого и латинского языков, пришли на Русь вместе с принятием христианства.
На животворной лозе Христовой выросла и заплодоносила особая ветвь, которая отмечена нашим именем: русская ветвь Православия. С. постижением русской святости связана, по словам церковного историка Георгия Петровича Федотова, одна из насущных задач христианского и национального возрождения в России. Он писал, что в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути, что в подвижническом пути немногих — путь для всех. Наряду с памятованием вселенских святых в Диптих Русской Православной Церкви были внесены имена ее духовных чад, явивших каждый в своем чине особый вид духовного подвига, особый путь восхождения к святости. Агиографическое наследие Руси и России непосредственно отражает эти пути восхождения к Богоподобию. Бесценный фонд русской духовности на протяжении тысячелетия с любовью собирался и переписывался. Житийные сборники списывали или заказывали для себя даже миряне.
Собрания чисто русских житий появляются с XVI в., в связи с ростом национального сознания и накопленным духовным опытом в Русской Православной Церкви. К этому периоду относится уникальнейший памятник древнерусской письменности - Великие Четьи-Минеи святого митрополита Московского Макария, собиранию которых он отдал 12 лет. Прославлению угодников Божиих посвятили свой словесный дар известные Нестор Летописец, Елифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Но ценность собирания и изложения сведений о святых не в литературно-стилистических достижениях, а в указании пути к святости. Было бы неправильно с церковной точки зрения сосредоточивать внимание на риторически развитых и украшенных словесно житиях, которые составили устойчивый литературный канон в этом жанре церковной письменности, и оставить без благоговейного чтения краткие, бедные и риторикой, и фактическими подробностями, житийные записи, сделанные на русском Севере. Жития, и краткие, и пространные, — памятник духовной жизни и уже по одному этому — поучительное чтение.
Как отмечает автор предисловия, «история канонизации в Русской Православной Церкви имеет начало в прославлении святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Это было деяние новокрещеного русского народа, в котором выразилось своеобразие национальной духовности, просвещенной светом православной веры. Канонизация, прославление святых Православной Церковью всегда было ответом на вызов суетного мира. В России все были воспитаны на мирской, гражданской истории, жизнь Церкви отражается в контексте общественно-политического процесса, даже подвижники веры и благочестия предстают перед нами прежде всего, как участники тех или иных событий. Почитание святых, сливается со светской практикой увековечивания памяти государственных мужей и деятелей культуры. Этому способствует обилие в церковных святцах сильных мира сего — князей и пастыреначальников. Порой может показаться, что в этом прямое отражение известной симфонии государственной власти и Церкви, и тогда святость становится мифом, воспитывающим общественное сознание».
Ошибочность такого мнения, по словам автора предисловия, преодолевается, если разобраться, в чем, собственно, состоит подвиг святых князей и святителей, этих чинов святости с сословной окраской. В своей истории христианская Церковь, и Русская Православная Церковь в частности, знает целый сонм святых угодников и исповедников. В церковных календарях, богослужебных книгах и житиях мы встречаем сведения о днях их памяти, подвижническом пути и характерные определения при упоминании имени, например, мученик, преподобный, праведный, благоверный князь, святитель, блаженный, страстотерпец. Кто они? Разобраться в этом вопросе нам и поможет книга монахини Таисии, посвященная 1000-летию русской святости. Ее труд отличается как полнотой исторических сведений, так и безупречностью языка. «Жития» издаются по современным правилам правописания, с сохранением лексических, стилистических и фонетических особенностей речи. Все жития расположены по принципу месяцеслова, в порядке церковного года. Все даты приводятся по-старому (юлианскому) стилю.
*** По словам издателей, «Жития святых были и остаются животворящим источником, много-содержательным чтением для всех и каждого, а не застывшим памятником церковной литературы. В них перед взором читателя вереницей проходят примеры поистине великого благочестия: что ни страница в собрании житии святых, то новая добродетель, самоотверженный подвиг ради Господа, образцы смирения и послушания, терпения в напастях житейских, глубокого сокрушения в грехах и искреннего покаяния. Припав к духовному житийному источнику не как к церковной литературе, а как к святоотеческому преданию, каждый поучается укрепляющей вере, утешается в горестях, радуется и обретает путь к спасению».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!