У книжной полки. 2 июля

2 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен.

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, посвящена человеку, спасшему души миллионов русских эмигрантов, выброшенных революцией за пределы Родины и рассеянных по всему миру. Имя этого человека — святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский. Святому подвижнику довелось жить в самых разных уголках земного шара: России, Сербии, Америке, Китае, Франции. И где бы он ни появлялся, его везде почитали и воспринимали как святого. И по праву называли чудотворцем, светочем русского зарубежья. А когда в 1966 году Владыка отошел ко Господу, его стали почитать во всем православном мире. О святителе Иоанне, архиепископе Шанхайском и Сан-Францисском, рассказывает книга писателя Алексея Солоницына - «Чудотворец наших времен». Она вышла в свет в Издательстве Эксмо и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Эта книга представляет собой повесть о святителе Иоанне, основанную на реальных исторических фактах, и документальное жизнеописание святого. В предисловии книги автор пишет: «Если мы внимательно вглядимся в себя, вспомним пережитое, то обязательно отыщем день и час, когда с нами произошло нечто удивившее нас, необычное, необыкновенное. Например, миновала нас беда, даже смерть, которая была совсем рядом. Или неожиданно сбылось что-то, о чем мы только мечтали. Да мало ли бывает в жизни событий, которые поражают нас. И мы чаще всего говорим: «Повезло!» Или: «Совпадение!» И совсем редко: «Чудо». Но когда мы узнаем из личного опыта или из книг о людях, способных творить это самое чудо, мы от неожиданности замираем. Душа вздрагивает, иногда сотрясается, и наша жизнь порой круто меняется. И мы задумываемся: почему этому человеку дано, например, исцелять людей? Или идти под пули, веря, что они пролетят мимо?» И почему именно ему?
А далее, когда происходит знакомство с житием того или иного святого, происходит прикосновение к чуду. И не только удивление и восхищение овладевают душой, но и нечто большее, - чувство, которое нельзя передать словами. Потому что обычные отговорки - «это было давно»; «это не подтверждено фактами»; «это преувеличение» и тому подобные, - рушатся именно под властью фактов, ибо необыкновенные события произошли совсем недавно, в наше время, и есть десятки, сотни людей, которые свидетельствуют об этом. Взять хотя бы житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. А был он «невысокого роста, хромоногий, «гугнивый». Чаще ходил босиком, чем в обуви, не имел даже кровати и отдыхал в кресле, неизвестно когда спал. Питался раз в день, а в пост ел только просфоры и запивал их глотком воды. Молился беспрерывно, стремился каждый день служить Божественную литургию.
Именно этот человек был избран Господом для того, чтобы спасти почти два миллиона русских соотечественников, рассеянных по всему миру. В Европе, в Китае, на Филиппинах, в Северной и Южной Америке, на поездах, самолетах, в автомобилях и просто пешком он добирался до тех, кто падал духом, неизлечимо болел, умирал. Спасал бедных и богатых, строил православные храмы, вселяя в души не только русских, но и европейцев, азиатов, американцев Веру, Надежду, Любовь. Нес слово Христово через моря и океаны, через страны и континенты. Творимые им чудеса описаны с документальной точностью в объемистых, в несколько сот страниц, трудах его духовных чад и почитателей — протоиерея Петра Перекрестова, игумена Германа (Подмашенского), иеромонаха Серафима (Роуза). Если вы захотите подробней узнать о великом святом двадцатого века, то возьмите эти прекрасные книги и прочтите.
Цель данного издания - рассказать о святителе Иоанне в художественной форме, чтобы наши современни-ки, особенно молодые, не привыкшие читать жития святых, прочли эту книгу в привычной для них форме повести, для которой автор выбрал лишь некоторые яркие эпизоды жизни чудотворца. Сделать это было непросто. «Я избрал такую форму повести, – говорит Алексей Солоницын, - мои персонажи размышляют, рассказывают об эпизодах жизни святого. Рассказывают о документально зафиксированных фактах. Это важно подчеркнуть. А сами персонажи — литературные. Такая форма повествования давала возможность создать живую картину реальных событий — то есть выполнить задачу, которая всегда стоит перед писателем. Для тех, кому мало художественного изложения событий, во второй части книги приведена биография святого. Там же даны акафист и молитва святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому».
Обратимся к житию святого, вернее к первым 30 годам его жизни. Будущий святитель родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовка Харьковской губернии в семье малороссийских дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей. В святом крещении младенец был наречен Михаилом - в память о предводителе сил небесных Архистратиге Михаиле. По словам автор, «все здесь знаменательно — и родовые корни новорожденного, и имя, данное ему в святом крещении, и место его рождения. Поэтому и данный очерк начинается с расшифровки этих обстоятельств. Род Максимовичей широко известен как в мирской, так и духовной жизни России и Украины, в то время именуемой Малороссией. В доказательство этого достаточно назвать первого ректора Киевского университета Михаила Александровича Максимовича — русского ученого, историка, ботаника, этнографа, филолога, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Ака-демии наук. А с духовной стороны - святителя Иоанна, митрополита Тобольского, замечательного духовного писателя и подвижника-миссионера 18 столетия.
Несколько слов нужно сказать и о месте рождения святителя Иоанна Шанхайского. «Имение Максимовичей находилось в так называемой Голой Долине, которая, несмотря на столь суровое название, располагалась в местах дивной красоты по берегам реки Северский Донец. Эта подробность приводится потому, что всего в восьми верстах от Адамовки располагался в меловых горах знаменитый Святогорский монастырь, имев-ший в то время более шестисот насельников. Среди них жили в пещерах отшельники, прославленные по всей Руси, монахи, соблюдавшие строгий афонский устав, иные подвижники православия. Именно они и произвели на отрока Мишу неизгладимое впечатление — вместе с родителями, а чаще один, он ходил молиться в Святые Горы. Эти места известны еще и тем, что именно здесь разворачивались исторические события, описанные в великом русском поэтическом эпосе «Слово о полку Игореве».
Об этом редко кто вспоминает из биографов святителя — и напрасно. Ведь именно с принятием первых уроков святости от монахов Святой Горы душа Михаила приняла историческую судьбу Родины, России. Не мог впечатлительный отрок с чистой душой, горячим сердцем и острым умом не знать и не воспринять драматическую, горькую, но все равно светлую историю князя Игоря, в которой так чутко и сильно отозвалась судьба Отчизны. По окончании кадетского корпуса Миша хотел поступить в Киевскую духовную академию. Но родители настаивали, чтобы он поступил на юридический факультет Харьковского университета, и, послущания ради, он стал готовиться к карьере юриста.
Во время своей учебы в Харькове - в годы, когда созревает человек, — будущий святитель осознал весь смысл своего духовного воспитания. В то время как другие молодые люди отзывались о религии как о «бабушкиных сказках», он стал понимать, какая мудрость сокрыта в житиях святых по сравнению с университетским курсом. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу. В нем стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим.
После университета Михаил Максимович работал в харьковском суде. Тогда уже в России установилась большевистская власть. Остатки Белой армии вместе со множеством эмигрантов 19 ноября 1920 года покинули Крым. Сто двадцать шесть судов увезли 150 тысяч человек. Среди них был Михаил вместе со своей семьей. Он никогда больше не вернулся в Россию. Но где бы он ни находился — в Австралии или на Филиппинах, в Китае или Уругвае, в Париже или Сан-Франциско, еще в десятках, а может, и сотнях городов и поселков, ни на один час, ни на одну минуту он не оставил свою Родину. Она всегда жила в его сердце. И всюду он молился о ней.

*** Умер святитель Иоанн 2 июля 1966 года в городе Сиэтле, куда приехал с Курской-Коренной иконой Божией Матери, главной святыней эмиграции. Владыка отслужил в Николаевском соборе — храме-памятнике новомученикам российским - Божественную литургию и оставался в алтаре наедине с иконой ещё часа три. Затем, благословив чудотворным образом духовных чад у собора, он проследовал в комнату церковного дома, где остановился. Там, перед иконой Божией Матери, святитель Иоанн предал свою душу Богу. Теперь, когда объединились две ветви нашей Православной Церкви, Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Русская Православная Церковь Заграницей, святитель Иоанн прославлен всей полнотой нашей Церкви. И мы можем молитвенно поминать Божьего избранника, который стал спасительным якорем для людей всего православного мира.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать