У книжной полки. 2 февраля

2 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сергей Глебович Десницкий. Сквозное действие любви.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, предназначена для тех, кто любит мемуарную прозу, для тех, кто ценит прошлое нашей страны. И просто для всех любителей хорошего чтения. Она называется - «Сквозное действие любви» — избранные главы и отрывки из воспоминаний Сергея Глебовича Десницкого. Сергей Глебович – известный актер театра и кино, режиссер-постановщик, заслуженный артист РФ и писатель. Прожив долгую, насыщенную множеством событий жизнь, он в своих записках подводит ей итог. Поэтому его книга сильна и глубиной личной линии, ее осмыслением. Она выходит в свет при содействии Издательства Никея и редакции «Встреча». Более подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***

Рижское взморье, Урал, Киев, Берлин, Ленинград — это далеко не вся география событий книги Сергея Глебовича Десницкого, живо описанных остроумным и внимательным наблюдателем «жизни и нравов». Ведущее свое начало от раннего детства автора, повествование погружает нас то в мир военной и послевоенной Москвы, то в будни военного городка в Житомире, в который был определен на службу полковник-отец, то в шумную бурлящую Москву 50-х и 60-х… Но главные «географические точки» воспоминаний — легендарный «Современник» и МХАТ доефремовского и ефремовского периодов с его великими «стариками и старухами» и тогда молодыми, а ныне знаменитыми — что ни имя, то легенда - артистами, музыкантами, писателями, художниками, педагогами, составившими цвет нашей культуры 1960-2000-х годов.

Как отмечают издатели, от одного только перечня «фигурантов» дух захватывает: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Борис Ливанов, Анатолий Кторов, Марк Прудкин, Ангелина Степанова, Михаил Яншин… И «младшее» поколение – О.Ефремов, А.Покровская, Е.Евстигнеев, Г.Волчек, О.Табаков, В. Высоцкий, О.Стриженов, А.Лазарев, А. Мягков, В.Невинный, Ю.Богатырев, И.Эренбург, А.И.Солженицын, Владимир Лакшин, Э.Неизвестный… Если говорить о самом Десницком, вкратце его биографию можно описать так: родился Сергей Глебович 4 апреля 1941 года. В 1962 - окончил Школу-студию МХАТ, спустя два года был принят в труппу Художественного театра. В качестве режиссёра-ассистента Сергей Десницкий участвовал в постановках Бориса Ливанова, а в дальнейшем — Олега Ефремова. После раскола МХАТа в 1987 году стал актёром МХТ им. Чехова. В 1990 году вместе с женой, актрисой Еленой Кондратовой (Десницкой) организовал собственную антрепризу, поставил три дуэтных спектакля: «Дама с собачкой» А. Чехова, «В Париже» И. Бунина и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. С 1991 года — он актёр московского театра «У Никитских ворот». В 1997 г. вернулся в МХТ им. Чехова, играет графа Орсини и барона Ван Свитена в спектакле «Амадей». С января 1999 года возглавляет Мемориальный Чеховский театр в Мелихове.

В предисловии книги священник Александр Дьяченко пишет: «Много лет назад, будучи еще совсем юным, помню, как смотрел в кинотеатре имени А.С. Пушкина фантастический фильм «Дознание пилота Пиркса». Тогда мы, не в пример дню сегодняшнему, очень часто ходили в кино и с друзьями пере­смотрели множество фильмов. В памяти остались ленты Тар­ковского, сказки Александра Роу и почему-то «Дознание пи­лота Пиркса». … артиста, сыгравшего в этом фильме главную роль, я запомнил очень хорошо. Правда, не прочитав в титрах его настоящего имени, был уверен, что он прибалтиец. Когда мне в руки попала книга мемуаров актера МХАТа Сергея Глебовича Десницкого, я и вообразить не мог, что мне вновь предстоит встретиться с тем самым «пилотом Пирксом» из моей далекой юности. И понять, почему он так похож на ла­тыша.

Я не театрал, живу в глубокой провинции и уже не помню, когда последний раз выбирался в театр и смотрел спектакль, а начал читать и не смог остановиться, пока не дочитал до конца. Оказывается, читая воспоминания Десницкого, совсем не нужно быть театралом. Потому что то, о чем он пишет, близ­ко каждому из нас. Человеческая жизнь в обрамлении целой эпохи. Я тоже свидетель многих событий, описываемых автором, мне понят­ны его мысли и переживания. Он, как и я, будучи некрещеным в детстве, самостоятельно в зрелом возрасте пришел к вере в Бога. Это очень непросто, особенно если ты актер и принад­лежишь миру театра. Актеры, как и все другие, кто занимается творчеством, мечтают быть признанными. Только, в отличие от художни­ков, писателей и музыкантов, актер не может играть «в стол» и творить для будущих поколений. Он обязан реализоваться здесь и сейчас, в этом поколении, иначе его забудут. Актер жи­вет успехом, надеется на успех и погибает, если публика не оценила его как артиста. Как много в борьбе за роль, особенно главную, плетется закулисных интриг, как проявляются наши самые порочные страсти, чтобы получить возможность выйти на сцену и сы­грать героев, безусловно, нравственных, тех, кто мечтает тво­рить добро. Потому очень трудно в этой среде, однажды приняв креще­ние, жить по заповедям, возрастая от веры к вере.

Мемуары Сергея Глебовича, - говорит отец Александр, - чем-то напомнили мне зна­менитую «Исповедь» Блаженного Августина. Автор, прожив долгую, насыщенную множеством событий жизнь, в своих за­писках подводит ей итог. Начиная жить как все, в конце пути оценивает себя как состоявшийся христианин, не приукраши­вая себя и не обеляя. Черное в своей жизни он называет чер­ным, а белое — белым. Он кается в своих дурных поступках и просит прощения у тех, кто еще жив, и у тех, кого уже нет здесь, на земле. Трудно вот так, как сделал автор, встать перед всем белым светом, открыть свою душу, точно расстегнуть рубашку, и ска­зать: вот, я старый человек, прожил жизнь так, как смог, спа­сибо всем вам за дружбу и за любовь. Я счастлив, что имел воз­можность жить рядом с такими достойными людьми, творить и радоваться жизни. А за все темное прощу меня простить. Не помню, - отмечает отец Александр, приходилось ли мне читать что-либо подобное запискам актера Десницкого, но этот труд поразил меня, свя­щенника, своей искренностью и желанием сделать все, чтобы этот мир стал лучше.

Сам автор во вступлении книги пишет: «Я родился накануне Великой Отечественной войны и уже в полугодовалом возрасте совершил свое первое серьезное пу­тешествие на Урал. Бабушка Валя и мама повезли меня в эва­куацию. Жизнь в глухом уральском селе не оставила в моей памяти никаких воспоминаний, и все, что произошло там, я знаю лишь по рассказам взрослых. Два года мы с мамой про­вели на Урале и вернулись домой лишь в ноябре 1943 года, ко­гда я уже мог что-то запоминать. Так случилось, что о прошлом своих родителей я знаю оскорбительно мало. Родство с «врагами народа», а стало быть, с «контррево­люционными» элементами, грозило их потомкам ссылками, лагерями, а то и расстрелом без суда и следствия. А в состав данной категории граждан входили не только белогвардейцы или чины охранного отделения, но и потомственные дворяне, вся российская знать, анархисты, латыши, конституционные демократы, богатые крестьяне, которых почему-то прозвали «кулаками», ученые, врачи, писатели и поэты, композиторы, учителя, художники, то есть все российские интеллигенты... И прочая, прочая, прочая... «

Короче, продолжает автор, больше половины населе­ния Российской империи представляло для советской власти реальную угрозу. Лишь двадцать процентов деклассирован­ного элемента, то есть карманники, воры в законе и идей­ные бандюки типа Котовского и иже с ним, вызывали у новой власти нежные чувства. А иначе и быть не могло. Пообещав в 17-м году «землю крестьянам», а «фабрики рабочим», боль­шевики и тем и другим показали агромадный шиш и весь­ма обоснованно опасались, что за такой грандиозный обман рано или поздно придется отвечать. Поэтому благоразумней было самых умных и понимающих заблаговременно уничто­жить, дабы не смогли разжечь искру крамолы в умах обманутых и оскорбленных. Но главное — превратить остальную массу населения в безмозглое стадо, которое лишь кнута бо­ится и заботится об одном только: где бы посытнее поесть.

Вот почему лояльные «совграждане» сняли с шеи крестики, пе­рестали ходить в церковь, запрятали подальше, а то и просто порубили на дрова родовые иконы, сожгли все дореволюци­онные фотографии, изорвали на мелкие клочки письма род­ных, выбросили на помойки царские грамоты, если таковые имелись... То есть с рвением принялись уничтожать память о своих предках, многие из которых были весьма достойными людьми и заслуживали если не почитания, то хотя бы элемен­тарного уважения. Страх стал главной движущей силой в изувеченной большевизмом России!.. Когда в школе меня спрашивали: «Кто твои родители?» — я отвечал: «Мама — домохозяйка, папа — командир Красной армии». И был горд сознанием, что являюсь потомком совет­ского офицера. То есть совершенно искренне полагал: моя ро­дословная началась только после Октября 1917 года. А ведь это совсем не так». А как все было – и рассказывает автор далее на страницах этой книги.

 

*** Завершая эту книгу, автор пишет: «Как попрощаться с вами, дорогие мои чи­татели? Это должно быть трогательно и красиво. Обязатель­но красиво — я так задумал. Но почему-то в самый важный момент все мысли не только красивые, но и самые простые, обыкновенные куда-то улетучились, и в голове моей зияла пу­гающая стерильная пустота. Я сидел за письменным столом, тупо уставившись в экран монитора своего компьютера, и страдал: ведь если я не найду этих самых нужных, самых важных слов, весь пятилетний труд мой пойдет насмарку. Слева от меня на книжной полке стоял томик стихов Ивана Алексеевича Бунина. Почти маши­нально я взял его, наугад раскрыл и ахнул от неожиданности: на белую книжную страницу ровными, черными рядами лег­ли до боли сердечной любимые строки:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав...

Вот и все. Лучше не скажешь.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать