У книжной полки. 2 марта

2 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский, — выдающийся русский писатель, классик православной духовной литературы. Начав писать еще в молодости, Владыка в последние годы своего земного бытия мечтал: «Если Богу угодно будет, то мне желалось бы напечатать собрание моих сочинений, пересмотревши тщательно, и напечатать под собственным моим наблюдением». Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, епископ Игнатий целиком погрузился в деятельность по подготовке своих трудов к изданию. Им заново были пересмотрены тексты всех основных творений, а кроме того, появилась возможность издать их во всей первоначальной полноте. Весь состав томов Святитель определял сам. Мы же сегодня предлагаем вашему вниманию двухтомное издание, в которое вошли избранные творения Святителя, а именно, его «Аскетические опыты». ***

Неоднократно мы знакомили вас с духовным наследием святителя Игнатия. Но каждый, кто читает его труды, не перестает удивляться ясности и чистоте его ума, силой его проникновения в самое существо человеческой души и духовной жизни, явлением духа, присущим творениям святых отцов древней Церкви. Со смирением отмечая, что его творения принадлежат «милости Божией», Святитель в то же время утверждал, что «со времени введения в России образования никто еще не писал в этом роде. Образ изложения, наружная форма, самый слог... (все это) новость в духовной русской литературе».

Этот двухтомник выпущен в свет Издательством Сибирская Благозвоница. Первый том раскрывает читателю живой опыт подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и нравственного Предания Православной Церкви. Святитель Игнатий последовательно излагает учение святых отцов: о вере, молитве, евангельских заповедях и блаженствах, покаянии, смирении, борьбы со страстями и пр., «примененное к требованиям современности». Второй том «Аскетических опытов» содержит учение о вере, молитвенной практике, телесных подвигах, отношении к Богу и ближним и о христианском совершенстве. Истинная жизнь по Евангелию, приводящему к духовному обновлению (покаянию), опыт святых отцов, законы духовной жизни, которым святитель советует со вниманием следовать каждому вступившему на тесный путь, помогают приобрести спасительное познание себя и открывают человеку значение Креста Христова.

О своих книгах Преосвященный автор говорит, что они «писались и пересматривались в течение двадцати лет, соответственно наблюдениям, деланным над собою и над другими. В течение всей жизни моей, - отмечает святитель, - я занимался изучением Отеческих писаний и сделал из них такое извлечение, какое возможно сделать только по долговременном изучении сих исканий». Свои «Аскетические опыты» он писал, как «книгу практическую», сознавая огромную нужду «в учении святых Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями». При этом святитель считал, что «Опыты», «будучи книгою чисто духовною, должны быть полезными Отечеству и в гражданском отношении. Эта книга, - говорит он, - становит внимательного читателя в разряд истинных православных христиан и дает ему решительное, одностороннее, спасительное направление. От развития идей Православия и от твердости в Православии зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа».

Статьи, из которых состоят «Аскетические опыты», по словам святителя, «написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся» в духовных отношениях со Святителем. Оканчивая земное странствование, Владыка счел долгом своим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать во едино, и издать печатно все статьи, написанные им в сане архимандрита. Так, святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни, уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования и для составителя Аскетических Опытов».

В «Опытах» изложено учение святых Отцов о науке из наук,- о монашестве, причем учение это согласовано с требованиями современности. Главной отличительной чертой деятельности древнего монашества от деятельности новейшего, является то, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками. А ныне, как замечает преподобный Нил Сорский вместе с другими позднейшими Отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем и составляет основную мысль «Опытов» на всем их пространстве.

Обратимся к первому тому данного издания, и прочитаем фрагмент слова святителя Игнатия, посвященного посту. «Глава добродетелей, пишет святитель, – молитва; их основание – пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост. Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности".

Как отмечает святитель, "Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи. Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью. И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы".

По словам святителя, "Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк.21:34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние. Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати».

 

*** «Аскетические опыты», главное и любимое сочинение Святителя, стали воистину «даром Божиим» православному читателю, и они, по мнению Преосвященного автора, очевидно приводят человека к глубокому молитвенному размышлению, «к самовоззрению, к умиротворению себя и назиданию верою и евангельскою Истиною». Писатель-аскет подчеркивал, что его произведение создано «для всех иноков», а также «мирян, которые желают быть христианами на самом деле, практически». И сегодня слово назидания великого сына Русской Церкви оказывает благотворное влияние на всех, кто ищет спасения и стремится к христианскому совершенству.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать